Вопросы нравственного воспитания в трудах древнегреческих философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить вопросы нравственного воспитания в трудах древнегреческих философов.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Установить обусловленность положений Сократа, Платона и Аристотеля о душе их мировоззрениями;
2. Рассмотреть влияние мировоззрений Сократа, Платона и Аристотеля на понимание ими блага и добродетели;
3. Проследить воплощение этических взглядов Сократа, Платона и Аристотеля в их педагогических системах.

Содержание работы

Введение
I Влияние мировоззрений античных мыслителей на их этические взгляды
I. 1 Обусловленность положений Сократа, Платона и Аристотеля о душе их мировоззрениями
I. 2 Влияние мировоззрений Сократа, Платона и Аристотеля на понимание ими блага и добродетели
I Воплощение этических взглядов древнегреческих философов в их педагогических системах
II. 1 Нравственное воспитание в педагогической системе Сократа
II. 2 Нравственное воспитание в педагогической системе Платона
II. 3 Нравственное воспитание в педагогической системе Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по педагогике 1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение                                                                                                                                                         

I Влияние мировоззрений античных мыслителей на их этические взгляды

I. 1 Обусловленность положений Сократа, Платона и Аристотеля о душе их мировоззрениями

     I. 2 Влияние мировоззрений Сократа, Платона и Аристотеля на понимание ими блага и добродетели

              I Воплощение этических взглядов древнегреческих философов в их педагогических системах                                                                                                               

  II. 1 Нравственное воспитание в педагогической системе Сократа     

  II. 2 Нравственное воспитание в педагогической системе Платона     

  II. 3 Нравственное воспитание в педагогической системе Аристотеля

Заключение                                                                                                                                                                                                                                    

Список использованной литературы                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

То, что в настоящее время уделяется так много внимания нравственному воспитанию подрастающего поколения, воспринимается нами как нечто само собой разумеющееся, но даже во времена Античной Греции, когда философия лишь только приобретала свою направленность на человека, уже поднимались вопросы относительно приобщения человека к нравственным нормам. Нравственное воспитание издревле занимало умы деятелей науки, в частности древнегреческих философов.

Платон в  трудах «Государство» и «Законы», написанных в форме диалогов, изложил свои мысли о воспитании. Вопросам воспитания в «Государстве» отводится место теоретических установок – Платон говорит, что дает лишь «главные образцы воспитания и обучения», не вдаваясь в детальный разбор практических мероприятий (III, с. 412). Вопросам нравственного воспитания в данном произведении в основном посвящены и I книги. Практические аспекты воспитания рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Аристотель излагает свои взгляды относительно нравственного воспитания в «Никомаховой этике» и «Большой этике». Сократ, оказав значительное влияние на формирование системы нравственного воспитания человека, не оставил после себя письменных сочинений, изучением его воззрений занимались В. С. Нерсесянц («Сократ»), Ксерофот («Воспоминания о Сократе»), А. А. Гусейнов («Великие моралисты») и др.

Изучению понимания древнегреческими философами блага и добродетели посвящены исследования В. А. Васильева: «Воспитание добродетели (этические воззрения философов 6 – 3 вв. до н.э.)», «Аристотель о благе и добродетели», «Сократ о благе и добродетели», «Платон о благе и добродетели».

Педагогические системы философов и место в них вопросов нравственного воспитания рассматриваются в работе Г. Е. Жураковского «Очерки по истории античной педагогике» и в работе Л. Н. Модзалевского «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен».

Этические воззрения древнегреческих философов рассматриваются и в работах других авторов: Б. А. Фохта, А. Н. Чанышева, А. Ф. Лосева, В. П. Зубова, И. Гарина и др. 

Объект исследования – вопросы нравственного воспитания в трудах древнегреческих философов.

Предмет исследования -   воплощение этических взглядов древнегреческих философов в их педагогических системах.

