Гманитарное вмешательство как способ поддержания глобальной и региональной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении гуманитарного вмешательства как способа поддержания глобальной и региональной безопасности.
Исходя из цели исследования, определены его задачи:
- определить понятие гуманитарной интервенции;
- рассмотреть исторические прецеденты проведения гуманитарных интервенций;
- выявить пути и формы осуществления гуманитарных интервенций;
- изучить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру.

Содержание работы

Введение………………………………..........................................................

3
Глава 1. Понятие и исторические прецеденты проведения гуманитарных интервенций………………………………………………..

5
Глава 2. Политические аспекты реализации гуманитарной интервенции

15
§2.1. Пути и формы осуществления гуманитарных интервенций…….

15
§2.2. Действия ООН по предотвращению конфликтов и международных кризисов…………………………………….……………

19
Заключение.……………..................................................................................

23
Список использованных источников............................................................

Содержимое работы - 1 файл

рефератик.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)

Поэтому в то время как число межгосударственных и межрегиональных войн и военных конфликтов (особенно тех, которые провоцировались «идеологическими противниками») пошло на убыль, резко возросло число внутригосударственных противостояний, вызванных прежде всего этноконфессиональными, этнотерриториальными и этнополити- ческими причинами. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооруженными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. Таким образом, в конце XX — начале XXI века самой распространенной формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооруженный конфликт и гражданская война.

С особой остротой эти проблемы проявились в  бывших социалистических государствах с федеративным устройством, а также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, распад СССР и Югославии привел только в 1989-1992 годах к возникновению более чем 10 этнополитических конфликтов, а на глобальном «Юге» примерно в это же время разразилось более 25 «малых войн» и вооруженных столкновений8. Причем большинство из них отличалось небывалой ранее интенсивностью, сопровождалось массовой миграцией гражданского населения, что создавало угрозу дестабилизации целых регионов и вызывало необходимость в крупномасштабной международной гуманитарной помощи.

Если  за первые несколько лет после  окончания холодной войны число  вооруженных конфликтов в мире сократилось более чем на треть, то уже к середине 1990-х годов оно опять существенно увеличилось9. Достаточно сказать, что лишь в 1995 году в 25 различных регионах мира произошло 30 крупных вооруженных столкновений, а в 1994 году по меньшей мере в 5 из 31 вооруженного конфликта государства-участники прибегли к использованию регулярных вооруженных сил10. Согласно оценкам Комиссии Карнеги по предупреждению смертоносных конфликтов, в 90-е годы XX столетия только 7 самых больших войн и вооруженных противостояний обошлись международному сообществу в 199 млрд. долларов США (без учета затрат непосредственно участвовавших в них стран)11.

Более того, радикальный сдвиг в развитии международных отношений, существенные изменения в области геополитики и геостратегии, возникшая асимметрия по линии Север - Юг в значительной степени обострили старые и спровоцировали новые проблемы (международный терроризм и организованную преступность, наркобизнес, контрабанду оружия и военной техники, опасность экологических катастроф), которые требуют адекватных реакций международного сообщества. Причем происходит расширение зоны нестабильности: если раньше, в период холодной войны, эта зона проходила в основном через страны Ближнего и Среднего Востока, то сейчас она начинается в районе Западной Сахары и распространяется на Восточную и Юго-Восточную Европу, Закавказье, Юго- Восточную и Центральную Азию. При этом с достаточной долей уверенности можно предположить, что подобная ситуация не является кратковременной и преходящей.

Кроме того, существует вероятность эскалации  современных вооруженных конфликтов как по горизонтали (втягивание в них новых стран и регионов), так и по вертикали (увеличение масштабов и интенсивности насилия внутри нестабильных государств). Анализ тенденций развития геополитической и геостратегической обстановки в мире на нынешнем этапе дает возможность оценить ее как кризисно-нестабильную. Поэтому совершенно очевидно, что все вооруженные конфликты, независимо от степени их интенсивности и локализации, требуют скорейшего урегулирования, а в идеальном варианте - полного разрешения. Одним из проверенных временем способов предотвращения, контроля и урегулирования подобных «малых» войн являются различные формы миротворчества.

