Большая восьмерка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

«восьмерка» в своем нынешнем составе, то есть с участием восьми стран, существует совсем недавно. Первоначально в этот «клуб» входило шесть государств, хотя большую часть времени он просуществовал в качестве «Группы семи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. «Большая восьмерка» – международный клуб демократических государств мира………………………………………………………………………………...6
1.1 История возникновения и этапы развития……………………………6
1.2 Значимость «большой восьмерки», цели и задачи стран-участниц в «группе»………………………………………………...........................................9
2. Россия в «большой восьмерке»………………………………………………16
2.1 Начальные этапы подключения России к «клубу»………………...16
2.2 Россия – полноправный участник в решении глобальных
проблем........................................................................................................19
3. Новые тенденции и планы реформирования «большой восьмерки»……...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы ………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………………38

Содержимое работы - 1 файл

большая восьмерка..doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

     Но  уже на саммите 1994 года в Неаполе  ситуация изменилась. Б.Н.Ельцин был приглашен на саммит не в качестве просителя — на обсуждение, касающееся проблемы помощи российской экономике и стоящее на повестке дня встреча "семерки" — а как равноправный участник политической части саммита. Этот шаг показал признание конструктивной роли Российской Федерации в международных отношениях, важного участника мировой политики в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Хотя уже тогда обстановку обостряла проблема Чечни.

     Главным итогом саммита в Галифаксе в 1995 году, в котором также участвовал Б.Н. Ельцин, стало значительное расширение участия России в обсуждении экономических и глобальных вопросов при сохранении и закреплении полноправного участия в работе в формате «восьмерки» по политическим вопросам.

     В апреле 1996 года был проведен саммит по ядерной безопасности в Москве, где Россия совместно с Францией исполняла функции председателя. В результате 20 апреля в Кремле лидеры «восьмерки» приняли основной итоговый документ (Декларацию), Программу борьбы против незаконного оборота ядерных материалов, отдельные заявления по Украине и по Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и блок технических документов. Помимо этого, они обсудили актуальные политические темы: Ливан (принято отдельное заявление), а также Боснию и Герцеговину. Данный факт еще более сблизил Московский саммит по его характеру с ежегодными саммитами «семерки» с российским участием, способствовал перерастанию его из узкотематического (пусть тема имеет и глобальное значение) в событие широкого политического звучания. Тогда Ж. Ширак заявил, что «восьмерка» уже существует в политическом плане.

     Во  многом благодаря Московскому саммиту, Россия все прочнее становилась участником ежегодных саммитов «Группы семи», процесса их подготовки, хотя пока и с особым статусом.

     Встреча в Лионе в 1997 году по предложению  российского руководства проходила в три этапа: первый (в формате «семи» 27-28 июня) был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, наиболее актуальных для этих стран. По его итогам было обнародовано экономическое коммюнике. В нем «семерка» выразила однозначную поддержку российских реформ. В документе подчеркивалось, что экономические и политические реформы укрепляют друг друга и выводят Россию на позиции, с которых она могла бы наращивать свою роль в мировой экономике.

     На  втором и третьем этапе (28-29 июня) в рамках «восьмерки» обсуждался весь комплекс глобальных и внешнеполитических проблем. В Лионе Россия впервые подключилась в полном объеме к выработке решений по «глобалистике». В ряду глобальных проблем Москва поставила на первый план вопрос о дальнейшей интеграции России в мировую экономику на равноправной основе, подняла проблему признания России как страны с рыночной экономикой, подчеркнула, что нужно как можно скорее привести западный подход к России в торговле и инвестициях в большее соответствие с прогрессом российских реформ, поставила вопрос о скорейшем подключении России к работе Парижского клуба в качестве кредитора, а также о важности более активной поддержки нашими партнерами российской заявки на вступление в форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     Началу  заседаний "восьмерки" предшествовала встреча В.С. Черномырдина с председателем Лионского саммита, президентом Франции Ж. Шираком.[3, c 24-31] 

    1. Россия  – полноправный участник в решении глобальных проблем

     Некоторые эксперты считают, что Денверский саммит 1997 года констатировал рождение "восьмерки" с практически полноправным участием России в обсуждении почти всех вопросов повестки дня. Участники встречи в Денвере приветствовали достижение соглашения между Россией и Парижским клубом, высказались за скорейшее вступление России в ВТО и за "дальнейшее продвижение ее к членству в ОЭСР". Тем не менее, как представляется, нельзя сказать, что Россия в полной мере соответствует уровню остальных членов «клуба».

