Античное понимание техники, техническое объяснение природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:38, реферат

Краткое описание

Универсальным предметом любой философии, а следовательно и античной, было отношение абсолютного к относительному. Специфика античного философского мышления состояла в том, что абсолютной (самой высокой, самой совершенной) формой бытия для него являлось естество, природа. Сущность же самой природы заключалась, по мнению мыслителей, в способности существовать посредством рождения, причем предполагалось, что все связанное с рождением и последующим достижением плодом состояния зрелости должно совершаться само собой, автоматически, но разумно, правильно и точно, без посторонней помощи.

Содержание работы

Введение ______________________________________________________3
1. История техники___________________________________________4
2. Основные понятия техники__________________________________7
3. Понимание техники в античности ____________________________10
3.1 Основные особенности философского античного мышления____10
3.2 Школы и философские учения античности___________________11
3.3 Научная и техническая культура античности _________________18
4. Вопрос технического объяснения природы_____________________28
Заключение ____________________________________________________31
Список используемых источников _________________________________32

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по Философии.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

    Оказалось, что если есть что-то “сущее”, то оно вечно, неизменно, цельное, неделимое, единое, завершенное. Такое понимание сущего считалось истинным. Но об этом же сущем можно высказаться и согласно мнению, т.е. используя категорию “небытие”. И тогда оно окажется возникающим и гибнущим, множественным, подвижным, незавершенным и внутренне противоречивым. Демонстрировать эту противоречивость были призваны апории Зенона (“Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий” и др.).

    Элеаты  “наткнулись на факт существования  чистого мышления, т.е. могущего в  своих построениях совершенно не ориентироваться на чувственно воспринимаемую реальность и согласовываться только со своими правилами и нормами. Об одном и том же космосе оказалось возможным высказываться двояко – с помощью чистого логического мышления и с помощью мышления, связанного м чувственностью. Перенос на конкретные чувственные предметы (за неимением других) логических характеристик порождал апории и подрывал доверие к самому логическому осмыслению. Последнее требовало собственного объекта, с которым оно могло соотноситься без всяких апорий. Последующая философия направит свои усилия на отыскание такого предмета.

    СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

    Мегарская школа (Евклид, Евбулид, Стильпон) синтезировала  сократовское учение о добре и  логическом определении с элейским учением о сущем и уверяла, что существует только умозрительное, только роды и виды. Этим она заложила основу для будущего учения об идеях.

    Киренская школа (основатель Аристипп), напротив, полагала существующими лишь чувственно воспринимаемые вещи, а достоверный характер знаний связывала с содержанием наших ощущений. Поэтому ею отрицалась возможность науки о природе и добро усматривалось в наслаждении, правда, отобранном разумом.

    Киническая  школа (Антисфен, Диоген) высшее благо  усматривала в свободе человека по отношению к удовольствиям и страданиям, ко всем внешним целям, невзгодам жизни и разнообразным потребностям. 

    Философские учения:

    ПИФАГОРЕИЗМ

    Пифагорейцы (Пифагор, Архит, Филолай, Диокл и  др.) в отличие от милетцев, кроме  материальной причины, обусловливающей единство всех предметов, стремились уяснить и причину множественности, благодаря которой вещи, созданные из одного материала, обладают обособленностью и спецификой и отличаются от всего иного. Причиной всего специфического в вещах, по мысли пифагорейцев, было число. Ведь любая вещь имеет какие-либо количественные параметры, которые могут быть измерены числом. А именно количественной стороной (величиной, степенью, интенсивностью и т.п.) по их мнению, вещи и отличаются друг от друга.

    Важнейшее место в учении о числе отводилось единице, двойке, тройке, четверке, семерке и десятке. Пифагорейцы, вероятно, впервые заговорили о правильной стереометрической структурированности вещества и поставили перед собой задачу объяснить чувственно воспринимаемые особенности макро-объектов, исходя из структурных особенностей микро-частиц.

