Философия политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Задача политической философии - изучить исследуемые материи в их целостности, постичь лежащий в их основе универсальный принцип, понять саму идею политического вообще, идею государства и власти вообще и т.д., абстрагируясь при этом от их конкретных воплощений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3 1. Политическая философия……….………………………………………………….5

2. Институционализация политической философии ………………………………10

3. Политическая идеология …………………………………………………………..13

4. Политическая онтология…………………………………………………………...16

5. Политическая аксиология………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………26

Содержимое работы - 1 файл

Политология.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

    Как известно, главное предназначение общей  философии – поиск или постижение истины о сущности и смысле самого бытия. Это верно и применительно  к политической философии. Она призвана осветить скрытый принцип всего  мира политического в его явленности. Она концентрирует внимание на сущностных аспектах, на самой природе политических феноменов.

    В целом можно сказать, что в  задачу политической философии входят поиски ответов на следующие кардинальные вопросы:

    • В силу каких причин возможна политическая самоорганизация общества?
    • Каковы факторы, определяющие политическую самоорганизацию общества?
    • Как создаются, сохраняются, изменяются и распадаются различные политические системы?
    • В какой мере политическую реальность можно изобразить в соответствующих понятиях и терминах?
    • Насколько содержание этих последних значимо для субъектов политики?
    • Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива? и так далее.

2. Институционализация политической философии 

     Во  второй половине XVIII - начале XIX в. были сформулированы главные подходы, которые  послужили в качестве основоположений для разработки важнейших политических теорий и концепций современности. В этом контексте ключевую роль сыграл Г.В.Ф. Гегель. Насколько известно, Гегель нигде не использует понятие "политическая философия" или "философия политики". Свой фундаментальный труд, посвященный материям, покрываемым этим понятием, он назвал "Философией права". В данной связи интерес представляет тот факт, что у английских мыслителей, начиная с Гоббса, утвердились понятия "моральная философия" и "философия государства", равно как и понятие "правление закона" (rule of low), а в Германии в качестве эквивалента последнего было принято понятие "правовое государство" (Rechtsstaat). В конце XVIII в. здесь же возникло понятие "философия права". Его, в частности, широко использовал теоретик исторической школы права Г.Гуго. Выбор Гегеля, по-видимому, объясняется тем, что формирование и утверждение идеи права и Правового начала имели ключевое значение для радикальной трансформации самого мира политического в современном его Понимании. Право и закон как его видимое воплощение и стали той основой, на которой сформировались и утвердились основополагающие признаки современного (правового) государства: суверенитет, универсальность, всеобщность, абстрактность, безличность, т.е. тех атрибутов, которые и позволяют противопоставить мир политического гражданскому как сфере частного индивидуального, партикулярного.

     "Философская  наука о праве имеет своим  предметом идею права - понятие  права и его осуществление"3,- писал Гегель. Однако анализ содержания работы "Философия права" доказывает, что ее следует трактовать более широко. В данной связи интересно отметить, что эта работа является более развернутым вариантом раздела "Объективный дух" третьей части "Энциклопедии философских наук", который называется "Философия духа",- раздела, в котором рассматриваются проблемы права, моральности и нравственности. Эти же проблемы затрагивались в лекционных курсах, прочитанных им начиная с 1817 г. в качестве профессора Гейдельбергского и Берлинского университетов: "Естественное право и наука о государстве", "Основания естественного права и науки о государстве", "Естественное и государственное право или философия права". Сами названия этих лекций свидетельствуют о том, что в них освещался более широкий круг вопросов, чем собственно философские вопросы права в узком смысле слова.

     "Право  состоит в том, что наличное  бытие вообще есть наличное  бытие свободной воли. Тем самым  право есть положенная вообще  свобода как идея"4,- подчеркивал Гегель. Комментируя это положение, В.С.Нерсесянц не без оснований считал возможным называть философию права Гегеля "философией свободы"5. Показательно, что, говоря о праве, Гегель имел "в виду не только гражданское право... но также и моральность, нравственность и всемирную историю, которые также сюда относятся"6.