Цель исследования     - изучить вопросы нравственного воспитания в трудах древнегреческих философов.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1.      Установить обусловленность положений Сократа, Платона и Аристотеля о душе их мировоззрениями;

2.      Рассмотреть влияние мировоззрений Сократа, Платона и Аристотеля  на понимание ими блага и добродетели;

3.      Проследить воплощение этических взглядов Сократа, Платона и Аристотеля в их педагогических системах.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ и синтез.

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Влияние мировоззрений античных мыслителей на  их этические взгляды

I. 1 Обусловленность положений Сократа, Платона и Аристотеля о душе их мировоззрениями

Проблемы нравственности занимают центральное место в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Согласно этим философам, нравственность – достоинство души, поэтому положения о душе как бы предпосылаются этическим взглядам этих мыслителей (6).

В центре всего сократического философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа – это философия морали, этика (17).

В центре всего мироздания у Сократа – душа человека. Понимание философом нравственности связано с его признанием бессмертия человеческой души как частицы души божественной. В ней важнейшая роль отводится такому понятию, как «демоний» (от лат. daimonion – божественное). Сократ говорит о «внутреннем божественном голосе», который звучит в человеческой душе. Посредством демония боги выделяют человека из всех других и сообщают ему смысл мироздания, предохраняют от совершения зла и ведут по пути добродетели (8).

Пребывающая в смертном теле бессмертная душа соединяет в одно целое земные и небесные, естественные и божественные аспекты человеческого бытия. Бессмертие души, по мысли Сократа, со всей очевидностью показывает, что только разумная и добродетельная жизнь целесообразна и соответствует божественной гармонии Вселенной, ее провиденциальным целям (12).

Отсутствие  бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей: со смертью души они легко избавились бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела и поступки. Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа, вместе с тем подвержена как совершенствованию, так и порче – в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достается в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращениях назад. Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем наряду со смертным телом не было бессмертной души. Божественное начало в человеке, его разумная душа правит телом человека, его действиями.  Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познается подобным. Кроме того, душа – хранительница знаний, приобретенных ею ранее в вечных странствиях в этом   и том мире; человеческое же познание – это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях (17).

Платон одним из первых древнегреческих мыслителей рационально обосновал позицию объективного идеализма. Для него первичным во всем многообразии мира является духовное начало – демиург, который сотворил материальный и духовный мир, «мир эйдосов» (греч. – образ, форма). С точки зрения Платона, любая вещь есть сочетание материи и образа. Поскольку вещь материальна, она состоит из частей, атомов, поэтому она изменчива, разлагается, исчезает. Образ как духовная сущность не уничтожим, так как не имеет частей. Понятия (образы) первичны и определяют возникновение материальных предметов. К этим вечным и неизменным понятиям относятся и блага, и добродетель, и истина, и красота и т.п. (7)

Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаем

чувствами, и он является производным от мира идей, он "тень" мира идей. В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. Например, вещественные столы в нашей жизни представляют собой тень вечной и неизменной идеи стола, которая проявляется во многих столах. Платон осуществляет гипостазирование понятий, т.е. превращение в самостоятельную сущность, реальность общих понятий. По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не

отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, которые составляют основу вещей. Платон отрывает идеи от конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как подлинные сущности, находящиеся вне материального мира, который подчинен миру идей. Под материальным миром Платон понимает мир конкретных, чувственно воспринимаемых вещей и явлений, этот мир находится между миром идей, понимаемым как реальное бытие, и материей как таковой - небытием, и это кажущееся бытие отделяет реальное бытие от небытия. Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи, являются тенью, подобием идей, которые выступают своего рода образцами всех окружающих вещей. Область идей для Платона не представлялась однородной, она образовывала своего рода иерархию. Ряд идей принадлежали к идеям высшего порядка, это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Затем идут идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся огонь, покой, движение, цвет, звук. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека. Потом идут идеи для предметов, отношений и т.д. Концепция идеи Платона обладает еще одной стороной. Для Платона идея выступает не только в онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль о нем, понятие об этом бытии, т.е. она есть родовое понятие о

сущности предмета (4).