В ноябре 2006 года ООН отметила 50-летие своей  первой миротворческой операции (1956 год, Египет). С тех пор ООН провела более 60 миротворческих операций. Потребность в миротворческих миссиях под международным флагом в последние годы в нашем беспокойном мире только растет, в связи с чем руководство ООН постоянно просит государства - члены этой организации - по возможности увеличивать свой вклад в комплектование и финансирование миротворческих контингентов, выполняющих задачи по поддержанию мира в различных районах планеты. Увы, далеко не всегда эти просьбы находят должный отклик, особенно, как ни странно, у самых богатых и сильных стран мира во главе с США. И сама концепция миротворчества в XXI веке, по мнению многих мировых политиков и наблюдателей, давно нуждается в существенном пересмотре.

Традиционно основной вклад в предоставление военных и полицейских контингентов для миротворческих операций ООН  делают развивающиеся страны, на долю которых приходится свыше 65 % нынешней численности международных миротворцев. Вклад стран Евросоюза до начала операции ООН в Ливане составлял 5,8 %, а США - всего 0,5 %.

В ХХ веке участились гуманитарные катастрофы, в основе которых лежали серьезные, массовые нарушения прав человека. Эти нарушения являлись следствием либо гражданской войны, либо намеренной политики режимов отдельных государств, либо их неспособности или нежелания  прекратить эти катастрофы, либо вмешательства  извне, в том числе силового, во внутренние дела этих государств, с  одной стороны, и неспособности  Совета Безопасности ООН принять  меры по их прекращению или предотвращению в результате раскола между его  постоянными членами, с другой. Гуманитарная интервенция происходит обычно для  пресечения массовых и грубых нарушений  прав человека, носящих преступный характер, а в будущем нельзя исключать  ее применение и для ликвидации оружия массового уничтожения. При этом, как показывает внешнеполитическая практика последнего времени, гуманитарная интервенция не ограничивается кратким  и временным применением силы12. Она зачастую связана с установлением со стороны международного сообщества местных властей на определенный период. В ряде случаев это используется определенными государствами в своих целях.

Гуманитарная  интервенция иногда используется для  обозначения иных целей вооруженных  вмешательств, таких как проведение операций ООН по поддержанию мира. Поэтому не случайно Международная  Комиссия по вопросам интервенции и  суверенитета государств, говоря о  гуманитарной интервенции, употребила выражение «так называемая гуманитарная интервенция»13.

В этих условиях очевидно, что международному сообществу необходимо следовать логике международного права при использовании вооруженного вмешательства в жизнь тех  или иных государств. Только ООН  может разрешать или запрещать  использование военной силы как  чрезвычайного инструмента особой важности в интересах глобальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политические аспекты реализации гуманитарной интервенции

§2.1. Пути и формы осуществления гуманитарных интервенций

Гуманитарную  интервенцию необходимо оценивать  как новый вид военного вмешательства во внутренние дела государства, носящий демократический характер. А между тем, в этом отношении существуют различные подходы к праву на «гуманитарную интервенцию». Многие дипломаты и государственные деятели оправдывают применение силы государством в одностороннем порядке в гуманных целях14. При этом они обычно ссылаются на  право и даже Устав ООН, выдвигая в то же время различные критерии допустимости и правомерности выполняемых действий при гуманитарной интервенции. В позиции другой, гораздо более многочисленной группы стран, в которую входит и Россия, упор делается на незыблемость закрепленных в Уставе ООН принципов - в частности, на исключительные прерогативы Совета Безопасности ООН по санкционированию мер принуждения, включая и военную силу. Анализ правовой базы гуманитарной интервенции и практика ее применения показывает, что для превращения этого вмешательства в демократическую меру в современном мире необходимо проведение политики на основе сотрудничества и взаимоподдержки, обеспечивающих спокойное и мирное развитие человечества. В современном мире необходимо проведение иной политики, где переговорный процесс на основе сотрудничества и взаимоподдержки в процессе выживания – единственный путь, обеспечивающий спокойное и мирное развитие человечества.

Механизм  эффективного и справедливого регулирования  гуманитарных интервенций, хотя и требует  нормативного, международно-правового  оформления, всё же не является исключительно  проблемой  только международного права. Проблема допустимости и процедуры  проведения гуманитарных интервенций является вопросом широкого международного взаимодействия, которая для своего результативного и адекватного разрешения требует совместных усилий ООН как универсальной и наиболее представительной международной организации, членов мирового сообщества, представителей широких кругов международной общественности.

Результативное  и адекватное решение проблемы регулирования  гуманитарной интервенции является показателем успешности процесса демократизации системы современных международных  отношений.

