Метталургический комплекс в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Последние несколько лет, вплоть до 4-го квартала 2008 года, когда влияние мирового финансового кризиса вплотную коснулось практически всех отраслей экономик стран по всему миру, черная металлургия испытывала колоссальный подъем. Стремительно развивающаяся промышленность КНР, являясь основным потребителем стали (до 47,7 процентов общемирового производства), создавала весьма благоприятную конъюнктуру на рынке продукции черной металлургии, в том числе в России и странах СНГ. В период с 2000 по 2008 год производство готового проката выросло на 21 процент, прибыль выроста в 7 раз, а инвестиции – в 8,5. За тот же период времени рост экспорта продукции черной металлургии увеличился в 4,8 раза. Следует, однако, отметить, что цены на листовой прокат, сортовой прокат и стальные заготовки выросли в 2-3 раза в период с 2007 года по сентябрь 2008 года, что необходимо учитывать при оценке прибыли и уровня производства металлургических комбинатов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Мировое производство черной металлургии……………………...7
1.1 Мировое производство цветных металлов………………………...7
1.2 Текущее состояние отечественной черной металлургии………….8
Глава 2. Состояние и прогноз рынка черной металлургии на мировом рынке……………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..28
Используемая литература……………………………………........................31

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая - Черная металлургия в мировой экономике.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     В Перу Buenaventura продолжит добычу на Yanacocha, где по итогам 2009 г не исключается  возобновление повышения объемов производства на 20 % до 1,8 млн унций, а в 2010 г возможен выпуск 2 млн унций желтого металла. Minera IRL может перейти к геологоразведке Ananea и Nacaria.

     В Аргентине Mining Industry Consultants по заказу канадской Golden Peaks Resources проведет ГРР на золотосеребряном проекте La Fortuna.

     В Колумбии канадская Colombia Goldfields начнет разработку месторождения Zona Alta. В 2010 г  начнется подготовка ТЭО рудника, которая  продлится около года. Южно-африканская AngloGold Ashanti до 2014 г будет производить на колумбийском проекте Colosa от 700 тыс до 2,5 млн унций золота в год.

     В Азербайджане объемы добычи в ближайшей  перспективе могут составить  до 1 т в год, в т.ч. в 2009 г совместно  с американской компанией R.V. Investment Group Services LLS начнется разработка девяти месторождений с оценочным запасами 400 т драгметалла.

     В Грузии южноафриканская Templar Minerals может  возобновить участие в золото-полиметаллическом  проекте в Аджарии.

     В Казахстане «Полюс Золото» может  выкупить у KazakhGold 50,1 % акций.

     В Китае Shandong Huangjin Group совместно с Shanjin будет разрабатывать в провинции  Хэнань месторождение Цзючжангоу, отнесенное к разряду средних.

     В Австралии во второй половине 2009 г  добыча золота увеличится за счет ввода  в строй нескольких новых и реконструированных рудников.

     В России Министерство природных ресурсов и экологии РФ в ближайшей перспективе  может представить стратегию  геологического изучения недр и минерально-сырьевой базы до 2031 г.

     Отказ министерства от планов создания госкорпорации по геологоразведке не повысит шансы на продолжение приватизации геологоразведочных ФГУП. Предложения Минприроды и Роснедр по созданию интегрированных структур на базе существующих геологоразведочных предприятий, в случае их одобрения в Минэкономразвития и утверждения в правительстве, в перспективе обеспечат Роснедрам допуск к освоению серьезных бюджетных средств.

     Минприроды  может повысить привлекательность  ГРР для иностранных компаний путем премирования их за открытие стратегических месторождений на российской территории.

     Ряд крупных металлургических компаний для сохранения уровня инвестиций в  развитие своих активов будут  претендовать на получение госпомощи, которая вряд ли будет существенной.

     В цветной металлургии устойчивый рост внутреннего спроса станет одним из важнейших гарантов защиты рынка от влияния глобального кризиса.

     Highland Gold Mining в 2014 г увеличит добычу  в 4,5 раза до 22 т/г по сравнению  с показателями 2008 г за счет  месторождений: Новоширокинское  - ввод в эксплуатацию до 2010 г; Майское - до 2012 г; Белая Гора - до 2013 г; Тасеевское - до 2015 года.

     «Северсталь»  в 2009 г увеличит добычу золота на 13% до 5,8-6 т.

     В СФО и ДФО добыча к 2020 г может  быть увеличена в семь раз до 331 т.

     В Иркутской обл решения по срокам и условиям проведения конкурса по месторождению Сухой Лог могут быть приняты к 2010г.

     В Туве в ноябре 2009 г будет проведен аукцион по Октябрьскому золоторудному  полю.

     На  Чукотке по итогам 2009г добыча увеличится более чем в 3 раза до 14-15 т, прогнозируемый объем добычи к 2020 г - более 30 т в год.

