Геостратегическая адаптация США в АТР(2000г.-2010г)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

Около ста лет назад тогдашний Государственный секретарь США Джон Хейс высказал мысль о том, что Средиземное море - это океан прошлого, Атлантика - океан нынешнего времени, а Тихий океан — океан будущего.
Азиатско-тихоокеанский регион (ATP; Asia Pacific region) - почти половина земного шара и почти две трети населения планеты, здесь расположены практически все наиболее крупные государства мира. Это огромный человеческий, экономический, социально-политический и культурный массив.

Содержание работы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США В АТР 6
ГЛАВА II Военная политика США в АТР 13
ГЛАВАВА III ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США В АТР 18
Заключение 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Содержимое работы - 1 файл

Геострат адапт США в АТР Котлярова Е.Э..docx

— 64.44 Кб (Скачать файл)

В связи с растущей экономической  мощью Китая, которая по мнению США  в последующем может вылиться и в политическое влияние Китая  в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США остается только применить военные  рычаги, так как экономических  рычагов воздействия на Китай  у США практически нет.

В последние годы, однако, Китай начал быстрыми темпами  наращивать свой наступательный потенциал  И был сделан вывод, что все это свидетельствует о намерении китайских военных нейтрализовать американское военно-техническое превосходство в акватории Тихого океана, прилегающей к побережью КНР.

В связи с этими событиями  и уменьшающейся ролью влияния  США в АТР Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что США намереваются впредь не просто сохранять, но и наращивать свое военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе Она также заявила, что США намерены пересмотреть свою военную доктрину. 

ГЛАВАВА III   ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США В АТР

В начале 2009 новый гос.секретарь США Хилари Клинтон совершила свою первую поездку в этой должности по странам азиатско-тихоокеанского региона. Новый человек на новом месте всегда вызывает повышенный интерес, тем более, что г-жа Клинтон не является профессиональным дипломатом. Отличительной особенностью азиатского турне главы американского внешнеполитического ведомства стало то, что первой остановкой на её пути стал Токио. Хилари Клинтон, пригласила японского премьера Таро Асо посетить Вашингтон и стать первым иностранным лидером, с которым встретится новый президент США Барак Обама. Япония, в настоящий момент, испытвает большие экономические проблемы (только за последний квартал её ВВП сократился на 13%) и внутриполитические сложности (рейтинг премьер-министра Асо упал ниже отметки 10%). Тем не менее, целью визита и приглашения в Белый Дом было желание подчёркнуть важность Японии, как главного сателита США в Восточной Азии.[5]

После посещения Японии, Хилари Клинтон совершила ещё  два визита (в Индонезию и Южную  Корею) пержде, чем посетить Китай. Последняя  остановка в таких турне всегда самая важная, и не случайно для  этой цели был выбран Пекин, от действий которого теперь зависит финансово-торговое благополучие всего региона. Таким  образом гос.департамент США показал  всему миру, что во-первых собирается выполнить предвыборное обещание Демократов и уважительно относится к  своим стратегическим партнёрам, не воспринимая их дружбу как что-то само собой разумеющееся. Во-вторых, из этой поездки следует, что Америка  видит своё будущее (в военном  и экономическом плане) тесно  связанным с Восточной Азией, и прежде всего с Китаем. А в-третих, наблюдателям стало ясно что в  фокусе всей поездки была Северная Корея… 

Эту самую проблемную страну региона новый гос.секретарь США  по понятным причинам посетить не могла. Однако сама Северная Корея, страдающая от затянувшегося противостояния, в  долгу не осталась. На протяжении визита Х.Клинтон, Пхеньян сделал несколько  громогласных заявлений, в том числе  обещание «наказать Сеул» и объявление о подготовке к запуску очередного телекоммуникационного спутника, под  видом которого многие подозревают  испытание интер-континентальной  баллистической ракеты. Таким образом, вопрос о Северной Корее присутствовал в повестках дня всех переговоров и наверняка помог делегации гос.департамента в формировании новой политики по отношению к этой стране, с которой США до сих пор находятся в состоянии хрупкого перемирия.[8]

