Становление архивного дела в Киевской Руси

Автор работы: Александра Храмозина, 26 Сентября 2010 в 08:41, реферат

Краткое описание

Всю историю человечества можно обоснованно назвать священной книгой народов. Это - книга их бытия, содержащая откровения и правила. Она - наследие предков, предназначенное потомству, пример прошлых ошибок и грандиозных успехов. История, это то, без чего не может существовать ни один народ, ни одна нация. Это наше прошлое, которое мы должны помнить, и гордится им, каким бы оно не было.
Историю своей страны должен знать каждый человек. Она примиряет нас с несовершенством настоящего, как с обыкновенным явлением во всех веках. История помогает людям избежать ошибок в настоящем, опираясь на примеры прошлого.
Мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Все это стало доступным лишь благодаря архивам. Много веков насчитывает история архивов нашей страны. Первый этап в истории архивов характеризуется тем, что документы хранились вместе с рукописными книгами и материальными ценностями. Это объясняется прежде всего важным значением письменных материалов, сравнительно незначительным их количеством.
Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Начало пись-менности на Руси относится еще к дохристианским временам. По мере развития государственно-сти и культуры, письменность все больше совершенствовалась. Миссионерская деятельность про-светителей IX в. Кирилла и Мефодия, становление Киевской Руси, принятие ею в 988 г. Христианства способствовали формированию первых документных сводов, которые легли в основу создания первых архивов Киевской Руси.

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ АРХИВОВЕДЕНИЕ.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

  Все славянизмы, представленные в деловой  речи, входят в тот круг «обрусевших», вошедших в устную речь славянизмов, которые наиболее часто использовались и в церковно-книжных памятниках. О степени употребительности славянизмов в деловой письменности говорят, например, такие факты: почти в тысяче грамот, сохранившихся в списках XI-XIV вв., зафиксировано лишь три глагола с приставкой пре- (пребывати, пребыти, преставитися) и два глагола с приставкой из- (избрати и изити), причем именно эти глаголы наиболее употребительны (по сравнению с другими глаголами с пре- и из-) в церковно-книжных памятниках.

  В каких же случаях в деловых  памятниках употребляются славянизмы?

  Русская деловая речь создает свои штампы, свою устойчивую фразеологию, в составе  которой иногда используются наиболее распространенные славянизмы. Возможно также, что писцы, работавшие в русских княжеских канцеляриях домонгольской эпохи, употребляли устойчивые формулы, сложившиеся в языке болгарских царских канцелярий. Очень многие из древних русских грамот начинаются одной и той же формулой: се азъ (т. е. вот я), в которой употреблено старославянское местоимение. Так начинается уже известная нам грамота Мстислава 1130 г.: «Се азъ мьстиславъ володимирь сн̃ъ»...» и т. д. Грамоты могут начинаться и другими распространенными книжными выражениями или славянизмами, например: во имя отца и сына и святого духа; во имя святыя живоначальные троицы отца и сына и святого духа; благословение отъ владыкы и др. Славянизмы представлены и в таких устойчивых сочетаниях, употребительных в деловой речи, как предъ богомь, предъ княземь, преступити крестное цЂлование, рабь божий, божиею милостию и пречистоЂ его богоматери, сь божьею помощью, общимь совЂтомъ, блаженныя памяти... при царЂ, богомь хранимыя своея державы и др. (одновременно употреблялись и русские се язъ, передъ богомь, передъ княземь, переступити крестное цЂлование и др.).

  Своего  рода «штампом» деловой речи является сложное предложение с придаточным  условия. В сводах законов, таких, как  «Русская правда», эти предложения  очень употребительны. В придаточных предложениях условия, которые в сводах законов обычно следуют перед главными, могут применяться разнообразные условные союзы. Большинство этих союзов русские, однако часто употребляется и старославянский союз аще. Этот союз мы встречаем в краткой редакции «Русской правды»: «аще ли кто кого ударить батогомъ, либо жердью, либо пястью, или чашею, или рогомъ, или тылеснию, то 12 гривнЂ; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець [если кто ударит кого-либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается]»; в древних грамотах: «аще кто деревомь ударить чл̃вка до кръви. полуторы грв̃ны [т. е. гривны] серебра, аще ударить по лицю или за волосы иметь, или батогомъ шибеть. платити безъ четвьрти грв̃на серебра...»

  Вне штампов славянизмы появляются чаще всего в тех местах деловых  документов, которые так или иначе  связаны с религиозными мотивами, например, в том случае, если речь шла о необходимости соблюдения церковных правил, о «божьей каре» за различные преступления: «гнев божий есть, посылается от руки божия на тех, иже ходят накриве к роте [т. е. принимают ложную присягу], да поженет [т. е. уничтожит] пламен их, и душа предастся огню неугасимому» («Уложение Алексея Михайловича» 1649 г.).

