Фридрих Вильгельм Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:42, доклад

Краткое описание

Проблемы права, государства и политики Ницше освещает в ряде своих работ: «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «Происхождение морали», «Греческое государство» и т.д., причем в свойственной ему манере написания – в виде размышлений и тезисов-выводов, порой значимых и обоснованных. Осмысление проблем права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.

Содержимое работы - 1 файл

Фридрих Вильгельм Ницше.docx

— 19.37 Кб (Скачать файл)

Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) – немецкий филолог, культуролог и философ.

Проблемы  права, государства и политики Ницше  освещает в ряде своих работ: «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к  власти», «Так говорил Заратустра», «Происхождение морали», «Греческое государство» и т.д., причем в свойственной ему  манере написания – в виде размышлений  и тезисов-выводов, порой значимых и обоснованных. Осмысление проблем  права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.

В качестве основы и сущности социального бытия  Ницше берет не Волю вообще в шопенгауэровском смысле, а «волю к власти». По его мнению, используемые Шопенгауэром понятия «мировая Воля» и «воля к жизни» – пустые слова. «Воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Как первооснова и сущность бытия «воля к власти» не может ни возникнуть, ни уничтожиться: она существует вечно и способна к саморазвертыванию. «Воля к власти», по Ницше, представляет собой ненасытное стремление воли к проявлению власти, к господству. «Воля к власти» – это «сгусток энергии», «не только комплекс ощущения мышления, но и прежде всего еще аффект и к тому же аффект команды» [1], деятельная сила, проявляющая себя во всех сферах жизни. Хотя Ницше и пытается, как ему кажется, подменить иным сущностным содержанием «волю к власти» по сравнению с шопенгауэровской «волей к жизни», все же его собственная иррациональная первосущность выступает как некая умозрительная сущность, обладающая трансцендентным существованием [2]. Поскольку сущностью бытия выступает «воля к власти» как стремление к господству, как сила, то мир и человек в этом мире представляют собой бесчисленное количество воль и сил, каждая из которых стремится распространить свою власть на все пространство. Борьба за власть идет как внутри человека, так и внутри общества.

Человек, согласно Ницше, «высокомерное насекомое», «высшее  заблуждение природы», в котором  наиболее ярко проявляется «воля  к власти». Но человек – одновременно и самое страдающее существо, ибо  он стремится выделиться, отойти от животного начала в себе, руководствуясь разумом. Причину болезненного бытия  человека Ницше видит в тех  заблуждениях, которые создаются  самим человеком, его разумом. Ницше  выделяет ряд заблуждений, которые  полезны в жизни человека и  общества: истина, мораль, свобода, право. Он отмечает, что все эти заблуждения  являются не только творчеством разума, они – проявление «воли к власти», и необходимы в жизни человека, так как без них последний  навсегда «остался бы зверем». Разум, движимый «волей к власти», позволяет человеку стать деятелем культуры. Сущность человека осмыслена Ницше с позиций  волюнтаристско-биологических .

Различие  людей Ницше объясняет неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) – одаренные натуры – обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения – меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нем «воли к власти». Избранные являются, по Ницше, творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, но возможно создание ценностей и существование элиты благодаря рабскому труду масс, толпы. Поэтому подчинение и рабство оправданы. Неравенство людей выражает сущность общественной жизни, вечную борьбу за существование и господство сильных над слабыми. Ницше беспощадно критикует все концепции, которые обосновывают как идею изначального равенства, так и необходимость установления равенства людей и их прав. С его точки зрения, «нет более ядовитого яда», чем учение о равенстве, «ибо кажется, что его проповедует сама справедливость, тогда как оно конец справедливости» .