Вот уже многие годы северокорейскую  проблему не может решить в одиночку ни одна страна. Тем более не могут  помочь её решению угрозы и санкции, к которым так часто прибегала  администрация Дж.Буша. Пока Северная Корея остаётся бедной страной-изгоем, фактор нестабильности в северо-восточной  Азии будет сохраняться. Такую мысль  недавно высказал бывший министр  по делам национального объединения  Республики Корея Чон Се Хён. Выступая на прошлой неделе в Токио с  докладом в Координационном совете по нормализации отношений между  Японией и КНДР, бывший южнокорейский  министр в частности сказал: «Если  взглянуть на первопричину и процесс  разрастания северокорейской проблемы, она не решается только техническим  подходом с помощью санкций и  переговоров. Нужен структурный  и всеобъемлющий подход, направленный, в частности, на коренное устранение фактора нестабильности для системы  в Северной Корее путем устранения структуры холодной войны в северо-восточной  Азии».

Таким образом, все страны региона могут и должны принять  участие в этом процессе. Китай, традиционно  имеющий «особые» отношения с  КНДР, может сыграть самую значимую роль в восстановлении северокорейской  экономики и инфрастурутры. Сразу  же после визита Х.Клинтон, Президент  КНР Ху Цзинь Тао напавил Руководителю КНДР приглашение посетить Пекин  для переговоров. Япония может оказывать  финансовую поддержку Северной Корее  в случае если соглашение о свёртывании  ядерных программ будет достигнуто. Однако пока Япония отказывается даже обсуждать перспективы такой  помощи, настаивая, что сначала Пхеньян  должен вернуть всех её граждан похищенных в 1970-е и 1980-е гг. Вероятно в надежде  нащупать базу для компромисса, Х.Клинтон  встретилась в Японии с родственниками похищенных. 

Южной Корее, также необходимо определиться с выбором форм и  методов помощи своему северному  соседу. Однако пока нынешняя южнокорейская  администрация консерватора Ли Мён  Бака упорно отказывается от сближения  с Пхеньяном, США уже показали пример, недавно вычеркнув КНДР из списка стран поддерживающих международный  терроризм. Находясь в Сеуле, Х.Клинтон  объявила о назначении нового специального посланника США по северокорейским  делам – им станет бывший учёный и дипломат Стивен Босворт. Все эти  меры говорят о том, что Вашингтон  готов по-новому взглянуть на старые проблемы. Внешнеполитическая доктрина Соединённх Штатов теперь будет строится по принципу "трёх D" - Defense, Diplomacy and Development  или "Оборона, Дипломатия и Развитие".[15]

Госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в ноябре 2010 года на Гавайях с речью о политике страны в Азиатском регионе, более чем десять раз отметила, что Соединенные Штаты должны играть руководящую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США постоянно хвалятся тем, что являются «руководителями» мира, не говоря уже об АТР. В таком случае, зачем постоянно подчеркивать одно и то же? В последнее время часто можно услышать выражения, подобные «возвращению» США в Азиатско-Тихоокеанский регион, однако Соединенные Штаты, в действительности, и не уходили, почему речь идет о «возвращении»?  
 
Анализируя этот вопрос, необходимо подходить с позиции разграничения реальной силы и ее использования, последнее во многом имеет взаимосвязь с политическими установками. С точки зрения реальной силы, США с окончания Второй мировой войны и по сей день являются сверхдержавой на планете, их вмешательство в дела Азиатско-Тихоокеанского региона никогда не прекращалось. Говоря об использовании реальной силы, США порой были чрезмерно активны в АТР, а иногда и вовсе забывали о регионе. Позиция Соединенных Штатов по отношению к Азиатско-Тихоокеанскому региону не была единой, и выражение «возвращение» говорит о непоследовательной, поэтапной политике Штатов.  
 
