Взаимосвязь стилей семейного воспитания с личностными особенностями ребенка и родителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:47, дипломная работа

Краткое описание

Выпускная квалификационная работа посвящена чрезвычайно важной и актуальной для современной психологической науки проблеме развития личности ребенка в семье. Несмотря на то, что стиль семейного воспитания большинством исследователей признается в качестве одного из ведущих параметров, определяющих качество детско-родительских отношений, проблема психологической совместимости родителей и детей, а также влияния качеств личности родителей и ребенка на предпочитаемый ими стиль отношений с ребенком далека от окончательного решения. В этом смысле изучение взаимосвязи семейного микроклимата и личностных особенностей детей и родителей представляется весьма важным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………9
1.1. Психолого-педагогические особенности основных характеристик детско-родительских отношений и основных стилей и типов семейного воспитания. …………………………………………………………………….9
1.2. Психолого-педагогические особенности взаимосвязи стиля семейного воспитания и личностных особенностей родителя. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка………………31
II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1. Содержание опытно-экспериментальной программы изучения личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку………..47
2.2. Содержание опытно-экспериментальной программы изучения взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку…………………………………………………………………………..55.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...……………………………………………………......63
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..……….67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………..…………71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………..…...….85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………..…...….86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………..…...….90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………..…...….91

Содержимое работы - 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

       3. Также мы использовали анкету для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке. В ней рассматривались следующие вопросы:

             1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный,  нерешительный и т.д.)

             2.Насколько самостоятелен Ваш  ребёнок?

             3.Замыкается ли Ваш ребёнок  после замечаний?

             4.Насколько контактен с окружающими  ваш ребёнок?

             5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?

             6.Что в Вашем ребёнка вас  раздражает; как вы с этим справляетесь?

             7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные  «Почему»?

             8.Наказываете ли Вы ребёнка,  и как ребёнок реагирует на  это?

             9.Даёте ли вы ребёнку возможность  высказаться, даже  если  рассуждения  кажутся Вам глупыми?

             10.Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты  анкетирования показали, что большинство  родителей склонны оценивать  свои отношения с ребенком и поведение  самого ребенка как несколько  отрицательные и далекие от идеальных. Родители выявили негативное отношение  к наказанию, отметили невысокий уровень раздражительности, возникающий в ответ на поступки или просьбы детей, указали на отсутствие «кумира» в семье, однако, они также  отмечают наличие негативных черт характера в детях, отсутствие самостоятельности, беспомощность, некоторую безответственность. 

     2.2. Содержание опытно-экспериментальной программы изучения  взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку.

      Корреляционный  анализ соотношений между типом  отношения к детям и личностными  особенностями родителей показал следующие результаты:

Принятие  – отвержение.

Существует  отрицательная связь между уровнем  отвержения ребенка и фактором Q2 (r = - 0,46; p < 0,01).  
Т.е. несамостоятельной, зависимой от группы личности, нуждающейся в поддержке, советах и одобрении окружающих очень сложно принять своего ребенка, позволить ему быть таким, какой он есть.  
Авторитарная гиперсоциализация.

Существует  отрицательная связь между уровнем  авторитарной гиперсоциализации ребенка  и фактором Q1 (r = - 0,50; p < 0,05).

Т.е. консервативный, ригидный родитель, не любящий перемен, склонный к нравоучениям и морализации, требует от ребенка дисциплинированности и безоговорочного послушания.

      Существует  отрицательная связь между уровнем  авторитарной гиперсоциализации и фактором М (r = -0,46; p < 0,05).

      Т.е. практичный родитель, занятый решением повседневных вопросов, личных проблем, имеющий низкий творческий потенциал, проявляет склонность к жесткому авторитарному контролю по отношению к ребенку.

      Маленький неудачник» (инфантилизация).  
Существует отрицательная связь между стремлением родителя инфантилизировать ребенка и фактором С (r = -0,45; p < 0,05).  
Т.е. родитель со слабым «Я», тревожный, легко расстраивающийся, часто чувствующий себя беспомощным, усталым, неспособным справиться с жизненными трудностями, импульсивный и уклоняющийся от ответственности стремиться инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

      Также был произведен сравнительный анализ личностных особенностей родителей, выбирающих конструктивный и деструктивный стиль отношения к ребенку.

      Испытуемые  были разделены на родителей с  преобладанием конструктивного  и деструктивного стиля отношения  к ребенку. К первому типу были отнесены родители с высоким уровнем  принятия ребенка и с высокими показателями по шкале «Кооперация». Ко второму типу были отнесены испытуемые с высоким уровнем отвержения ребенка и высокими показателями по шкалам «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».

       Проведенный анализ позволяет сделать вывод о связи самодостаточности личности родителя и принятия ребенка (r = - 0,46; p<0,01). Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмоциональную близость со своим ребенком. Признавая за собой право на индивидуальность, родитель уважает и индивидуальность ребенка. Этот факт подтверждает аналогичные исследования А.С. Спиваковской (Спиваковская А.С., 2000).

       Установлена связь между ригидностью, узостью  интересов родителей, консерватизмом и авторитарной гиперсоциализацией (корреляция авторитарного стиля с фактором Q1 r = -0,5 при р < 0,05 и с фактором М r = -0,46 при р < 0,05). Стиль авторитарной гиперсоциализации подразумевает жесткий контроль, требование от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, неспособность родителя принять точку зрения ребенка. Лица с преобладанием ригидности и консерватизма выбирают данный деструктивный стиль. На обусловленность деструктивного стиля отношения к ребенку ригидностью родителя, заостренным чувством долга, обязательности, трудностью нахождения компромиссов указывал в своих работах и А.И. Захаров (Захаров А.И., 1998).