     В секторе драгметаллов ожидается  стабильное развитие. В золотодобыче продолжится увеличение производственных показателей в Китае и России и снижение у прежних лидеров - ЮАР, Канады и Австралии. До конца 2009 г цена на желтый металл продолжит умеренное повышение.

     В России последствия конфликта на Кавказе и успешной зарубежной и  российской практики защиты государственными структурами от негативных последствий  мирового финансового кризиса проявятся  в усилении вмешательства государства в экономику. В т.ч. в металлургическом секторе активизируются формирование госмонополий, регулирование рыночных процессов и протекционизм.

     Правительство может пойти и на более жесткое  регулирование внешнеэкономической  деятельности, при этом «евразийский» вектор обновленной внешней политики сделает наиболее перспективными экспортными направлениями страны АТР /кроме Японии/, Индию и Иран, а также отдельные европейские державы. Не исключается, что государство станет основным источником инвестиций в крупные металлургические проекты, оно же будет готово вмешаться в ситуацию при нарастании признаков кризиса.

     Продолжится государственное определение структуры, принципов финансирования и ведения  геологоразведки.

     Ожидается активизация борьбы за крупнейшие месторождения, в частности - Сухой Лог, а также за установление контроля над активами «Норильского никеля» и «Полюс золота».

     Вероятно  увеличение объемов добычи золота на фоне роста спроса на продукцию и  дефицита разведанных ресурсов. Острота  борьбы за распределение новых активов будет в значительной степени зависеть от мировых цен на драгметалл.

     Обзор любезно предоставил Юрий Кириллов, начальник экспертно-аналитического отдела ЗАО «СОГРА» - аналитические  и консалтинговые услуги по металлургическому  и нефтяному бизнесу.

       Заключение

     Везде в производстве сталь занимает более 80%. В 60-70-х годах прошлого века была эйфория по поводу композитных материалов, но она оказалась несостоятельной  и в настоящее время черная металлургия, отойдя намного в тень, продолжает сохранять свою значимость в мировом хозяйстве.

     В последние 30 лет в мировой экономике  идут колоссальные структурные сдвиги. Дело в том, что энергетический кризис 1972-го года очень сильно ударил по энергоемким, крупным и экологически грязным  отраслям. Во время мировых энергетических кризисов 1974-1978 годов произошел огромный всплеск развития энергосберегающих технологий. В США была разработана национальная программа по экономии электроэнергии. Резко ускорились проекты разработки альтернативных топлив, стали более жесткими экологические параметры. Эти наукоемкие технологии потеснили черную металлургию, и она отошла в разряд обслуживающих отраслей.

     Большую роль сыграли глобализация, перелив  капитала, ресурсов, технологий. Черная металлургия перестала быть локомотивом, какой являлась 40 лет назад в США. Одно время в Америке даже рассматривался сценарий полного закрытия черной металлургии и приобретения металла в других странах. Но сейчас США и Европа активно действуют на внешнем рынке продукции черной металлургии и регулируют его через ВТО и другие инструменты мирового хозяйственного обмена.

     Черную  металлургию сотрясают кризисы, слияния, поглощения, потому что у  нее есть ресурс консолидации мощностей  по сравнению, например, с автомобильной  или алюминиевой промышленностью, где более крупные корпорации и концерны. Черная металлургия сейчас наверстывает это отставание, потому что надо на равных разговаривать с потребителями и поставщиками сырья.

     После всех кризисов США провели серьезную  реструктуризацию, убрали все экономически и технически отсталые заводы, вложили в отрасль порядка 70 млрд долл. и нашли очень хорошую форму развития металлургии, называемую «минизаводы» или «мини-металлургия ». США — одни из лидеров развития этого направления, и сейчас эти заводы работают очень эффективно. Например, передовая американская компания «Ньюкар» полностью основана на мини-заводах. Она очень активно развивается, и ее обслуживает масса машиностроительных компаний. Однако это нонсенс. В черной металлургии наивысшая концентрация производства, и ни один товар в мире не производится в мас­штабах порядка 1 млрд тонн в год.

     Япония, создавшая самую передовую черную металлургию, в настоящее время  испытывает трудности, потому что это  грязное металлоемкое производство не вписывается в ее экономическую структуру. Японии черная металлургия, может и не нужна, хотя она и самая лучшая в мире. Кроме того, нет сырья, а цены на кокс и руду стали безумно дорогими. Но выбросить ее тоже нельзя, это сложно и дорого. Поэтому надо что-то придумывать, переносить часть производства в Корею, Китай и т. д.

     Появилась новая волна — это Индия  и Китай. В Китае за прошлый  год прирост стали составил 28%, с 270 до 350 млн тонн. Для сравнения: СССР, включая Украину и Казахстан, в 1989-1990 годы выплавлял рекордное в мире количество стали — 160 — 163 млн тонн. Китайское правительство принимает меры для остановки такого роста, потому что это страшный перекос для китайской экономики. Но, с другой стороны, рынок растет и металл востребован. Индия уже выплавляет около 70 млн тонн стали, она тоже на огромном подъеме. Они наращивают мощности не только для внутреннего потребления, ведь внешняя торговля также крайне привлекательна.