    Согласно  пифагорейцам, человеческая душа божественной природы, бессмертна, переселяется в  иные тела, в том числе в тела растений и животных. Управляет переселениями  роковой космический закон справедливости воздаяние за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.

    АТОМИСТИКА

    Атомисты  усмотрели сходство важнейших характеристик  логического мышления со свойствами мельчайших неделимых частиц – атомов. Последние отличаются друг от друга прежде всего своим внешним видом – формой. От особенностей форм атомов и порядка их соединения между собой зависит своеобразие чувственно воспринимаемых макропредметов. Сцепление атомов воспринимается человеком как рождение вещи, а их разъединение – как гибель. Любая качественная характеристика вещи (цвет, запах и т.д.) – субъективной природы, по истине же существуют лишь атомы и пустота. Одушевленность и познавательные действия обусловлены движением шарообразных атомов, постоянный приток которых в организм осуществляется через дыхание.

    Предельная  субъективизация наших ощущений и уравнивание последних с  мышлением в их источнике –  шарообразных атомах души, постепенно стерли границы между ощущениями (их объект – явления) и разумом (его  объект – истина) и утвердили убеждение, что все наши познания субъективны и касаются только явлений. Субъективизм и релятивизм атомистики стимулировали появление в будущем скептицизма.

    СКЕПТИЦИЗМ

    Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Афинна, Секст Эмпирик) возник как реакция на кризис в физике и в первую очередь в демократическом атомизме. Относительность наших представлений о вещах истолковывается скептиками как непреодолимая преграда для познания их сущности. В этом случае скептики считали разумным воздерживаться от каких-либо суждений, ничего не утверждать и ни с чем не соглашаться. Не зная сущности, нельзя достоверно разобраться и в явлениях, поэтому в практической деятельности не следует отдавать предпочтение какому-либо из явлений и быть к ним совершенно равнодушными. Так достигается атараксия – безмятежность, спокойствие и хладнокровие.

    СОФИСТЫ

    Обилие  взаимоисключающих философских  воззрений, сложившихся к сер. V в. до н.э., порождало сомнение в возможности  человека познавать истину. Дело усугублялось еще и тем, что мышление стараниями элейцев обнаружило себя мало связанным с действительной жизнью и показало свой искусственный, игровой характер. Неустойчивость “высокой” теории и социальных процессов (передел власти) способствовала появлению софистики (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Алкидам и др.). Софистов объединяло общее настроение, выразившееся в усилении и субъективизма и абсолютизации относительности. Недоверие разуму подрывает авторитет и в продукты его деятельности -- представления о богах, бессмертии, правовых, нравственных норм и т.д. Все это объявляется искусственно созданным человеком для своих частных корыстных целей. Разумное и всеобщее отбрасывается, а их место занимают ценности относительные, чувственные и индивидуально-корыстные.

    В теории познания субъективизм и относительность простирались от положения “Все истинно” (Протагор) до утверждения “Все ложно” (Горгий). Истина признавалась относительной, а ее критерием был успех.

    СТОИЦИЗМ

    Философские учения, возникавшие на рубеже 4-3 вв. до н.э. стремились соединить ценность обособленного индивидуального человеческого бытия, воспетого софистами, Сократом и сократиками, с достижениями физики и метафизики.

    Учение  стоиков (Зенон Китионский, Клеанф, Хриссин, Панеций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) состояло из 3 частей: логики, физики и этики. В сфере логики (гносеологии) непреходящее значение имела разработка учения о каталептических представлениях, считавшихся критериями истины. Физика испытала сильное влияние со стороны платоно-аристотелевских положений (в учении о страдательном и деятельном началах, т.е. о материи и уме), и гераклитовских мотивов (в учении о пневме-смеси воздуха и огня, изменение напряжения которой порождает многообразие видимого мира). Космос представлялся стоикам самостоятельным живым существом, управляющим провидением.