В центре учения Платона, как и его учителя Сократа, стоят проблемы нравственности. Нравственность – достоинство души, обусловленное ее божественной природой и связью с миром идей. Поэтому этике Платона предпосылается учение о душе (4).

Признание мира вечных идей увязывается у Платона с положением Сократа о бессмертии души. Прежде, чем вселиться в семя человека, она пребывает в «мире идей» и, чем больше по времени там находится, тем больше несет в себе мудрости. Бессмертная душа часто перерождается, многое видела в земном мире и в мире идей. Поэтому она на основе знаний способна руководить человеком по пути добродетели. От того, какое начало преобладает в человеке – добродетельное или злое, зависит дальнейшее перевоплощение души. В последующей жизни она может обрести тело человека более достойного или низменного, а то и животного. Вынужденное перевоплощение души продолжается 10 тысяч лет. За это время у нее могут вырасти крылья, с помощью которых она сможет из земной жизни устремиться в небеса. В этом случае осуществляется истинное благо души, т.е. возвращение на небо и приближение к божеству.  Идея бессмертия души и возможности загробного наказания играет у афинского философа важную нравственную роль, побуждает человека к добрым поступкам, к постижению блага, которое выступает высшей нравственной ценностью (7).

Платон различал в душе три части: разумную, аффективное (яростное) и неразумную или вожделеющую. Высшее ее назначение – постижение эйдосов и высшего среди них – блага. Поэтому природа вещей сродни природе идей. Для изготовления космической и индивидуальной души использован один и тот же «материал»: души людей изготовлены из остатков заготовки для космической души. Поэтому сознание человека, устроенное по тому же принципу, что и космос, сродно ему и способно познать его. Когда душа тяготеет к познанию, она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно. Пребывая в соседстве и соприкосновении с постоянным и неизменным, она и сама обнаруживает те же свойства. Это и есть то состояние души, которое называют размышлением. Размышляя, душа решительно и безусловно ближе к неизменному, чем к изменяющемуся. Она, и только она, подобна божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе (12).

Понимание Аристотелем проблемы нравственности тесно связано с его  мировоззрением. С точки зрения мыслителя нет необходимости доказывать объективное существование природы. Человека окружает многообразие материальных предметов растительного и животного мира. Одна из основных философских проблем, по его мнению, состоит в том, чтобы отыскать первопричину всех вещей, источник их изменений. Материя для него вечна и неуничтожима, выступает в виде природных стихий: воды, воздуха, земли, огня. Сама по себе материя не является активным началом. Это своеобразный материал для художника-скульптора, требующий своего творца, чтобы изваять конкретную вещь. Материя выступает потенциальным бытием вещей. Действительным бытием она становится тогда, когда ей придается определенная форма. Только в этом случае материя приобретает вид конкретных вещей (5).

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма - это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи (4).

Основа жизни, по мнению Аристотеля, - самодвижение, предполагающее наличие формы и движимого вещества. Вещество есть тело, а форма – душа живого существа. Как форма тела, она есть его цель. Тело – орудие души, свойства тела сообразны с его назначением (13).

В трактате «О душе» Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа же есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя» (3, с. 394 – 395).

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), животной (функции ощущения и желания), разумной (функции мышления) (12).

Таким образом, философы сходятся во мнениях, утверждая, что нравственность – достоинство души. Положение о бессмертии души занимает значительное место в учениях Сократа и Платона. Именно бессмертность души побуждает человека к добрым поступкам, к постижению блага, которое выступает высшей нравственной ценностью. В отличие от Платона, Аристотель не разделяет «мир идей» и «мир вещей», по его мнению,  «форма» и «материя» всегда пребывают в единстве. Причем в отношении человека душа есть фора, а тело – вещество, которым душа управляет.

Информация о работе Вопросы нравственного воспитания в трудах древнегреческих философов