Философская мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 04:57, доклад

Краткое описание

Философия революционного демократизма в Беларуси. Во второй половине XIX века в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 года с позиций революционного демократизма выступают К. Калиновский и Ф. Богушевич, а в конце XIX - начале XX века - М. Богданович. Я. Купала и Я. Колас.

Содержимое работы - 1 файл

Философская мысль Беларуси.docx

— 14.32 Кб (Скачать файл)

Философская мысль  Беларуси - Страница 15 
 

Философия революционного демократизма в Беларуси. Во второй половине XIX века в философской мысли  в Беларуси получает развитие идеология  революционного демократизма. В ходе восстания 1863 года с позиций революционного демократизма выступают К. Калиновский  и Ф. Богушевич, а в конце XIX - начале XX века - М. Богданович. Я. Купала и Я. Колас. 

 Специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключается: 1) в фундаментальном значении таких понятий, как «бытие» и «народ»; 2) в стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного; 3) в поиске всеобщей и универсальной социально-природной взаимозависимости; 4) во взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко проявившихся во взаимосвязи понятий «жизнь» и «народ»; 5) в разграничении бытия настоящего, подлинного и ущербного, свободного и рабского; 6) в трактовке подлинного бытия как наличия составляющих его реальностей; 7) в тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей социально-нравственный характер). 

 Характерной особенностью  идеологии революционного демократизма  в Беларуси является его взаимосвязь  с проблемой национального возрождения.  Наиболее отчетливо это выразилось  в творчестве Ф. Богушевича  и М. Богдановича, а затем  у Я. Купалы и Я. Коласа. 

 Ф. Богушевич  выступал за равноправие белорусского  народа (и его языка) с другими  народами. Проблема языка выдвигалась  Ф. Богушевичем как основная  проблема национальной жизни.  В конце XIX века Ф. Богушевич  стал едва ли не первым проповедником  всестороннего национального возрождения  белорусов, доказывая, что они  представляют отдельный, самостоятельный  народ. 

 В развитие  национального самосознания белорусского  народа большой вклад внес  М. Богданович. Мы знаем его  как поэта, прозаика, переводчика  с других языков на белорусский. Однако М. Богданович является и ученым-философом, историком белорусского языка и литературы. В 1914 году он пишет статью «Белорусское возрождение», в которой на большом историческом материале доказывает и показывает самостоятельность белорусской культуры и языка. Особенно высоко ценил М. Богданович эпоху Возрождения в Беларуси. Резко негативно оценивает он Люблинскую унию 1569 года, в результате которой высший и средний слои белорусского дворянства денационализировались, исчезла и белорусская печатная книга. 

 М. Богданович  отмечал, что вехой в белорусском  возрождении стал 1905 год. Необходимость  освещения политических событий  привела к мысли обратиться  к белорусскому языку, понятному  для большинства сельского населения  Беларуси. 

 Велика здесь  была роль первой легальной  белорусской газеты «Наша доля»  (затем - «Наша нiва»). После закрытия «Нашай долi» «Наша нiва» призывала к необходимости чтить права каждого народа, ценить всякую культуру, развивая свою национальную, пользоваться достижениями культур других народов. 

 Следовательно,  главной заслугой философской  мысли этого периода, ее итогом  является постановка вопроса  о возрождении белорусской культуры, о праве белорусского народа  на свою государственность.

Философия национального  возрождения. Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896-1923) в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того, чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством за его приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвечают они или нет самому человеку и его совести. 

 Культура духовного  мещанства основывается на моде  и дисциплине, которые являют  собой цепи, опутавшие человека. Поэтому «не мертвые формы,  а сам человек - хозяин своей  жизни». Они (формы) зависят от  человека, а не он от них. 

 Несмотря на  тотальную критику существующих  и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и  религиозной жизни, И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала. 

 Подлинное социальное  творчество может осуществиться  только вне политики и вне  партий, для которых всегда характерно  несоответствие хороших слов  последующим делам. Они выражают  интересы прежде всего своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. 

 Поэтому к социальному  творчеству неспособна всякая  партия, стоящая на классовых  позициях. Примечательно, что идеи  утопического социализма И. Абдиралович оценивает гораздо выше научного социализма К.Маркса. Он обосновывает это тем, что утопический социализм Р. Оуэна, Ш. Фурье и Сен-Симона был связан духовно с первыми христианами, гуманистами. Их цель - не захват власти, не диктатура штыка и пулемета, а освобождение человеческого духа, помощь всем обездоленным и обиженным. 

 Социальное творчество  возможно только при отсутствии  чужого вмешательства, а для  него необходима политическая  независимость. Что касается исторической  перспективы, то в будущем должно  исчезнуть принуждение, а граждане  объединятся в общества, похожие  на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные  потребности удовлетворяются свободными  объединениями потребителей и  производителей. 

 Принуждение должно  исчезнуть из жизни. Только  в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а человеческим творчеством.

Информация о работе Философская мысль Беларуси