Тоталитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия.
Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953года в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму.
Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

 

Как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Например, в США и в бывшем СССР форма правления была одинаковой - республиканской, но реальная политическая власть - различной. Чтобы  иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует. В результате может получиться, что страна с монархической формой правления  оказывается более демократичной, чем иная республика.

 

Тоталитаризм (от лат. - Totalitarianism)  - это политическая идеология абсолютной власти. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавними воплощениями. (Новая философская энциклопедия   стр. 80)  Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует  определенный политический климат, существующий в той или иной стране в определенный период ее исторического развития.

 

Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. За фасадом тоталитарной системы нетрудно обнаружить произвол, непрофессионализм управления криминальных клик, которые используют средства государства в своих личных целях, заявляя о стремлении к общей цели. Тоталитарный режим обычно является самым серьезным нарушителем прав человека, поскольку прибегает к войнам и геноциду чаще, чем другие политические режимы. Тоталитарный режим характеризуется  абсолютным контролем государства  над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Коммунистический тоталитаризм.

 

Советский режим возник в результате революции, то есть насилия: большевики захватили власть в ноябре 1917 года. В январе 1918 года состоялись выборы. Свободно избранное Учредительное собрание было разогнано через несколько дней, потому что значительное большинство его было враждебно большевикам. Все или почти все режимы в таком положении не конституционны, но чаще всего режим, установленный путем насилия, стремится стать конституционным. Он принимает конституцию, в соответствии с которой будут назначаться правители и осуществляться власть. Советский режим принял три конституции: в 1918 году, 1924 году,1936 году. Все эти конституционные тексты являются фикцией.        Только теоретически у всех управляемых есть основные права: свобода слова, свобода печати, свобода собраний. Личность священна, жилище неприкосновенно, гарантируется соблюдение всех требований, всех официально провозглашенных свобод. «Террор против собственного народа был развязан большевиками сразу после установления своей диктатуры в октябре 1917 года. По данным Ю.Н. Стецовского, в результате красного террора с 1917 по 1920 года население Москвы уменьшилось на 40%,Петрограда на 50%, Киева – на 28%,число рабочих в стране сократилось с 3,6  до  1,4 млн. человек. Между тем никто точно не знал числа казнённых за годы большевицкой диктатуры»[1].

В советском режиме различаются три вида террора. Действия, признаваемые советским уголовным кодексом преступными, не считались таковыми в конституционно-плюралистических режимах. Для советской уголовной практики важнее не допустить безнаказанности виновного, нежели избежать осуждения невиновного. Это первый вид террора. Например, подготовка к преступным действиям квалифицируется как преступление, даже если их осуществление и не начиналось. Формулировка « контрреволюционная деятельность» достаточно широка и раплывчата и поддается различным толкованиям. Так же «общественно опасное деяние» может толковаться судами весьма расширительно. Если к какому-то деянию не применима ни одна статья кодекса, и оно по этому не может считаться преступным, суды имеют право выносить обвинительный приговор, если это деяние похоже на то, которое было некогда сочтено преступным. Начиная 1934 года в советском Уголовном кодексе фигурировали статьи, которые давали тайной полиции или министерству внутренних дел (что одно и то же) право арестовывать «социально опасных» и «контрреволюционеров», приговаривая их к долгим срокам пребывания в концлагере, причем не подлежащий обжалованию приговор мог быть вынесен и в отсутствии обвиняемого, и в отсутствии защитника.

 

«Террор против собственного народа был развязан большевиками сразу после установления своей диктатуры в октябре 1917 года. По данным Ю.Н. Стецовского, в результате красного террора с 1917 по 1920 года население Москвы уменьшилось на 40%,Петрограда на 50%, Киева – на 28%,число рабочих в стране сократилось с 3,6  до  1,4 млн. человек. Между тем никто точно не знал числа казнённых за годы большевицкой диктатуры»[2] 

Вторым, еще более устрашающим аспектом террора были административные суды. Юридический документ 1937 год в случае контрреволюционной деятельности предусматривает вынесение обвинительного приговора по сокращенной судебной процедуре: все должно быть завершено в несколько дней, без предоставления подсудимому какой бы то ни было возможности защиты и права на обжалование приговора. Однако даже такое законодательство еще не могло неизбежно привести к Сталинскому террору.