 

Действительная  же справедливость заключена в изначальном  признании неравных прав людей, напротив, утверждение равных прав, притязание на них является ничем иным, как  несправедливостью. Право в концепции  Ницше представлено как нечто  производное, вторичное от «воли  к власти», рефлекс последней. Будучи проявлением «воли к власти»  первое право возникает случайно, как бы на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. Собственно право существует на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, оно «не есть традиция, приказ принуждение» [5]. Неравенство, по Ницше, является необходимым  условием для существования права, поэтому право есть не что иное, как преимущество сильных над слабыми. Ницше проповедует идею преимущества аристократии, идею правомерности привилегий. Чем большей «волей к власти» одарен индивид, тем ярче выражен в нем инстинкт к господству, тем выше его социальная значимость, а следовательно, тем большие права он имеет в обществе. Наивысшие права имеют аристократы и гении, которых он называет «аристократами духа». Ницшеанскую концепцию можно оценить как «аристократическую концепцию права», или как «теорию аристократического радикализма» .

В свою аристократическую  концепцию права Ницше вносит элементы теории естественного права, утверждая, что «без договора нет  права» [7], ибо договор необходим  для закрепления права как  результат победы. В этом смысле право характеризуется как признанная и зафиксированная власть. Признав  договорную теорию права, он отрицает договорную концепцию государства, согласно которой последнее возникает  в результате свободного волеизъявления независимых индивидов с целью  обеспечения соблюдения их прав и  защиты их собственности. Так как  люди изначально неравны: есть сильные, наделенные большей властью, повелевающие слабые, подчиненные им, – то не может  быть никакой речи о договоре как  основе возникновения государства. Кроме того, по Ницше, государство  не может возникнуть в результате волеизъявления Бога, но только путем  насильственного подчинения людей  «высшей расы» людей «низшей  расы». Государство «есть мудрая организация для взаимной защиты личностей», но одновременно самая  чудовищная организация, «самое холодное из всех холодных чудовищ, где медленное  самоубийство всех называется жизнь» [8]. Именно через государство, его  политические организации выражается «воля к власти» господ.

Ницше выступает  как сторонник аристократической  формы правления. Идеал государственного устройства, согласно Ницше, находится  в прошлом, в античной культуре, где  наиболее ярко выражена аристократическая  «воля к власти», где на основе рабского труда толпы создана  высокая культура, великие шедевры  искусства, до которых не может подняться  культура современного, ницшеанского века. Культура же XIX столетия, по мнению Ницше, больна, необходимо переоценить  имеющиеся ценности во всех сферах жизни и возродить идеалы прошлой  культуры. Причину болезни современной  ему культуры Ницше видит в  политической нестабильности в Европе, появлении новой формы правления  демократии, которую трактует как  «историческую форму падения  государства» [9], поскольку господствовать пытается большинство, толпа, не способная  ни к руководству, ни к созданию высокой  культуры. Ницше предлагает возродить не только культуру античного мира, но и само государственное устройство. Наилучшей формой правления он считает государство, основанное на кастовом строе. Ницше предлагает создать будущее общество на основе иерархического деления его на три слоя со строгим разделением функций и обязанностей каждого из слоев: первый слой – призванные править гении; второй – исполнители гениев, воины, стражи права, блюстители закона; третий – простые люди, исполняющие тяжелый физический труд. Подобная теория государства была сформулирована еще более двух тысяч лет тому назад Платоном.

Оценивая  современное ему общественное положение  Европы, Ницше утверждает, что происходит процесс вырождения жизненных сил, ослабления «воли к власти», измельчание  человека и низвержение его «на  ступень посредственности и понижения его ценности». Как отмечалось выше, демократия, будучи врагом государства, ведет к упадку последнего. Следовательно, по Ницше, государство на определенном этапе развития должно изжить себя, «если чрезмерно усовершенствовать государство, то в конце концов личность будет им ослаблена и даже уничтожена, т.е. в корне будет разрушена первичная цель государства». Но произойдет это не скоро, на место государства придет новая форма подчинения, «более целесообразная», она даст возможность для развития человека будущего. Этот человек будущего, согласно Ницше, есть сверхчеловек, который именно на основе кастового строя возродит высокую культуру. Следует отметить, что ницшеанская концепция уничтожения государства близка марксистской. Но если К. Маркс, говоря об отмирании государства, размышляет о бесклассовом обществе, то Ницше пророчествует о торжестве сверхчеловека, аристократической форме правления и кастовом строе как основах высокой культуры будущего.