  Вместе  с тем полностью освоенные  русским языком славянизмы (типа время, владЂти, впредь, преже) могли быть употреблены  в любом месте делового документа. Вот примеры употребления такого рода славянизмов: «Что дЂеть(с̃). по временомъ. то отиде по временомъ»; «да и впредь будетъ у них... (рядом употреблено полногласное впередь: которые земли пропашутъ они впередь».

  Степень книжности деловых памятников неодинакова. Документы, создававшиеся в верхах государства, отличались большей книжностью. Так, грамоты великих и удельных князей, позднее царские грамоты по сравнению с другими деловыми документами богаче славянизмами: эти грамоты писались людьми, получившими книжное образование, которые придавали деловой речи легкую, но ощутимую книжную окраску; вот отрывок из жалованной грамоты великого князя Василия Михайловича и нескольких тверских удельных князей (1361-1365 гг.): «дали есмы сю милостыню [т. е. дар, подарок] церкви святое богородици отрочью монастырю, на память преставльшимъся от сего житья роду нашему».

  Язык деловой письменности всегда отличался особыми, только ему свойственными чертами. Уже в древнейших деловых памятниках XI-XIV вв. мы обнаруживаем разнообразные деловые термины. Так, в грамоте Мстислава 1130 г. читаем: «...повелЂлъ есмь сн̃у своему Всеволоду о(т)дати буицЂ [это название села] ст̃му георгиеви [т. е. Новгородскому Юрьеву монастырю] съ данию и съ вирами и съ продажами». Здесь мы встречаемся с уже вполне устоявшимися деловыми терминами вира, продажа – виды штрафов за различные преступления. Развитая система юридической и общественно-политической терминологии представлена в «Русской правде». Вот некоторые из терминов, употребленных в этом памятнике: изгои – «человек, оторвавшийся от своего сословия», послухъ – «свидетель, который что-либо слышал», видокъ – «свидетель, который что-либо видел», тать – «вор, преступник», головникъ – «убийца» (ср. уголовное преступление), огнищанинъ – «богатый, знатный человек, владелец дома», мужь – «свободный человек», отрокъ – «младший дружинник», тиунъ – «управляющий, особая должность при князьях, боярах и епископах», рядовичь – «служащий по договору» (ср. рядъ – «договор, условие»), закупъ – «работник, нанимавшийся на определенный срок за плату, которую он получал заранее», мыто – «пошлина», потокъ – «уничтожение»

  Отметим еще некоторые языковые явления (из области словообразования и синтаксиса), особенно часто встречающиеся в деловых памятниках.

  Характерной особенностью языка деловых памятников является очень частое применение глаголов несовершенного вида с суффиксом -ивать

(-ывать). Такие образования находим уже  в ранних грамотах: «а грамоты  ти кн̃же не посуживати [т. е. не отменять]» («Договорная грамота Новгорода с великим князем Ярославом Ярославичем», 1264 г.); «а лихихъ бы есте людии не слуша(л)и хто иметь васъ сваживати» («Духовная грамота великого князя Симеона Гордого», 1353 г.).

  В документах того  времени можно  отметить и повторение синонимов: им в свою землю ехати безо всякого задержания и зацепки; и мы... молили и просили, и радели и промышляли; ...и то делается нераденьем, небреженьем вашим; обыскивати накрепко, не боясь и не страшася никого ни в чем; было многое их челобитье, что они вконец оскудали и разорились.

  Используя эти и некоторые другие приемы, авторы грамот, очевидно, стремились усилить  эмоциональность речи с тем, чтобы побудить читавшего к определенным действиям, убедить его в чем-то. 

3. ПЕРВЫЕ  АРХИВЫ КИЕВСКОЙ РУСИ

Первыми архивами Киевской Руси были:

  • Казна Княжьего двора – центральный общегосударственный архив;
  • местные архивы (хранили посадники);
  • архивы храмов и монастырей (хранились особо важные документы).

   Наиболее  известными центрами хранения документов, кроме Казны Княжьего двора, являлись:

  • Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве;
  • Софийский собор в Новгороде;
  • соборы и монастыри в городах Киевской Руси.

  Архивные  документы использовались в юридической, хозяйственной, идеологической жизни, во внешних отношениях Киевской Руси с соседними странами, прежде всего  с Византией. Документы являлись основой летописей, благодаря чему многие из них дошли до нас в списках.

  Владимиро-Суздальская  Русь, как наследница Киевской Руси, хранила не только общегосударственные, киевские, но и свои документы. Такой объединенный архив лег затем в основу государева архива Московской Руси

  В XIV в. Появилась дьяческая делопроизводственная система. Дьяки были должностными лицами, ведущими письменное делопроизводство и руководящими подведомственными им канцеляриями. Они же хранили вышедшие из делопроизводства документы, на основе которых писались новые. Преемственность документации требовала упорядочения архивов, составления формулярников – образцов делопроизводственных документов.