    Стоическая  этика ориентировалась на кинизм. То, что основано на разуме, определялось стоиками как добро, а деятельность, на него направленная – как добродетель. Выделялось 4 вида основных добродетелей: рассудительность, мужество, умеренность и справедливость, и столько же пороков: неразумие, трусость, разнузданность и несправедливость. Причина пороков коренится в страстях, возникающих, по мнению стоиков, от заблуждения. Коррекция наших лживых представлений достигалась выработкой правильного знания прежде всего о том, что мое и что находится в моей власти (наши воля, желания), а что чужое (наше тело, имущество, чины и т.д.). Правильное понимание этих вещей делает человека свободным и неподверженным страстям (апатия).

    ЭПИКУРЕИЗМ

    Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций) развивал идеи ранней атомистики, дополнив их элементами киренской  доктрины. О космическом устройстве эпикурейцы говорят почти то же самое, что можно встретить в ранней атомистике, если не считать незначительных изменений (например, идея "самопроизвольного" отклонения атомов в процессе падения в пустоте). Эпикурейская этика своей основной целью имеет обучение человека быть счастливым, для чего надо уметь правильно выбирать объект стремления. Стремиться надо к наслаждениям, а избегать страданий и тех наслаждений, которые ведут к страданиям. Контроль за выбором наслаждения принадлежит разуму. Конечной целью мудреца было достижение блаженной жизни, состоящей в свободе от страданий тела и смятения души.

    НЕОПЛАТОНИЗМ

    Самое последнее и самое систематичное философское учение античной истории, вобравшее в себя из нее наиболее ценное и не эклектически упорядочившее воспринятое.

    Центром неоплатонической (Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.) системы понятий было сверхчувственное и сверхумственное "Единое". В нем нет множественности и потому ему нельзя приписывать никаких определений, кроме отрицательных: бесформенно, бесплотно, не бытие, не небытие, не мышление, не идеи и т.п. Прежде всего Ум, предлагающий деление на созерцаемое и созерцающее; затем душа, как посредник между умом и материей, Космос и сама материя, как средоточие недостатка и лишенности: в ней нет качеств величины, формы, сущности, но есть возможность всякой формы.

    Судьба  индивидуальной души интерпретируется в рамках учения о переселении душ. Окончательная победа над склонностью души к материи достигается в экстазисе.

    Неоплатонизм  не только исторически, но и логически  последняя система, закономерно  появившаяся на завершающей ступени  развития родовой сущности мышления. Понятие "Единого" (и сходные с ним представления в других культурах) есть одновременно и высший пункт и граница восхождения человеческого мышления. Дальнейшее же движение философии возможно либо в рамках неоплатонической (или подобной ей) традиции, либо связано с возвращением к исходному пункту и повторением всего пути, но на иных содержательных основаниях [1].

    3.3 Научная и техническая  культура античности

    Цели  и задачи раскрытия темы античности определяются ролью и значением  того, что называют "античной наукой" и "античной техникой" во всем последующем развитии, вплоть до современности. В определенной мере, можно говорить, что "античная наука" - это "детство" современной науки. Ключевые научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы, да, и собственно, новая - научная культура мысли - все из Античности. То, что мы называем наукой никогда не было в античности самостоятельным явлением, по преимуществу она была частью философии. Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д. Рожанского, который выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.

      Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю,  так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

    В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки. Первый период - период ранней греческой  науки, получивший у древних авторов  наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени. Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии. Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в античности, была мифология - мощная, сложная, логически внутренне безупречная, поэтически совершенная.

В ее рамках строилась модель мира, описывалась  его история, будущее, смысл и  направление деятельности людей. Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. Не удивительно поэтому, что физический космос ("порядок") назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги - суть принципы отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса. Становятся понятными особенности новой ("научной") культуры мышления, которая в античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие "природа" (греческое "фюсис", откуда потом появились физика и физиология) - довольно многозначное у различных авторов и воспринималось оно как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого", но также реального и органичного того же Космоса (того, что получило название атомистика). Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения свободных людей. Арифметика (число само по себе); Геометрия (число на плоскости); Музыка (число в звуке); Астрономия (число в Космосе, в проявленном мире вещей) Система математического знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее.

Информация о работе Античное понимание техники, техническое объяснение природы