     Так, по целому ряду количественных параметров (ВВП, особенно производству высокотехнологичной  готовой продукции; объему экспорта товаров и капиталов и др.) Россия не отвечает уровню великой экономической державы. Так, Россия по классификации МВФ входит лишь в третью группу стран с ВВП на душу населения от 3 001 до 10 000 долл. США, в то время как все остальные страны «восьмерки» принадлежат к группе наиболее высокоразвитых стран с ВВП на душу населения свыше 15 000 долл. США.

     Также, экономика России отстает по стандартам качества от национальных хозяйственных комплексов остальных стран — членов «восьмерки» (реальные доходы на душу населения, эффективность, энергоемкость и т.д.).

     Это несомненно является серьезной причиной, чтобы прежняя «семерка» оставила за собой право обособляться для обсуждения своих внутренних проблем, прежде всего валютно-финансового характера. Журналисты даже пустили в ход новую формулировку: «8 - 1» вместо «7 + 1». Растущее вовлечение России в международное сотрудничество в политической, торгово-экономической, кредитно-финансовой сферах требует активного использования механизмов многостороннего взаимодействия глобального масштаба для продвижения российских национальных интересов. Участие России в «восьмерке» — важное средство утверждения ее роли как одного из центров формирующегося многополярного мира, практической реализации российской концепции равноправного партнерства с ведущими индустриальными державами. Активная позиция России в рамках «восьмерки» во многом стимулирует и сам процесс создания многополярной системы международных отношений.

     Цели  России в «восьмерке» изменялись с течением времени с учетом изменения ситуации в стране. Если в начале 90-х годов одними из основных задач России были попытки получения кредитов у западных партнеров и реструктуризация долгов страны, то в настоящее время эта проблема отошла на задний план и «восьмерка» уже не используется для получения прямых финансовых выгод. Хотя важным остается использование партнерских отношений в рамках «клуба» для создания благоприятных внешнеэкономических условий для ускорения экономического роста и укрепления экономической стабильности в стране.

     Участие в «восьмерке» позволило России постепенно подключаться к системе разработки и принятия решений по важнейшим политическим, социально-экономическим и валютно-финансовым проблемам современного мира. В рамках «клуба» Россия стремится добиться скорейшего вступления страны в такие международные организации как ОЭСР, ВТО.

     Серьезной для России является и задача реализации внешнеполитических целей посредством равноправного сотрудничества с ведущими индустриальными державами в решении глобальных проблем.

     В 1998 году на саммите в Бирмингеме Россия впервые участвовала во всех уровнях обсуждения. Главными темами встречи стали: занятость; борьба с международной организованной преступностью; глобальные экономические вопросы, включая кризис, поразивший азиатские страны. На этом саммите Россия уже была признана важным звеном глобальной экономической системы.

     В 1999 году встреча глав государств и правительств стран "восьмерки" состоялась в Кельне. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин на саммите выдвинул ряд крупномасштабных инициатив: о разработке «Концепции мира в XXI веке» в преддверие следующего саммита; о выступлении «восьмерки» с идеей обсуждения на «саммите тысячелетия» ООН (Нью-Йорк, сентябрь 2000г.) вопроса о правовых аспектах применения силы в международных отношениях, их кодификации в новых условиях и о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

     В сфере экономики одной из серьезных  групп вопросов стала проблема реструктуризации российских долгов. Лидеры «восьмерки» приветствовали рамочные соглашения России с МВФ и Всемирным Банком и призвали Парижский клуб провести переговоры о заключении соглашения с Россией о реструктуризации долгов, а также договорились углубить диалог по долгосрочной социальной, структурной и экономической реформе в России (в рамках структур «восьмерки»).

     При обсуждении блока финансовых тем  в «клубе», как правило на уровне министров финансов и директоров центральных банков, затрагиваются и вопросы, касающиеся деятельности международных финансовых организаций, основными донорами которых являются наши партнеры, а также общие проблемы международной кредитной политики. Российские представители принимают участие в таких встречах, где, как можно предположить, вырабатываются конкретные подходы и рекомендации МВФ и МБРР в отношении стран-заемщиков, в довольно ограниченном формате.

