Шпаргалка по курсу « Консультативная психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:51, шпаргалка

Краткое описание

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в рус­ском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углуб­ления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.
Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С друго

Содержимое работы - 1 файл

консульт.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

26.Приемы гештальт-терапии в консультировании. 
Г.-т. представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, осн. на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. Индивидуум в ходе терапии побуждается к возможно большей полноте сознавания текущих мыслей, чувств и телесных ощущений для того, чтобы он смог обнаружить свой собственный вклад в блокирование потока сознания и жизненной активности. Принимая на себя большую ответственность за содержание субъективного опыта, он приучается рассчитывать на собственные возможности и становится менее зависимым и менее поддающимся манипулированию в отношениях с другими. Г.-т. — не ветвь аналитического направления, она не прибегает к интерпретации. Здесь пациенты стимулируются к поиску своих собственных смыслов, постановке собственных целей и самостоятельному выбору.

Терапевтические цели и  роль психотерапевта

Цель Г.-т. — не просто устранение симптома, но личностный рост. Терапевт помогает пациенту достичь  большего самопринятия, большей личной ответственности, реинтеграции отчужденных или отщепленных аспектов личности, стать более аутентичным и менее доступным манипуляциям со стороны окружающих. Обнаружив расхождения между тем, что пациент говорит, и тем, что он делает, терапевт предпринимает вмешательства, осн. на актуальном поведении пациента. Вмешательства по содержанию являются скорее описательными, чем интерпретирующими.

Терапевт не только наблюдает  поведение больного, но и привносит  во встречу с ним свою собственную  индивидуальность. Гештальт-терапевт исходит из того, что он является таким же компонентом терапевтического взаимодействия, как и пациент, и отвечает за представление себя пациенту в наиболее прямой, спонтанной и самораскрывающей манере.

Методики гештальт-терапии

Гештальт-терапевтами  описано много технических приемов (некоторые из них высокоэффективны и выглядят весьма впечатляющее), которыми они пользуются, чтобы обострить непосредственный опыт, повысить уровень конфликта и поляризации, содействовать большей свободе выражения или сознаванию механизмов блокировки и избегания. Перлз, однако, предостерегал терапевтов от чрезмерного увлечения технической стороной дела, чтобы не попасть в зависимость от набора технических «трюков».

В Г.-т. по Перлзу занятие  клиентом «горячего стула» (taking the «hot seat») означает готовность вступить в контакт с психотерапевтом. Дополнительный «пустой стул» рядом с клиентом может «заниматься» воображаемым значимым другим или отчужденной частью себя для ведения воображаемого диалога с ними. С помощью методики диалогов идентифицируются проецированные и отрицаемые компоненты личности. Используя два стула и перемещаясь с одного на другой, клиент ведет «беседу», разговаривая за себя и за воображаемую сторону. По мере того как взаимодействие между этими полярными противоположностями нарастает и они начинают все глубже осознаваться, становится возможной их интеграция благодаря большему принятию себя клиентом.

Гештальт-терапевты обращают внимание на всю полноту экспрессии пациента, а не только на слова. Такие  невербальные признаки, как поза, жесты, тон голоса часто отражают неосознаваемые пациентом аспекты функционирования. Терапевт может, напр., попросить пациента преувеличить или повторить жест, и эта интенсификация экспрессии позволяет пациенту открыть функцию или значение жеста.

Метод работы со сновидениями пациентов, используемый в Г.-т., возник из убеждения Перлза в том, что сновидения — это один из самых спонтанных видов продукции. Считается, что каждое сновидение содержит экзистенциальное послание — выражение каких-то аспектов жизни индивидуума в настоящем. Становясь любым объектом или персонажем во сне (как одушевленным, так и неодушевленным), индивидуум может идентифицировать себя с ним и, т. о., вновь ощутить проекции, конфликты и незавершенные ситуации, отраженные в сновидении.

28.Роль метафоры в психологическом консультировании. 
Метафору, используемую в психотерапии и психологическом консультировании, принято называть терапевтической метафорой. Выделяются следующие виды такой метафоры:

Формальная метафора – специально созданные для пациента истории, в которых не имеют значения форма, действующие лица и пр., а важно, чтобы метафора сохраняла в себе отношения, имеющие место в проблемной ситуации пациента; этим создаются предпосылки для решения данной проблемы.