В последние несколько лет в США с тревогой следят за постоянным подъемом государственной мощи и влияния стран АТР, в том числе Китая и Индии, поскольку происходит сокращение разрыва между этими государствами и Штатами. Перед вступлением Барака Обамы в должность президента, некоторые аналитики заявляли о том, что из-за недостаточного внимания, которое США уделяло АТР, односторонней политики, а также отсутствия Соединенных Штатов в многосторонних структурах, в регионе упало влияние США. «Право», возможно, перешло в другие руки, Штаты вытеснены из Азии, поэтому им необходимо вернуть свой утраченный статус. Это и есть краткое изложение понятия «руководящей роли» в АТР, которое так хочет вернуть себе нынешнее американское правительство. [14] 
 
После прихода к власти Барака Обамы, происходят всевозможные «корректировки» и изменения, увеличиваются инвестиции, применяются различные приемы. С одной стороны, провозглашаются разные политические решения, с другой, усиливаются контакты с представителями высших кругов стран АТР, с третьей, осуществляется всесторонняя интеграция ресурсов, претворяется в жизнь трехсторонняя дипломатия (оборона, внешняя политика, развитие), уделяется внимание роли, которую играют неправительственные организации. В-четвертых, происходит разделение ответственности благодаря международному сотрудничеству.  
 
Нужно отметить, что результаты регулирования политического курса США в направлении АТР были получены за менее чем два года. Хиллари Клинтон в своей речи подчеркнула, что Соединенные Штаты в азиатской стратегии поддерживают сотрудничество с главными традиционными союзниками, новыми партнерами и важными региональными организациями. В число традиционных партнеров в качестве «основы» входят Япония, РК, Австралия, Таиланд и Филиппины.  
 
Особенно интересно то, что США инициативно принимают участие в многосторонних механизмах, к тому же выступают за региональное сотрудничество. Изначально Соединенные Штаты отстранились от саммита стран Восточной Азии, сейчас вновь присоединились, к тому же пытаются превратить его в региональный форум по обсуждению политических и стратегических вопросов. Что касается регионального экономического сотрудничества, США выступили с инициативой его развития в бассейне реки Меконг, а также предложили форсировать переговоры по подписанию «Транстихоокеанского соглашения о партнерстве».  
 
США подчеркивают «руководящую роль», тем самым, оказывают сложное влияние на развитие обстановки в Азиатско-тихоокеанском регионе. С одной стороны, будучи самым сильным государством в АТР, активное участие Соединенных Штатов, возможно, послужит толчком к продвижению регионального сотрудничества, однако, с другой стороны, акцент США на «возвращение» в АТР предполагает то, что страна оценивает свою выгоду. Использование региона другими может принести новые трудности. Одним из сложных вопросов является взаимодействие стран АТР и США, которые намерены «вернуться» в регион.

С 12 по 19 ноября президент  США Барак Обама совершит визит  в Японию, Сингапур, Китай и Республику Корея и примет участие в неформальной встрече руководителей стран-участниц Организации азиатско-тихоокеанского сотрудничества. Это первое турне  Барака Обамы в азиатские страны после его вступления в должность  президента США. Общественность полагает, что поездка Обамы продемонстрирует новую политику администрации США  в отношении азиатско-тихоокеанского региона. [13]

В действительности, поездка  госсекретаря США Хилари Клинтон  по азиатским странам в июле этого  года уже открыла новую страницу политики США в отношении АТР. Накануне азиатского турне Барака Обамы  генеральный директор Совета национальной безопасности США по делам Азии Джеффери Бадер сказал, что поездка президента США будет подчеркивать важность партнерства между США и Азией. Он сказал:

«За прошедшие 20 лет Азия непрерывно расширяет свое влияние. Мы столкнулись с экономическим  кризисом, который необходимо преодолеть. Мы оказались перед миром сложных вызовов, с чем не справиться одной стране, какой бы сильной она ни была. Президент считает, что нам необходимо решать эти проблемы вместе с партнерами со всего мира».

Эксперты считают, что  Китай набирает серьезный вес  и долю его участия в международных  делах. Для решения многих вопросов весьма важно сотрудничество между  США и Китаем. Развитие отношений  с Китаем стало новым важным моментом политики американской администрации  в отношении АТР. Бывший посол  США в Китае Стэплтон Рой высоко оценил развитие китайско-американских отношений в настоящее время. Он сказал:

«Китайско-американские отношения  развиваются благополучно. Президент  Б. Обама и председатель Ху Цзиньтао уже дважды провели плодотворные переговоры. Стороны прилагают усилия к развитию всесторонних партнерских  отношений».