     Следующий, 2000 год саммита на Окинаве стал дебютом нового российского президента В.В. Путина. И российские, и зарубежные СМИ пели дифирамбы российской «звезде саммита» (так Путина назвала одна канадская журналистка). Но Окинавский саммит явил не только успехи российской стороны, и по-видимому, стоит более сдержанно оценивать его результаты.

     Сразу стоит отметить, что традиции встреч лидеров «семерки» до официального открытия продолжились. Так, проблема списания долгов беднейшим странам была обсуждена в отсутствии В.В. Путина, хотя раздел, касающийся этого вопроса, и вошел в Заключительное коммюнике "Группы восьми". Что же касается реструктуризации или отсрочки 42 млрд советского долга, доставшегося России по наследству, то этот вопрос В.В. Путин не поднимал вообще, заявив, что "клянчить" неприлично. Кстати, это очень понравилось нашим западным партнерам.

     Как несомненный успех российского  президента расценивалось включение в Заключительное коммюнике формулировки по ПРО. Часть, посвященная этой проблеме, была сформулирована так, как звучала официальная российская позиция: "Мы ожидаем скорейшего вступления в силу и выполнения в полном объеме Договора СНВ-2 и заключения как можно скорее Договора СНВ-3, сохраняя и укрепляя Договор по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности и основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений в соответствии с его положениями. Мы приветствуем ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договора СНВ-2 Россией". [19]

     В отстаивании этого мнения у В.В. Путина был козырь: итоги его визита в Пхеньян. Ким Чен Ир впервые заявил, что Северная Корея готова прекратить реализацию своей ракетной программы и в освоении космоса перейти на использование исключительно зарубежной ракетной техники, если международное сообщество предоставит ракеты для запуска 1-2 спутников в год, причем даже не с территории КНДР. Тогда Б. Клинтон впервые открыто заявил о появившихся сомнениях по вопросу ПРО. Хотя, как показало время, достигнутый видимый успех оказался фикцией. Срок президентства Б. Клинтона подходил концу, а пришедший вскоре к власти Джордж Буш младший, представитель соперничающей партии, продолжил и даже ужесточил прежнюю линию США по этому вопросу.

     Генуэзский  саммит "восьмерки" не стал для  России ни каким-то сногсшибательным достижением, ни разочарованием.

     Проблема  ПРО практически совсем не звучала  на саммите и лишь в некоторой степени затрагивалась в ходе двусторонней встречи российского и американского президентов. Только в итоговом документе министров иностранных дел, встреча которых проходила в Риме, эта проблема была очень коротко и расплывчато обозначена.

     Как провал на саммите это расценивать  нельзя, но в свете заявления Джорджа Буша младшего от 13 декабря 2001 года об одностороннем выходе США из Договора по ПРО 1972 года можно отметить в целом провал политики России по этому вопросу.

     Другая  серьезная для России проблема —  реструктуризация долгов в Генуе даже не рассматривалась. Напротив проявила себя РФ в роли кредитора — согласно продолжению кельнской инициативы БЗБС списанию подлежат 53 млрд. долл. США, и Россия как кредитор находится на четвертом месте по объему списания долгов после Японии, Франции и Германии.

     Важным  для России вопросам международной  безопасности и борьбы с терроризмом в итоговых документах саммита не было уделено много внимания, а основное обсуждение этих проблем прошло в преддверии саммита на более низком уровне — встрече министров иностранных дел.

     На  саммите в Кананаскисе (Канада) в 2002 году было затронуто несколько важных для России тем. В первую очередь, это проблемы борьбы с терроризмом. В результате было принято два новых документа: Соглашение по транспортной безопасности и «Глобальное партнерство "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения». Целью последнего является предотвращение попадания ядерного, химического и биологического оружия в руки террористов. В соответствии с этим страны «восьмерки» обязались выделить до 20 млрд долл. США в течение 10 лет для уничтожения ядерного и химического оружия в России и других странах бывшего СССР.

     Что же касается страны-председателя в 2003 году, то как уже было отмечено выше, ею стала Франция, что ознаменовало начало нового цикла. Тем не менее в ходе саммита был принят документ, в котором было сказано, что Россия должна была впервые принимать у себя встречу на высшем уровне лидеров восьми государств в 2006 году, «вклинившись» между Великобританией и Германией. [1, с 257-261]

 

3. Новые тенденции  и планы реформирования  «большой восьмерки»

     Вопрос  о необходимости изменений в  функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Информация о работе Большая восьмерка