Эффективная метафора, в  отличие от формальной (структурно-эквивалентной проблемы), имеет также и специфические характеристики. К ним относится достаточность метафоры, т.е. добавляются необходимые «модальные тонкости», увеличивающие ее значимость, использование различных систем репрезентации – визуальной, аудиальной и тактильной. Другим отличием эффективной метафоры от формальной является расширение и гиперболизация и персонажей, и действий. Третьим преимуществом эффективной метафоры является требование к ее законченности, т.е. презентация проблемы на различных уровнях – вовлеченные лица, динамика ситуации, лингвистические особенности, модели коммуникации, системы репрезентации, применение субмодальных элементов.

Выделяют также естественные метафоры, построение которых связано  с опорой на чей-либо личный или коллективный опыт

Цель метафоры не в  том, чтобы с помощью определенной семантической замены высказать  то, что может быть высказано и  без ее помощи, а передать такую  информацию, которая иным способом передана быть не может. Аллегории, истории, притчи, мифы, басни в психотерапии и консультировании выступают в качестве средства взаимопонимания между специалистом и клиентом.

Метафора работает эффективнее  в том случае, если её совместить с другими методами работы психолога. Но и сама по себе она является простым, доступным и безболезненным методом воздействия, не вызывает сопротивления и работает продолжительное время после встречи с терапевтом, образуя позитивные самоподдерживающиеся структуры, лишь отчасти осознаваемые клиентом, а в основном являющиеся достоянием подсознания.

Терапевтическая метафора не имеет чётких ограничений или  побочных эффектов, может помочь в  критических ситуациях. В литературе можно встретить такое мнение практикующих консультантов: чем больше творчества вошло в составление метафоры, тем больше положительных эффектов можно ожидать в результате.

Работа с метафорами - важная часть процесса консультирования, так как именно именно метафоры представляют собой так называемые ключи - моменты, на которые следует обращать внимание в процессе выслушивания клиента. Подробнее о ключах - в одноименной статье.

Итак, метафоры - это один из видов вербальных ключей, наряду с паузами, изменением интонации  и т.д. Метафоры - образные выражения, используемые клиентом при описании своей проблемы. Например: клиент говорит: последнее время я выжат как лимон. Или: я абсолютно потерян. Или: я чувствую себя раздавленным... Данные выражения: выжат как лимон, потерян, раздавлен - это метафоры. Метафоры в емкой форме несут в себе важную информацию о проблеме клиента или его состоянии и в связи с этим представляют значительный интерес.

В качестве техники, мы можем  попросить клиента описать его  состояни или проблему в метафорической форме. По простому, спросить: "на что  это похоже?" или "если бы можно было представить ваше состояние или проблему в виде предмета, как бы это выглядело?"

В качестве примера, на вопрос о том, как бы ты описал свою жизнь  сейчас, один клиент сказал следующее:

- заброшенный дом

- на чердаке лежит  мешок с зерном

- мешок посередине имеет прореху, чем-то его проткнули

- из прорехи высыпается  зерно

- зерно прелое, не пригодное  ни к чему

Анализ метафоры привел к тому, что "мешок, который валяется в заброшенном доме" - это он сам. Заброшенный дом - это его  жизнь в последние несколько лет, в которой остановилось время и ничего не происходит. Дом заброшен, так как последнее время жизнь клиента в основном проходила во внутреннем плане и он не был включен в активное взаимодействие с реальностью. Пыльный мешок - пыль показывает на время, которое этот мешок там лежит. На вопрос, сколько времени, клиент ответил 6 лет. Зерно - это возможности, таланты и внутренние дары, которые теперь никому не нужны и не могут быть использованы (зерно в метафоре прелое). Прореха в мешке, в результате которой мешок потерял свою целостность и стал негодным - это авария, в которой клиент 6 лет назад получил разрыв брюшной полости и несколько месяцев провел в больнице. Авария произошла, когда клиент только закончил Университет, и последние шесть лет страдает от посттравматического стрессового расстройства, проявляющегося в диссоциативном восприятии реальности и уходе в свой внутренний мир.

29.Особенности консультирования в разных возрастах. 
Консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста 
1. Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в беседе важно не только эмпатически вникнуть в проблемную ситуацию, но и непременно увидеть за ней этап жизни, переживаемый клиентом.