По мнению Ницше, если не поставить перед человечеством  новой цели, которая сковала бы его в единое целое и открыла  бы перспективу развития, то оно  погибнет. Спасти человечество может  только сверхчеловек. Сверхчеловек –  это законодатель, стоящий выше морали и религии, некий аморальный политический гений, выражающий в себе крайний  индивидуализм, избравший своим  оружием ложь, насилие и самый  беззастенчивый эгоизм. Сверхчеловек мыслится Ницше как последнее  звено в эволюционной цепи человечества .

Будущее человечества и осуществление «Большой политики»  Ницше отдает в руки сверхчеловека, который выступает как узурпатор  человеческой сущности, как обезличенное существо. Сущность концепции «Большой политики» заключается в создании международного союза сильных, способных воссоздать мировую культуру, руководить ею и охранять ее. Процесс становления мирового союза, по Ницше, будет сложным, он пройдет через очистительные войны, где главными соперниками будут Германия и Россия. С наступлением мира произойдет исчезновение национального и воспитание европейского человека. На место государства придет союз сильных, политических гениев. Право в новом учреждении власти не исчезнет, оно будет служить новой формой принуждения для слабых и орудием для господства сильных. Что же касается морали, то, по мнению Ницше, она создана рабами и необходима только им. Сильным личностям, сверхчеловекам мораль ни к чему, поэтому будущий союз – объединение, не имеющее моральных норм регуляции поведения людей. Концепция «Большой политики» и сверхчеловека Ницше представляет собой волюнтаристически-биологизаторскую фантазию будущего и оценивается современниками как теория «антиполитическая, сверхполитическая или как теория маленькой политики» [14].

Еще один немаловажный момент в философии Ницше связан с осмыслением проблемы соотношения  духовной культуры и государства. Придерживаясь  концепции аристократического эстетизма, в которой отдается предпочтение духовному развитию человека по сравнению с другими видами деятельности, Ницше отмечает, что духовная культура и государство – антагонисты. «Одно преуспевает за счет другого», и «великие эпохи культуры суть эпохи политического упадка», что велико в смысле культуры, то было неполитичным. Ницше приводит пример из греческой истории: полис не способствовал развитию духовной культуры, а, напротив, испытывал страх, пытался «удержать развитие культуры на одном уровне... но культура развивалась вопреки полису»

Вывод, к  которому приходит Ницше, таков: чем  дальше духовная культура отходит от политики государства, тем больше у  нее появляется гарантий для создания подлинных шедевров. Но государство, по мнению Ницше, не сознательно губит  культуру, все дело в том, что у  общества не хватает воли и сил  для равномерного развития всех областей жизни, поэтому процесс развития идет избирательно. Кроме того, государство, согласно Ницше, не является собственно феноменом культуры, оно скорее инстинкт природы человека, инстинкт самосохранения. Замена государства союзом даст возможность  для развития духовной культуры. Как  это будет возможно и произойдет, решение этого вопроса Ницше  оставляет открытым.

Итак, идеи права и государства в философии  Ницше имеют немаловажное значение. Концепция Ницше своеобразна  и уникальна: осмысление политико-правовых идей под углом зрения значимости их в духовной культуре – существенный момент в философии Ницше по сравнению  со всей предшествующей философско-правовой мыслью. Рассмотрение правовых идей под  таким углом зрения получило дальнейшее развитие в философии Г. Зиммеля и О. Шпенглера.

Информация о работе Фридрих Вильгельм Ницше