       В проведенном исследовании обнаружена отрицательная  связь между стремлением  родителя инфантилизировать ребенка  и эмоциональной устойчивостью  родителя (r = -0,45; р < 0,05). На связь силы «Я» со стилем родительского отношения еще в 1959 г. указывал И.С. Шефер (Шефер И.С., 1959), и наше исследование, проведенное на современной выборке родителей, подтверждает это. Эмоционально неустойчивый родитель со слабым «Я», легко расстраивающийся, часто чувствующий себя беспомощным, усталым, неспособным справиться с жизненными трудностями, импульсивный и уклоняющийся от ответственности, выстраивает деструктивные отношения с ребенком. Такие мать или отец считают своего ребенка слабым, несамостоятельным, младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Родитель часто безосновательно обижается на ребенка. Будучи неспособным контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме, такой родитель порой сам выглядит как безответственный, капризный ребенок. По сути родитель проецирует на ребенка собственную личную и социальную несостоятельность. Стараясь оградить ребенка от трудностей жизни, родитель демонстрирует то, в чем нуждается сам. Гиперопека, которой родитель окружает своего ребенка, связана в данном случае с тревожностью и неуверенностью самого родителя. На связь тревожности и гиперопеки указывали также А. Адлер, А.И. Захаров, Г. Орвашел (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И., 1998).  
Сравнительный анализ личностных черт родителей, выбирающих деструктивный и конструктивный стиль отношения к ребенку показал, что существует статистически значимая разница между такими родителями по многим показателям при высоком уровне достоверности отличий, следовательно, данные различия вызваны не случайными, а закономерными фактами.

       Так, у родителей с преобладанием  конструктивного стиля отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, «горячки», переходящих в ажитацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера, проявляются гораздо реже, чем у родителей с преобладанием деструктивного стиля. О том, что для конструктивных родителей характерна умеренная тревожность, писала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).

       Конструктивные родители, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Деструктивные же родители не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

       Конструктивные  родители склонны брать на себя большую  ответственность при организации  своей производственной деятельности, карьерного роста, нежели деструктивные. Можно предположить, что конструктивные родители чувствуют себя более успешными в социальном плане. На важность для правильной родительской позиции преодоления эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека, также указывала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).  
Значимые различия в области межличностных отношений между конструктивными и деструктивными родителями указывают на большую способность конструктивных родителей контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывая к себе уважение и симпатию, чем деструктивных. Последние же не могут активно формировать свой круг общения и склонны считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.  
По результатам 16-PF между родителями с преобладанием конструктивного стиля и родителями с преобладанием деструктивного стиля отношения к ребенку существуют значимые различия по следующим параметрам: факторы С (сила «я», эмоциональная устойчивость), М (аутия, мечтательность), О (гипотимия, склонность к чувству вины), Q1 (радикализм, гибкость), Q2 (самодостаточность, самостоятельность).  
На основании этого можно сделать вывод, что конструктивные родители эмоционально устойчивее деструктивных Они более спокойны, настойчивы, умеют держать себя в руках, зря не кричат и не обижаются на детей. Деструктивные родители более невротичны, неустойчивы в своих интересах, часто не доводят дело до конца, дают непоследовательные указания детям, что способствует невротизации уже самих детей. Поскольку фактор С имеет существенную связь с соматическими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, то можно предположить, что деструктивные родители чаще болеют, что также оказывает неблагоприятное воздействие на психику и здоровье ребенка.

       У конструктивных родителей по сравнению  с деструктивными значительно богаче воображение. Их внутренний мир отличается высоким напряжением. Они интересуются искусством, теоретическими, абстрактными вопросами, мировоззренческими проблемами. Этот факт подтверждает данные А.С. Спиваковской о созидательности, творческости конструктивных родителей (Спиваковская А.С., 2000). Для деструктивных родителей не характерно наличие широких интеллектуальных и эстетических интересов. В неожиданных ситуациях им не хватает воображения и находчивости, возможно поэтому они чаще прибегают к угрозам, запретам, наказаниям по отношению к детям. Им сложно предложить ребенку что-нибудь новое, интересное. Конструктивные родители более веселы, бодры, жизнерадостны. Они легче деструктивных переживают жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам, самоупрекам, менее чувствительны к оценкам окружающих. Деструктивные же родители большую часть времени находятся в тревожном, подавленном, озабоченном состоянии, легко плачут. Вполне естественно, что такое настроение может передаваишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.  
Интересным является полученный автором факт высокой связи между тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.

       У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование.  
Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.  
А.И.Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я – концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». На что также указывает Боулби Д. (1979)

       На  конструктивный стиль отношения  родителей к ребенку оказывают  влияние такие черты личности, как:

    • стремление наиболее полно выявить свои задатки и способности;
    • преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека; созидательность, творческость;
    • способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать;
    • умеренная тревожность;
    • способность брать на себя ответственность;
    • склонность к самоанализу, рефлексии (Спиваковская А.С., 2000).

       Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

 Таким образом, выдвинутое нами предположение о взаимосвязи личностных особенностей родителей и стиля семейного воспитания и родительского отношения подтвердилась - обнаружено влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.

       Выделены  две группы родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

       Установлены статистически значимые различия между  родителями с конструктивным и деструктивным  стилем отношения к ребенку.  
Для родителей с конструктивным стилем характерны: зрелость, умеренная тревожность, эмоциональная устойчивость, высокое напряжение внутреннего мира, гибкость, оптимистичность, ответственность.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с личностными особенностями ребенка и родителя