     В 1842-1844 гг. вышел в свет объемный двухтомный труд английского исследователя  Г.Броугэма под названием "Политическая философия". Но в ней речь идет о политической науке. Показательно, что само понятие "политическая философия" в тексте используется лишь несколько раз и то в качестве синонима понятия "политическая наука". Вступительная глава носит красноречивое название "Цели, польза и преимущества политической науки". В дальнейшем вышел ряд работ, в которых была предпринята попытка проанализировать различные аспекты политико-философской проблематики. В целом на протяжении XIX и первых десятилетий XX в. важнейшие проблемы, выдвинутые в работах Т.Гоббса, Дж.Локка, Г.В.Ф.Гегеля и других мыслителей Нового времени, нашли дальнейшую разработку и развитие у А. де Токвиля, Г.Спенсера, В.Парето, М.Вебера, А.Мишеля, Л.Дюги, Б.Кроче, К.Шмитта и др., которые сформулировали важнейшие политологические и политико-философские концепции, теории политики и мира политического, приняли и подняли фундаментальные проблемы эпистемологии и методологии, соотношения этики и морали, реального и идеального, свободы, равенства и справедливости, профессионального и морального в сфере политического, политической онтологии и т.д. Их заслуга состояла в том, что они окончательно определили мир политического как особую реальность, имеющую собственную логику развития.

Но 30-е - 50-е годы оказались наименее плодотворными  в плане разработки данной проблематики. Этому способствовали факторы как  политического (утверждение в ряде стран тоталитарных систем), так  и мировоззренческого и методологического  характера (экспансия позитивизма  и бихевиоризма в социальных и  гуманитарных науках). Новый импульс  политическая философия получила в 60-х - 70-х годах, и связан он с именами  Л.Страуса, Э.фогелина, Дж.Роулса, Р.Нозика, Г.Рормозера, Г.-К.Каль-тенбрунера и др.

     Подытоживая изложенное выше, можно сделать вывод, что Политическая философия возникла на определенном этапе исторического  развития общественно-политической мысли. Главной предпосылкой ее формирования и утверждения явилось расчленение  гражданского общества и мира политического  на самостоятельные подсистемы человеческого  социума. Она явилась результатом  длительного процесса отпочкования от общей философии социальных и  гуманитарных наук, их дальнейшей диверсификации. В этом смысле пути и процессы, формирование и институционализация политической философии немногим отличаются от социологии, политической социологии, политической науки и других социальных и гуманитарных дисциплин. 
 
 
 
 
 
 

3. Политическая идеология 

     В мировоззренческом измерении политики немаловажное место занимает идеология. Вопрос о соотношении идеологии  и политики - сложный и многоаспектный и требует самостоятельного рассмотрения, но здесь мы затронем лишь один его  аспект, касающийся мировоззрения и  соответственно политической философии, тем более что порой идеологические и политико-философские аспекты  этого вопроса по сути дела отождествляются. Как считает, например, Дж. Ла Паломбара, ...идеология включает философию истории, видение нынешнего положения человека в ней, некоторые оценки возможных направлений будущего развития и комплекс предписаний, предусматривающих ускорение, замедление и/или модификацию того или иного направления развития.7

     Разумеется, это определение можно оспорить, но как бы то ни было, политическая идеология  в целом имеет следующие основные структурные элементы: 1) связь с  общей мировоззренческой системой эпохи; 2) программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений  этой системы; 3) стратегия реализации программных установок; 4) пропаганда; 5) конкретные шаги по реализации программы.

     Идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета, власти, властных отношений и т.д. Все идеологии  независимо от направленности основываются на признании определенной концепции  общества и политической системы, путей  и средств практической реализации этой концепции. Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничительную функции, первую, скажем, для сплочения членов той или иной партии, а вторую - для разграничения этой партии и других партий. В отличие от политической философии идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия политический процесс, ее цель - привлечение возможно большей, поддержки. Поэтому, естественно, она носит более ярко выраженный тенденциозный характер.

     Идеология призвана придавать значимость институциональным  отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать  или отвергать политически реальности в конкретных общественно-исторических условиях. С этой точки зрения политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений. Однако констатация этого положения сама по себе еще мало что объясняет. Дело в том, что при всей его верности знаменитая формула "политика есть искусство возможного" правомерна и в современных условиях. С одной стороны, "искусство возможного" ставит определенные пределы идеологизации политики, с другой стороны, идеология определяет возможные пределы, за которые та или иная политическая партия или правительство при проведении своего политического курса может выйти без ущерба для основополагающих принципов своей политической программы.