Скоро проблема «некуда девать» перестанет мучить большевиков, они построят в СССР другую страну, страну насилия и страха, которая получит название ГУЛАГ и будет известна всему миру, как символ советского социализма. Жизнь в постоянном страхе  превращает массы людей в боязливых, трусливых личностей, лишенных инициативы, чувства собственного достоинства и гражданского мужества. Чаще всего это возникает в результате нагнетания страха, средствами массовой информации или слухами, истерическим запугиванием или чудовищным произволом, творимым властями. Страх и насилие были основой внутренней политической стабильности общества в СССР.

Третий вид террора, отличный от двух первых, - депортация целых народов. Из доклада Хрущева: « Уже в конце 1943 года, когда на фронтах Великой Отечественной войны определился прочный перелом войны в пользу Советского Союза, было принято и осуществлено решение о выселении с занимаемой территории всех карачаевцев…»

В чем заключается психология коммунизма? В том, в частности, что коммунист ставит идею выше практики, выше реальности, это доктринер, который не предвидит реальных последствий своих “идейных” действий. Ленин называл Октябрьскую революцию самой бескровной революцией, а затем четыре года безжалостно уничтожал контрреволюцию (то есть российских патриотов) в Гражданской войне. Он решил построить социализм в два счета и ввел военный коммунизм. Уже через год выяснилось, что военный коммунизм ведет Россию и самих коммунистов к полному краху, и тогда в срочном порядке был объявлен НЕП. Но для нэпа вовсе не нужна была ни Октябрьская революция, ни Гражданская война, ни военный коммунизм. Сталин объявил страну социалистической, а то, что это был социалистический ГУЛАГ, его ничуть не волновало. Почему и до сих пор возможны все эти скоропалительные метаморфозы? Да потому, что психологией-то, культурой, образованием, не только умственным, но и нравственным, все наши вожди, как и десятки, сотни миллионов наших граждан, не обладают, в свое время нравственность была подменена у нас одной-единственной — коммунистической — идеей, которая возвышается над практикой, над реальностью. И это в то время как истинная культура очень даже реалистична. И — исторична.

 

 

2. Итальянский фашизм.

 

 

Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии  был установлен в 1922 г. Для Итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению в Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обусловлены специфическими экономическими, социальными и политическими проблемами, возникшими уже в 19 столетии и обостренными течением и исходом Первой мировой войны.

23 марта 1919 года в Милане сподвижник данного движения - Муссолини создал организацию «Боевые отряды», которая приняла политический стиль Д. Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение  в не особенно крепкую партию (Национал фашистскую партию, НПФ), и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов. Это зависело от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы.

Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прошлые партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще не испытанную политическую силу, от которой они ожидали решения не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.  Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политическая тактика, по существу продолжавшая мировую войну гражданской войной. Правительство и полиция не только не мешали фашистам, но даже поощряли их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.

После проведённых путчей и восстаний Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на порученной ему королем должности главы правительства, а с другой, на подчиненной ему как вождю «фашизма» единой фашистской партии с ее милицией и многочисленными зависящими от нее организациями. 2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности).  В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал «сам» Муссолини; он  же возглавил министерство корпораций.  Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата), и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини. За этим в начале ноября 1925 года последовали « высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти. Дальнейшими законами были распущены городские собрания депутатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие.

«Чрезвычайные законы» следовали один за другим:

Они запретили профессиональные союзы (за исключением государственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

Они восстановили смертную казнь за «политические преступления»;

Они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную  высылку.

Коммунистическая партия была объявлена вне закона; органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста);

Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением» и т.п.  В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т.д.

В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому «большой фашистский совет» составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом, парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой.

Католическая церковь получила по Лютеранскому договору, заключенному в феврале 1929, даже больше влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями  она получила далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни.

«Тоталитарное государство всегда преувеличивает функции власти. Успехи государства приписываются только вождю, неотъемлемой частью тоталитарного режима является мистика власти.[3]

Основные черты итальянского фашизма:

Прежде всего, определилась тенденция «вождизма», единой диктатуры. Уже закон 1925 года « О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра не ответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались или смещались по воле последнего.

«Возможно, что и сам Муссолини поверил в своё величие, в свою «божественную» миссию. Ни один политический деятель ΧΧ века  не занимал стольких государственных постов, сколько их имел Дуче. К 1930 году он сконцентрировал в своих руках посты главы правительства, министра внутренних и иностранных дел, министр военно–морских сил, военного министра, министр корпораций, а также был главой Большого фашистского Совета и фашистской милиции»[4].

Закон 1926 года « О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил «исполнительной власти», то есть главе правительства, право на издание «декретов-законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

Фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные  съезды   были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления». Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты. Устав партии утверждался королевским указом, официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Информация о работе Тоталитаризм