На смену  традиционному миротворчеству приходит миротворчество силовое, «военизированное». Причем тенденция эта после агрессии НАТО в Югославии не только сохраняется, но и усиливается. Массовые нарушения  прав человека со стороны или при  попустительстве государственной  и иной публичной власти определяют потребность в международном  вмешательстве. Однако цели, состав, действие, результативность для каждого случая имеют конкретно-исторические особенности.

Гуманитарное  вмешательство в дела суверенных государств становится одним из определяющих элементов формирующегося нового миропорядка. Учитывая возрастающую востребованность гуманитарных вмешательств и четко  выраженный интернациональный его  характер, можно сказать, что силовое  вмешательство по гуманитарным и  другим поводам становится своеобразной «философией интернационализма» XXI в. Как принципиально новое явление, оно требует тщательного анализа, всесторонней оценки сочетаемости с  существующей международно-правовой базой, возможных последствий ее применения, и, в конечном итоге, разработки теории применения силовых гуманитарных операций, введения их в жесткие рамки международного права. Гуманитарная интервенция осуществляется обычно для пресечения массовых и  грубых нарушений прав человека, носящих  преступный характер, а в будущем  нельзя исключать ее применение и  для ликвидации оружия массового  уничтожения.

Опыт  осуществления гуманитарной интервенции  показывает, что крайне важно, чтобы  миротворческие операции, проводились  исключительно под эгидой и по санкциям ООН, не исключая участия в  них других региональных международных  организаций – ЕС, НАТО и др., что  будет гарантировать их беспристрастный  и действительно интернациональный  характер.

В современных условиях в системе  современных международных отношений  ООН занимает центральное место  и играет важнейшую роль практически  во всех сферах международных отношений. Она является единственным универсальным  механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному  регулированию международных отношений  и обеспечению устойчивого развития и стабильности15. На принципах Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка. Возрастает число проводимых ею операций по поддержанию мира в горячих точках планеты. Преимущество универсальных средств решения проблем урегулирования вооруженных конфликтов немеждународного характера очевидно. Только консолидация всех государств может дать существенный результат. С учетом того, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равноправной основе. Как отмечается в Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/2 от 8 сентября 2000 г.,: «Международная солидарность как средство обеспечения прав человека является реальностью международной жизни, которую следует ценить, но которая нуждается в новом развитии в целях создания более справедливого и равноправного международного порядка, благоприятного для осуществления этих прав»16.

Несмотря  на то, что в системе международных  отношений основанная ООН международно-правовая система развивалась и принимала все более широкий масштаб и совершенные формы, сегодня новые реалии развития мирового сообщества и проблемы обеспечения международной безопасности требуют дальнейшего совершенствования этой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2. Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру

Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно пункту 3 ст. 2 Устава ООН, государства-члены должны разрешать  свои международные споры мирными  средствами и воздерживаться от угрозы силы или ее применения против других государств.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и  поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.

Однако  в сегодняшних реалиях мировой  политики возникли новые угрозы и  конфликты, которые в условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и  групп стран.

За последнее  десятилетие XX в. произошло качественное изменение природы конфликтов. Они  стали носить не столько межгосударственный, сколько внутригосударственный  характер. Это преимущественно гражданские  конфликты между группами населения, которые различаются главным  образом по признакам этнической принадлежности, расы, религии или  культуры. Именно такие различия и  формирующиеся новые групповые  интересы являются причинами возникновения  новых и эскалации старых конфликтов и войн17.

На чрезвычайном заседании Совета Безопасности в 1992 г. - первом на уровне глав государств и  правительств - мировые лидеры обратились с просьбой к Генеральному секретарю  ООН подготовить рекомендации по усилению влияния Организации Объединенных Наций в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира. Генеральный секретарь Б. Бутрос-Гали в 1992 г. выдвинул ряд предложений в своем докладе «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» (An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peace-keeping) .

Эти предложения  включали создание системы раннего предупреждения возникновения угрозы миру; развертывание сил ООН на территории, где определенно возможен конфликт, до начала военных действий; создание специальных военных миротворческих формирований для применения их в случае, если встанет вопрос о необходимости прекращения огня, что выходит за рамки миссии по поддержанию мира; более активное привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира.

Информация о работе Гманитарное вмешательство как способ поддержания глобальной и региональной безопасности