     Здесь важно отметить, что политическая наука, изучающая мир политического, также имеет идеологическое или  идейно-политическое измерение. Поэтому  одним из важных объектов политологического  анализа является соотношение политики и идеологии. Это лишь одна сторона  вопроса. Немаловажное значение имеет  и то, что любой исследователь  в тех или иных форме и степени  подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий  и не может быть полностью свободным  от определенной тенденциозности и  идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий. Не секрет, что подход исследователя  при анализе любого сколько-нибудь значимого феномена во многом определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Последние  не могут не отражаться на характере  и структуре понимания исследуемого им предмета, и проблема состоит  в степени и масштабах такой  ангажированности и тенденциозности. Конечно, в идеале политология как  наука должна быть беспристрастна и  преследует цель найти истину независимо от того, кому выгодны результаты ее изысканий. Но идеология пристрастна и предвзята, поскольку выражает интересы какого-либо класса или социальной группы. Подстраивание любой науки, особенно политологии, к чьим бы то ни было вкусам и интересам неизбежно чревато ее выхолащиванием и вырождением. Но опыт почти всех развитых стран Запада, особенно стран с либерально-демократическими политическими системами, убедительно показывает, что нередко научный анализ политических феноменов уживается с теми или иными идейными или идеологическими позициями исследователя. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство политологов при всех возможных в таком вопросе оговорках так или иначе по своим подходам, установкам, симпатиям, антипатиям и т.д. характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и т.п. В основе такой классификации, несомненно, лежит идеологическая оценка. Поэтому речь должна идти, как представляется, не о новой деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществования, терпимости и открытости. А это в свою очередь предполагает, что, хотя научный подход и отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость ее изучения как неотъемлемого элемента мира политического не отпадает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политическая онтология 

     Политическое следует определить, выявив, специфически политические феномены, категории, понятия. Как отмечал известный германский философ К. Шмитт, политическое имеет свои собственные критерии, "начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому". Один из путей определения сущности и содержания любого понятия - выявить его составные элементы, а затем на основе их анализа вычленить его категории и критерии. Идя по этому пути, сначала попытаемся просто перечислить основные компоненты подсистемы политического.

     При всей многозначности данного понятия, когда говорят о Мире политического, речь все же идет об особой сфере  жизнедеятельности людей, связанной  с властными отношениями, государством и государственным устройством, теми института-Ми, принципами, нормами  и т.д., которые призваны гарантировать  жизнеспособность того или иного  сообщества людей, реализацию их общей  воли, интересов и потребностей. Иначе говоря, под политическим подразумевается  все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным  формам и отношениям в обществе, за которыми признаны окончательная  власть и авторитет, существующие в  нем для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно валены для него целей.

     Для характеристики феномена политического  определяющее значение имеет принцип  всеобъемлемости или всеобщей обязательности. Здесь важно учесть, что не существует и не может существовать аполитического общества, поскольку все сферы и формы общественной жизни и деятельности в тех иди иных форме и степени пронизаны политическим началом. Главная функция политического состоит в том, чтобы обеспечить единство общества, разделенного на разнородные группы, слои, классы. В сущности оно едино как политическое сообщество. В этом контексте, когда говорят об интегративной, или интегрирующей роли политического, то прежде всего имеют в виду, что оно включает в себя объединяющее всех членов общества начало. Как выражение всеобщей воли, оно призвано примирить и совместить друг с другом разнородные и конфликтующие интересы всех членов общества.

     Следует отметить, что конфликт и консенсус  составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. Здесь  речь идет прежде всего о факторах, способствующих, с одной стороны, сохранению и жизнеспособности политической системы, а с другой - ее подрыву и соответственно изменению как отдельных институтов, так и всей системы в целом. Поэтому вполне объяснимо, что феномен политического колеблется между двумя крайними интерпретациями, одна из которых трактует политику всецело как результат и поле столкновения конфликтующих интересов, а вторая - как систему обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества.

Информация о работе Философия политики