Я.Корчак и его педагогические идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:03, реферат

Краткое описание

Януш Корчак (Генрик (Хенрик) Гольдшмит (1878–1942)) – известный польский писатель, врач и педагог; был директором двух воспитательных учреждений для детей-сирот в Варшаве - Дома сирот (1911) и Нашего дома (1919); создатель гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Автор повестей «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый»

Содержимое работы - 1 файл

Я.Корчак.docx

— 24.76 Кб (Скачать файл)

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Реферат на тему: 
 
 
 
 

      Я.Корчак и его педагогические идеи  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Трифоненко Р.Е, ИИГСО, 13 группа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Януш Корчак (Генрик (Хенрик) Гольдшмит (1878–1942)) – известный польский писатель, врач и педагог; был директором двух воспитательных учреждений для детей-сирот в Варшаве - Дома сирот (1911) и Нашего дома (1919); создатель гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Автор повестей «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый» ... 
 
Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже – в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка».  
 
Януш Корчак родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье. Его отец был известным в Варшаве адвокатом. Когда он тяжело заболел, молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В это же время он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берет себе псевдоним «Януш Корчак», под которым становится одним из самых известных мыслителей педагогики и детских писателей. После окончания университета он работает в детской больнице, в качестве военного врача принимает участие в Русско-Японской войне, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение. 
 

Специально для  него в 1911 году в Варшаве, на улице  Крохмальной, 92, было построено новое здание. Это был «Дом сирот», который просуществовал тридцать лет. Всю свою жизнь его создатель посвятил чужим детям, своим воспитанникам, сделав выбор и отказавшись от возможности построить собственную семью. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям. В «Доме сирот» было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причем все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое «государство» детей, во главе которого стояли сами дети.

Разрабатывая свою педагогическую концепцию, Я. Корчак обращался  к находкам известных педагогов  прошлого и своих современников. Исследователи его педагогического  наследия отмечают, что особенно близки ему были взгляды Л. Н. Толстого на воспитание и развитие ребенка. Корчак выступил продолжателем идей великого русского писателя и педагога, выраженных в статье «Кому у кого учиться  писать: крестьянским детям у нас  или нам у крестьянских детей?», в «Дневнике Яснополянской школы» и в позднем творчестве Л. Н. Толстого. В опубликованных трудах самого Я. Корчака  отсутствует упоминание о конкретных идеях великого русского мыслителя, привлекших его внимание и повлиявших на становление его педагогической концепции. Сравнительный анализ творчества и педагогической деятельности Толстого и Я. Корчака позволил выделить наиболее значимые точки их соприкосновения. 
1. Идея абсолютной ценности детства. В своем художественном и публицистическом творчестве Л. Н. Толстой создал ценностный гармонический образ детства – самой радостной, счастливой и невозвратимой поры жизни человека (повесть «Детство»). В статье «Кому у кого учиться писать…» он развил свой взгляд на детство как на «идеал гармонии» и на ребенка как на «первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Так же как и Толстой, Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Поэтому одной из важнейших задач педагогов он считал обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства. Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы – уважения личности и прав ребенка.  
2. Идея гармонического развития ребенка. Данная идея, стоящая в центре статьи Л. Н. Толстого «Кому у кого учиться писать…», оказалась наиболее близка Я. Корчаку. Главной целью воспитания польский педагог считал благо ребенка и необходимость «обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе». Воспитание ребенка для Корчака – «это не милая забава, а дело, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, забот бессонных ночей и много, много мыслей…». 
3. Взгляд на воспитание как на главный путь преобразования общественного устройства. Корчак, как и Толстой, исходил из убеждения, что изменение мира, несовершенных общественных отношений и норм возможно только через воспитание нового поколения, и «осуществлять это воспитание надо с мыслью об иной, реформированной действительности». 
4. Отрицание авторитарного воспитания, воспитания как «формирования» личности, «формы насилия над личностью ребенка» (Л. Н. Толстой); ориентация на сочетание воспитания и самовоспитания. «Давление мы хотим заменить добровольным приспособлением личности к формам коллективной жизни, мертвую мораль заменить радостным стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию. Не формировать и переделывать, а понять и договориться мы хотим с ребенком… Создать их собственную жизнь, испытать силы, моральную стойкость и тенденции развития. На первом плане ставим познание»,– писал Корчак. Деспотизм и тирания в воспитании, считал он, должны быть заменены любовью к воспитаннику. Для Корчака, как и для Толстого, евангельская заповедь о любви к ближнему – не абстракция, а реальность педагогической действительности, «гармония, простор, свобода». Я. Корчак отвергал все формы насилия в воспитании, считая опасным не только прямое, физическое, насилие, но и угрозы, необоснованные запреты, запугивание детей и т. д. В выборе методов воспитания он предлагал придерживаться принципа врачебной этики – «не навредить». 
Считая, что «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует», Корчак одну из главных задач воспитания видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию. Развитие стремления к самовоспитанию, считал он, надо начинать с оказания помощи ребенку в познании самого себя. Однако путь ребенка к самовоспитанию и самопознанию лежит через подобные процессы в личности педагога. В связи с таким – «толстовским» – пониманием воспитания Корчаку близка оказалась и идея свободы («…есть два слова: свобода и воля»), поэтому он отвергал «стремление усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований».

