Медицинские познания в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:59, реферат

Краткое описание

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н. э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошел в состав Византии.
В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX--IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. -- 395 г. н. э.) и византийский (395--638 гг.), который переходит в средние века.

Содержание работы

I. Периодизация развития медицины в Египте……………… 3
II. Источники по истории развития медицины в Египте…… 3
III.Лечение болезней в Египте………………………………... 4
1.Папирус Эберса……………………………………….. 4
2.Папирус Эдвина Смита……………………………….. 9

IV. Профилактика болезней в Египте………………………… 13
V. Обучение врачеванию……………………………………… 16
VI. Врачи в Древнем Египте…………………………………... 17

Содержимое работы - 1 файл

Медицинские познания в Древнем Египте.rtf

— 232.95 Кб (Скачать файл)

     Исторические параллели: Заклинания и священные песнопения традиционно сопровождали ритуалы врачевания или приготовления лекарственных средств в разных странах Древнего мира -- Египте, Ассирии, Вавилоне, Персии, Греции. Египетские мифы повествуют о том, что Гор, сын Осириса и Изиды, верховный врач бога солнца Ра, всегда сопровождал лечение священными изречениями и магическими заклинаниями, которые и обеспечивали успех.

     Согласно преданию, жена Асклепия, древнегреческого бога врачевания, пела священные песни во время приготовления лекарств. Греческие и римские источники рассказывают о лекарственных средствах, применение которых должно было непременно сопровождаться исполнением священных гимнов. Например, упоминание о средстве от головной боли в сочинении великого философа Платона (V--IVee. до н.э.) звучит :?;ак: «средством этим служит лист, употребление которого однако следует соединять с заклинанием или священной песнью; если употребление листа соединить с этим напевом, то средство это совершенно излечивает; без этой песни лист остается недействительным».

     Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».

     Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.4 

Папирус Эдвина Смита

     Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений -- древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.

     Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин -- антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

     Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей. Приведем еще один пример, также связанный с работами современников и коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений. Так, в VII в. греком Георгием Писидом был создан Шестоднев, содержащий разнообразные анатомические сведения. Вот как выглядят его рассуждения о значении слез в переводе Шестоднева на русский язык, сделанном в XIVв.: когда они «разливаются», то «помажуть очи, благодаря чему никакой вредности» не удается проникнуть в глаз. Флеминг открыл бактерицидное вещество лизоцим в составе слезной жидкости человека в 1922 г. и долгие годы работал над проблемой выделения этого вещества в чистом виде. Для исследований ему нужны были огромные количества слез, и донорами их стали все его сотрудники и технический персонал лаборатории. Добровольцам закапывали в глаза лимонный сок. После такой процедуры, за которую каждый получал 3 пенса, слезы текли рекой. Однако Флемингу так и не удалось выделить лизоцим. В 1937г. это сделали химики из Оксфорда.

     Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Для лечения переломов использовались шины из тростника и жесткие повязки, которые крепились с помощью бинтов. Эти повязки получали, опуская полотно в алебастр или специальные затвердевающие смолы. Кроме того, лаются советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».

     В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место.   И  ты должен  сделать из  ткани два жгута и связать  ими руки  сзади».

     Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.

     Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто -- при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова: 
 

Изыди враг, который в ране,

Выходи дьявол, который в крови.

Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.

Эта крепость не падет,

Нет врагов изнутри..

Я под защитой Изиды,

Мой спаситель -- сын Осириса 

     Вот примеры рекомендаций медицинских папирусов по обследованию больного: «Если ты осматриваешь больного, страдающего желудком, и обнаружишь, что его желудок колеблется под твоими пальцами, как бурдюк, наполненный маслом... -- положи свою руку на больного и ударь по ней...». «Посмотри на свои плечи, на свою грудь. Посмотри наверх, вниз. Если "больной не может это сделать, он страдает вывихом позвонков шеи...». Однако прежде всего обследование больного было направлено на изучение работы сердца.

     Медицинские папирусы не содержат учения о пульсе в таком виде, как, например, оно было разработано позже в китайской, арабской и тибетской медицине. Однако начало этих представлений можно увидеть в папирусе Смита: «Обследование -- это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету ...делает возможным... применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов... понятие измерения вводится для того, чтобы знать, что произошло». Интересно отметить, что рассуждая о происхождении болезней в результате изменений сердца и кровеносных сосудов, авторы различных медицинских папирусов ссылаются на «Книгу сердца»  -- более древний источник, не дошедший до нашего времени.