  Новгород  и Псков, как феодальные республики, имели свою архивную специфику. Основой их архивов была торгово-промышленная хозяйственная документация.

  В Новгороде найдено свыше 600 берестяных грамот, которые являются ценными историческими источниками и дают возможность воссоздать картины политической, экономической и культурной жизни. Берестяные грамоты обнаружены в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске и других городах, их авторами были представители самых широких слоев населения: ремесленники, горожане, крестьяне. Это свидетельствует о давних

культурных  традициях наших предков. В Новгороде  существовал ряд архивов. Древнейшим хранилищем документов был Софийский собор в Кремле и вечевая башня Великого Новгорода на Торговой стороне.

       Большое значение для истории  архивного дела имеет вопрос  о создании архива в Пскове. Вечевые собрания проходили вблизи Троицкого собора, в сенях которого хранился городской архив Пскова: делопроизводственная документация веча, решения соборов местного духовенства, духовные завещания, платежные расписки, заемные записи и др. Псковское вече собиралось у Троицкого собора, в котором для хранения архива бал установлен специальный ларь. Ларь Святой Троицы, как он назывался, имел юридическую силу. Попавшие в него документы становились основой всей юридической жизни Пскова. Выработалась процедура отмены юридической силы документов. Материалы изымались из ларя, где хранились и уничтожались. Уничтожение важных актов проводилось по решению веча. Заведовавший ларем ларник имел право скреплять печатью частноправовые акты, становившиеся при этом юридическими документами. Именно с этим ларем связаны первые подлоги, совершенные в хозяйственных интересах.

  

  На  ряду с общегородскими в Новгороде  и Пскове существовали частные архивы. В частном собрании псковских  посадников Дойниковичей находился  список «Слова о полку Игореве». 

  Развитие  архивного дела проявлялось в  совершенствовании научно-справочного аппарата и использование документов.

     В период феодальной раздробленности  зарождается учет и описание письменных ценностей. Помещенный в Ипатьевской летописи перечень принадлежавших владимиро-волынскому князю рукописей - это первая опись, дошедшая до нас, датированная 1288 годом.

     Большое количество письменных  источников отлагалось в церквах  и монастырях, которые являлись крупными феодалами. Делопроизводство в церковных учреждениях и монастырях вели «диаки». С XVI века так стали называть лиц ведущих письменное делопроизводство и руководящих канцелярией.

     Накапливались материалы и у  светских феодалов. Это были акты  о купле-продаже, о денежных займах, об обмене землями, духовные завещания и др.

     Письменные документы в этот  период являлись средством укрепления феодального землевладения, использовались в междукняжеских и внешних сношениях. В случае земельных тяжб между землевладельцами прибегали к помощи письменных источников, претенденты на княжеские столы часто аргументировали свои права документами. 

В 1236–1242 в результате нашествия татаро-монголов произошло массовое уничтожение  документов домонгольского периода.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Архивы  являются одним  из важнейших резервуаров  памяти человечества.

  В сохранении богатого  культурного наследия  прошлого  архивам  принадлежит, важное место. Недаром  их называют  документальной памятью нации. « Хранилище письменных  исторических  памятников  - писал  XIX  веке  М. П. Погодин, - составляют  необходимую потребность у всякого  более или менее образованного  народа.  Они  увековечивают  самое дорогое для него - свидетельства о его прошедшем, его исторической жизни и служат  доверенными источниками, которым  обращаются  как  государственный деятель, так и ученый, исследователь страны»        

  Видный  советский историк, академик  М.В. Нечкина, много лет отдавшая работе с документами, также считала, что « архивы – могущественное средство опознать отзвучавшие, ушедшие в глубину века, а подчас – недавно минувшее…» 

  К изучению «ушедших в глубину веков»  люди обращаются не из праздного любопытства, а чтобы лучше понять современность. Прошлое тысячью нитей  связано с настоящим. Оно заключает в себя бесценный опыт  многих поколении, постигая его, люди прокладывают пути в будущее.

  Археологические раскопки обнаруживают следы существования  архивов при храмах и дворцах еще в V – III в.в. до нашей эры в Месопотамии, Египте, Малой Азии. Это сборники законов, судебных приговоров, царских повелений, записных на табличках из глины, навощенного дерева, металла, на свитках папируса, а позднее – пергаменте. Достаточно в древности была система хранения архивных документов в арабских странах, Иране, Китае, в империи Великих Моголов. Также по историческим источникам известно, что архивы существовали в Киевской Руси. Конечно, такие архивы очень отличались от нынешних, да и само слово «архив» появилось только в XVIII веке.

Информация о работе Становление архивного дела в Киевской Руси