Данные подходы  к воспитанию, в которых просматривается  несомненное влияние Л. Н. Толстого, нашли претворение в гуманистической  воспитательной системе Януша Корчака, определив специфику ее компонентов (целей, принципов, ценностей, деятельности, технологий воспитания), гуманистический характер жизнедеятельности его учреждений.  
Главной целью воспитания в детских домах Корчака было объявлено благо ребенка и воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Важнейшими принципами его воспитательной системы стали: уважение личности ребенка и доверие к нему; взаимодействие воспитания и самовоспитания; безоговорочное соблюдение прав ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании («…права ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, тайн и отклонений тяжелой работы роста, текущего часа и сегодняшнего дня, мистерии исправления, усилий и доверчивости; права ребенка быть тем, что он есть; права на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть»). Задачи изучения ребенка и законов, которые управляют психическим и физическим развитием личности, подготовки воспитанников к жизни и помощи им в выборе профессии, изучения и «выяснения причин отравляющей атмосферы в детском доме и поиска путей ее изменения», создания условий для самовоспитания, самосовершенствования, привития навыков самопознания, самообладания и самостоятельности стали в детских домах Я. Корчака задачами первостепенной важности. 
Гуманизм воспитательной системы Корчака ярко проявился в его стремлении ориентировать всю организацию жизни своих учреждений на удовлетворение потребностей психического и физического развития детей-сирот. Корчак создал образ сиротского учреждения – «клиники», «морального курорта», где должны вылечиваться «всякие недомогания души и тела», и стремился воплотить его в реальном педагогическом опыте. В его детских домах проводился целый комплекс мероприятий, имевших целью правильное развитие ребенка: организация рационального питания; личная гигиена и гигиена помещений; организация развивающей среды, выражавшаяся в продуманном расположении учебных, игровых, подсобных и жилых помещений; организация полноценного отдыха, сна, движения на свежем воздухе; постоянное измерение роста, веса ребенка и другие систематические исследования. 
Разделяя толстовскую идею свободы как одного из важных условий успешного развития ребенка, Корчак вместе с тем отвергал две крайности в воспитании – деспотизм и полную свободу. В воспитательных системах Нашего дома и Дома сирот нашла реализацию его идея «разумного воспитания». Главными характеристиками «разумного воспитания» Я. Корчак считал бескорыстие, формирование конкретного и диалектического видения ребенка, постоянное и глубокое изучение его, понимание и терпимость воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания он считал метод ослабления отрицательных и развития положительных черт характера ребенка. Принцип взаимодействия разумного воспитания и самовоспитания детей стал одним из основополагающих в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка.
 

Цели и задачи, поставленные польским педагогом при  воспитании детей-сирот, требовали  новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей  воспитания в воспитательной системе  Я. Корчака, несомненно, стала организация  жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования  ребенка. Система самоуправления имела  разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал  задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания  и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий  защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование  отношений между всеми обитателями  дома; совет самоуправления – законодательный  орган; сейм – высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов. Корчак несколько раз сам подавал  на себя в суд: когда необоснованно  заподозрил девочку в краже, когда  сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни  и т.д. В этом не было и тени позы. Он сам был частью созданного им государства. 
Мудрое детское самоуправление, внеся элемент игры в жизнь детей, в то же время встало на пути детской и взрослой тирании, способствуя развитию гуманистических отношений. Все органы самоуправления в детских домах Корчака возникли из насущных потребностей этих домов. Они были динамичны: их улучшали, изменяли в соответствии с потребностями и воспитательными задачами, преследуя лишь одну цель – благо ребенка. 
В рамках воспитательной системы Корчаком были разработаны своеобразные воспитательные приемы и средства, которые вносили в жизнедеятельность домов сирот элементы игры и в то же время регулировали поведение детей и способствовали их саморазвитию: «списки раннего вставания», «списки драк»; переписка с детьми; индивидуальные пари – добровольные обязательства детей по отношению к самим себе, заключаемые в присутствии Корчака, выступавшего при этом в роли секретаря и советчика ребенка; «почтовый ящик»; стенгазета и многие другие.

Во время войны  фашисты организовали в Варшаве  и других польских городах гетто. В 1940 году гитлеровская администрация  переселила «Дом Сирот» с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком  в Варшавское гетто. Впереди был  лагерь смерти в Треблинке. Сотни  людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог  бы он жить с сознанием, что покинул  детей в минуту их смерти...

Днем Корчак ходил  по гетто, правдами и неправдами добывая  пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми  руками, пробирался по улице между  мертвыми и умирающими. По ночам  он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. И он остался только для того, чтобы  скрыть от них правду, чтобы до последней  минуты, искренне и с любовью глядя  им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который  способны только родители умирающего ребенка...

А потом наступил такой день, когда «Дому сирот», детям и воспитателям было приказано  явиться с вещами на Умшлягплац - так называлась площадь у Гданьского вокзала при немцах. Когда на заполненной массой избиваемых людей площади появились двести умытых и аккуратно причесанных воспитанников детского дома с Корчаком впереди, немцы, дошедшие до неистовства, кричавшие, хлеставшие бичами и стрелявшие, опешили и остановились.  
Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку известно, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зеленое знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное... Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой, поддерживая в них надежду, отгоняя от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор? Еще одно свидетельство: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти... Так, строем... сюда еще никто не приходил. «Что это?!» - крикнул комендант. «Корчак с детьми», - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» - «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут». – «Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - и захлопнул за собой дверь вагона.

6 августа 1942 года  Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.

Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. 

Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира. В 1991 года по инициативе известного ученого доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации Ирины Дмитриевны Демаковой было создано Российское общество Януша Корчака. На сегодняшний день существует несколько региональных отделений общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Перми.  
 
Российское Общество Януша Корчака занимается пропагандой идей известного педагога, организацией работы с детьми в духе его гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, обучением педагогов. 
 

Информация о работе Я.Корчак и его педагогические идеи