     Исторические параллели: Упоминания об утраченных медицинских трудах египтян содержат сочинения многих авторов античного мира и эпохи эллинизма. Так, Диодор Сицилийский (I в. н.э.) писал, что в Египте существовал сводный труд по медицине, составленный знаменитыми врачами древности. Климент Александрийский (III в. н.э.) указывал на то, что в Египте существовали отдельные книги, посвященные вопросам анатомии, отдельным болезням, лекарственным травам. Египетский жрец Гораполлон (Ve. н.э.) сообщает, что руководством по лечению всевозможных болезней египетским врачам служила книга «Амбрас», безвозвратно утерянная.

     Вероятно, существованием единого древнего источника объясняется то, что папирусы Эберса и Смита, как и другие дошедшие до нашего времени медицинские тексты Египта, содержат много совпадений. Вот, например, фрагмент папируса Эберса, во многом повторяющий приведенное выше рассуждение из папируса Смита: «Начало тайн врача -- знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца... Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца... Ищет он сердце по сосудам его». Возможно, египетские врачи умели считать пульс, используя для этой цели клепсидру -- водяные часы, известные в Египте уже с середины II тысячелетия до н.э.5 

      Профилактика болезней в Египте 

     Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Причины болезней древние египтяне часто связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).6

     Для египетской медицины характерно внимание к таким гигиеническим процедурам, которые способствовали сохранению здоровья. Жрецы разработали различные предписания для профилактики болезней: воздержание в пище, содержание платья л тела в чистоте, ванны и гимнастические упражнения, необходимость следить за чистотой воздуха, употребление в пищу мяса здоровых животных. Эти предписания были частью религиозных ритуалов и заповедей. «Египтяне, -- писал Геродот, -- пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы... Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь... Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснется свиней, то сразу же идет к реке и в одежде, которая на нем, погружается в воду».

     Для греков изобретателями медицины, особенно профилактической, были именно египтяне. По свидетельствам некоторых античных авторов, «...египтяне -- народ самый здоровый из всех и наиболее долговечный», «образ жизни египтян был так целесообразно урегулирован, что можно было бы видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье». Вот еще одно сообщение Геродота о жителях Египта: - Против несметных комаров... строят себе особые спальные помещения в виде башен, куда и забираются спать. Ведь комары от ветра не могут летать высоко». Здоровым людям периодически предписывали медицинские процедуры с целью предупреждения болезней. Каждые три дня практиковалось очищение организма (рвотное, промывание кишечника или воздержание от пищи).

     Исторические параллели: Достижения египетских врачей в области профилактической медицины позже стали известны во многих странах, прежде всего -- в Греции. Об этом свидетельствуют сочинения Геродота и Плутарха, Плиния Старшего и Диоскорида. Египтология как наука стала развиваться после того, как Ф.Шамполъон расшифровал египетские иероглифы в 1822 г. Не все дошедшие до нашего времени медицинские сочинения и надписи египтян расшифрованы, поскольку для передачи медицинских сведений жрецы часто применяли не обычное письмо, а тайнопись. В то время, как египетская письменность насчитывает около 800 знаков, в тайнописи жрецов, которая применялась для передачи «тайных» знаний, предназначенных посвященным, содержится около 6 000 знаков. Этот особый род египетской письменности до сих пор не расшифрован, и среди египтологов нет единого мнения о том, каким путем идти к разгадке.

     История медицины Древнего Египта хранит еще много тайн, как и вся загадочная тысячелетняя египетская культура. Новые археологические находки приводят к появлению все новых гипотез. Например, сообщение в папирусе Эберса о том, что признаком беременности у женщин является изменение в цвете ириса -- радужной оболочки глаз, послужило основанием для гипотезы о возможном знакомстве египтян с иридодиагностикой, которая находит развитие в современной науке.

     Однако прямые ассоциации с методами современной науки здесь, как обычно, оказываются упрощенными. В точном и скрупулезном изображении глаз нашли отражение религиозные представления египтян. Погребальная статуя не могла принять душу умершего человека, не пройдя обряда отверзания глаз и рта: жрецы окрашивали губы статуи в красный цвет, а в пустые глазницы вставляли искусную модель глаза, имитирующую все анатомические подробности, включая даже слезные мешочки. Глазное яблоко делали из алебастра или слоновой кости. В специальное углубление вставляли роговицу, выточенную из горного хрусталя. В середине этого тонкого хрустального диска предварительно было просверлено отверстие, которое заполняли черной пастой. Затем внешнюю сторону хрустальной роговицы полировали до блеска, а на внутреннюю -- матовую -- наносили пленку темной смолы, идеально имитирующей цвет радужной оболочки карих глаз.

Информация о работе Медицинские познания в Древнем Египте