Как правило, результатом  этой стадии является полное освобождение от детской зависимости, человек  заботится о себе и отвечает за свои поступки. У него возникает  собственная система жизненных  ценностей, о которой он судит  как взрослый. Исчезают эмоциональные колебания, мешающие формировать глубокие человеческие отношения. Он полностью осознает и принимает свою половую роль и физический облик, приобретает устойчивые личностные качества, которые с этих пор будут меняться не скачкообразно, но медленно модифицироваться под влиянием накопленного опыта.

Стадия молодого взрослого  возраста, или ранней зрелости, продолжается с 20 до 25 лет. В основе кризиса лежит  конфликт интимности и изоляции, разрешаемый  в чувстве любви. Интимность заключается в том, что нашедший свое Я делит его в глубоких дружеских отношениях или становится самовлюбленным и фиксированным только на себе. Кроме того, интимность реализуется созданием семейных связей. В настоящей интимности обязательно присутствует взаимность, стремление к разделенной с другими идентичности. Если любовь и секс не отделены друг от друга в человеческих отношениях, то есть возможность создать именно такую любовь, которая может быть разделена другим человеком и возвратится миру через детей.

Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность, готовность человека отвергать, изолировать  и, если необходимо, разрушать те силы или людей, которые кажутся ему  опасными. Потребность в укреплении и защите границ своей интимности из естественной, рационально обусловленной может превратиться в предубежденность, фанатизм или чрезмерную готовность жертвовать собой или убивать других. Избавить от этой неблагоприятной метаморфозы может только своевременное определение личных границ на основе взрослой ответственности.

Стадия взрослости занимает следующую четверть века жизненного цикла (25 лет—50-60 лет), содержание кризиса  описывается понятиями «творчество—застой», а «сильной» стороной является формирование заботы. Творчество в качестве дальнейшего  внутреннего саморазвития личности означает появление у человека (вне себя или семьи) жизненно важных интересов и потребностей, приводящих к формированию его уникальности. Оно проявляется в стремлении воспитывать подрастающее поколение или улучшать общество. Человек, поднимаясь над своей эго-идентичностью, обретает уникальную способность стать самим собой.

Если взрослый человек  живет только для удовлетворения своих личных потребностей, для приобретения удобств и развлечений, то эта  альтернатива именуется застоем. Место творчества в семейной жизни или вне ее занимает регресс к навязчивой, однообразной потребности в псевдоинтимности. Возникает скука, становящаяся почти экзистенциальной, оскудевают межличностные контакты. Суть существования заключается в повседневном потворстве самому себе, как если бы человек или семейная пара превратилась в своих собственных детей. Излишне говорить, что в этих условиях довольно быстро развивается изношенность, телесная или психологическая инвалидность. Последствия выбора этой негативной альтернативы проявляются в следующем поколении в форме еще большего отчуждения.

Стадия поздней зрелости начинается после 50—60 лет. Содержание кризиса — противоречие интеграции и отчаяния, а формирующаяся сильная  сторона — мудрость. Базовое качество, приобретаемое человеком в это время, называется эго-интеграцией. Это сильное чувство целостности собственного Я и ценности прожитой жизни проявляется во внутреннем покое и внешней уравновешенности. Основой эго-интеграции является мудрость, характеризующаяся при всем своем многообразии прежде всего тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием. При личностной одаренности мудрость редко бывает собственной, чаще ее сущность составляет традиция. Эго-интеграция проявляется также склонностью к порядку, значимости, готовности взять на себя лидерство или, при необходимости, отречься от него. Интегрированная личность отличается прежде всего принятием жизни как одного-единственного цикла, определенного круга лиц, составляющих его окружение, личной ответственности за происходящее, собственной интегративности, которая существует и исчезнет вместе с ее носителем. Интенсивность этого чувства определяется отношением к прожитой жизни, которая принесла удовлетворение.

Если жизненный опыт человека не принимается следующим поколением, то возникает разочарование в жизни, когда человек серьезно рискует впасть в безысходное отчаяние и столкнуться со страхом неминуемой смерти. Судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть — как ее последняя граница. Именно это отчаяние скрывается у пожилых людей за мизантропией, хроническим недовольством существующим порядком вещей, отвращением или презрением к окружающему.

Таким образом, и к  концу жизни человек оказывается  перед все тем же, хотя и меняющим время от времени облачения, сопровождающим его выбором, в котором состоит психологическая сущность кризиса идентичности.

Информация о работе Шпаргалка по курсу « Консультативная психология»