В связи с тем, что китайско-американское сотрудничество имеет важное значение для урегулирования международных  дел, мировая общественность считает, что визит в Китай является одним из самых важных в турне  Обамы по азиатским странам. Джеффери Бадер сказал:

«В ходе визита в Китай  руководители двух стран обсудят  широкий круг вопросов. Сейчас без  Китая не решить многие вопросы, такие, как разоружение и ядерное  нераспространение, ядерная проблема на Корейском полуострове и в  Иране, борьба с изменением климата. Развивать стабильные и продолжительные  отношения с Китаем – крупнейшей в новом столетии страной с  бурно развивающейся экономикой, не простое дело. Для этого нам  необходимо приложить усилия». [9]

Япония – самый важный союзник США в Азии и первая остановка в азиатском турне  Обамы. В последнее время в  двусторонних отношениях между двумя  США и Японией возник ряд проблем. Наладить отношения с новым правительством Японии – важная задача в ходе визита Обамы в Японию. Дуглас Паал, вице-президент  Фонда Карнеги по научным вопросам, сказал:

«В Японии сформирован  новый кабинет министров, с которым  необходимо наладить отношения. Президенту предстоит задача изложить политику США, провести консультации, дать японской стороне время преодолеть разногласия. Визит Б. Обамы в Японию подчеркивает важность отношений между двумя  странами».

Джеффери Бадер, подчеркивая  дружественные отношения США  с Республикой Корея, сказал:

«Президент Б. Обама уделяет  особое внимание отношениям с Республикой  Корея. США и РК выстраивают свои отношения в духе стратегического  партнерства и союзнических отношений. Позиции по ряду вопросов у президентов  США и РК во многом совпадают. В  частности, в вопросе ядерной  проблемы на полуострове, мы прислушиваемся к мнению РК».

После теракта 11 сентября 2001 года борьба с терроризмом стала  преобладающей. США некоторое время  не уделяли достойноего внимания Юго-Восточной Азии. Барак Обама, как новый президент США, стал прилагать усилия к развитию отношений  со странами АСЕАН. По словам Джеффери Бадера, турне Обамы свидетельствует  именно то, что США намерены «оставаться  в Азии». Он сказал: «Визит Обамы  ясно сигнализирует, что США останутся  в Азии. Азия развивается, складывается новая ситуация. США не должны оставаться в стороне».

Вывод

 Из всего вышеперечисленного следует следующее. С точки зрения реальной силы, США с окончания Второй мировой войны и по сей день являются сверхдержавой на планете, их вмешательство в дела Азиатско-Тихоокеанского региона никогда не прекращалось.Но политика в отношении АТР зачастую была непоследовательной. И из-за недостаточного внимания, которое США уделяло АТР, односторонней политики, а также отсутствия Соединенных Штатов в многосторонних структурах, в регионе упало влияние США. В последнее время наблюдается нарастание мощи данного региона, особенно Китая и США с тревогой следят за этим процессом. С приходом к власти Б.Обамы наблюдается возвращение руководящей роли США в АТР. Результаты регулирования политического курса США в направлении АТР были получены за менее чем два года. Хиллари Клинтон в своей речи подчеркнула, что Соединенные Штаты в азиатской стратегии поддерживают сотрудничество с главными традиционными союзниками, новыми партнерами и важными региональными организациями. США подчеркивают «руководящую роль», тем самым, оказывают сложное влияние на развитие обстановки в Азиатско-тихоокеанском регионе. С одной стороны, будучи самым сильным государством в АТР, активное участие Соединенных Штатов, возможно, послужит толчком к продвижению регионального сотрудничества, однако, с другой стороны, акцент США на «возвращение» в АТР предполагает то, что страна оценивает свою выгоду. Использование региона другими может принести новые трудности. Одним из сложных вопросов является взаимодействие стран АТР и США, которые намерены «вернуться» в регион.

Информация о работе Геостратегическая адаптация США в АТР(2000г.-2010г)