     В мировой металлургии есть проблема наличия огромных излишних мощностей, это блок способный производить порядка 200-300 млн тонн стали в год. Он постоянно давит на рынок, дестабилизирует цены и создавался в период взлетов, когда расширялось производство. Но это лимитирующий момент только для развитых стран, развивающиеся страны постоянно наращивают производство. Поэтому развитые страны заинтересованы навести порядок в этом деле. Но пока это идет тяжело.

     В перспективе все будет зависеть от Азии и Китая. В июле 2005 года в  Китае принята программа по «охлаждению» черной металлургии, с нынешних 28 до 15%. Они пытаются «тормознуть» свои компании от выхода на внешний рынок. В начале этого года Китай выбросил на рынок 15 млн тонн стали, цены пошли вниз, и рынок слегка залихорадило. И главная цель этого плана состоит в проведении реструктуризации всей отрасли. Там много старых заводов, они хотят их закрыть, провести консолидацию, создать 3-5 мощных игроков, каждый с объемом производства 30 40 млн тонн стали в год. Плюс резко обновить фонды, сделать упор на производство продукции более высоких переделов.

     Есть и другие причины, почему китайское правительство тормозит выход своей металлургии на мировой рынок. Во-первых, выход на мировой рынок делает китайские компании более независимыми от «управляющей вертикали», хотя какие-то рычаги контроля остаются. Во-вторых, возникает проблема нерегулируемых доходов. В-третьих, китайцы считают, что надо обслуживать свою экономику, свое машиностроение. Через пять лет они грозятся завалить весь мир дешевыми автомобилями. В-четвертых, Китай себя сталью не обеспечивает и вынужден ее импортировать в больших количествах. Поэтому, зачем ее ввозить, если дешевле производить самим? Он и так покупает много сырья по всему миру. Китай еще не прошел стадию своего индустриального роста, так называемый «масштабный фактор», как было в США.

     Но  Китай однозначно выйдет на мировой  рынок и вот тогда мировому рынку будет тяжело, в том числе, конечно, и нам.

     Металлурги  всегда находили решение сырьевой проблемы. Главные поставщики — Бразилия, Австралия, частично Индия. Россия тоже является игроком на рынке железорудного сырья (ЖРС). Прежде особых проблем с сырьем не было, скорее, были проблемы с доставкой сырья. А вот в 2005 году, когда в 3-4 раза поднялись цены на все виды стального проката, сырьевики решили на этом сыграть. И в начале года цены на железную руду подскочили более чем на 70% и к уровню 2003 года они уже не вернутся.

     В технологии черной металлургии тяжело ждать чего-то принципиально нового. Это одна из самых консервативных в технологическом плане отраслей. Принцип Бессемера сохраняется  и будет сохранен в дальнейшем. Надежды получения стали прямо из руды рухнули, и никто за это сейчас не берется. Технологическая цепочка остается неизменной: чугун-стальпрокат. Самым главным изобретением за последние 50 лет явилось создание технологии непрерывной разливки стали.

     С началом века мировая экономика  вступает в новую фазу, которая  будет характеризоваться ростом дефицитности природного сырья и  повышением цен на него. При этом замедлилось развитие ресурсосберегающих технологий. Это важный момент, который будет сказываться на развитии металлургии. Причем на цветной еще сильней, чем на черной, потому что в цветной металлургии есть подотрасли, базирующиеся на весьма специфических вещах.

     Но  позитивный рост будет сохранен, несмотря на всевозможные коллизии и колебания роста ВВП. Мировая экономика, и в первую очередь ведущие страны, разработали механизмы противостояния этим катаклизмам. 
 
 
 
 
 
 
 

     Используемая  литература

  1. Абрамов А. Судьба русской стали // Эксперт. - 2003. - N 36. - С.24-30.
  2. Архипов Г.И. Развитие черной металлургии на Дальнем Востоке // ЭКО. - 2009. - N 11. - С.93-107.
  3. Бодриков М.В. Производительность труда в российской промышленности // ЭКО. - 2005. - N 7. - С.15-31.
  4. Бекетов Н.В. Стратегия развития металлургического комплекса России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 6. - С.33-46.
  5. Буданов И. Проблемы черной металлургии // Экономист. - 2007. - N 3. - С.26-37.
  6. Гладкий Ю.Н. «Три кита» отечественной индустрии. «Арьергардные» отрасли // Гладкий Ю.Н. Социально-экономическая география России. - М., 2000. - С.423-524.
  7. Гольц Г.А. История и проблемы дорожно-мостового хозяйства России // Энергия: экономика, техника, экология. - 2008. - N 3. - С.61-64.
  8. Журавлев С. Светлая полоса в жизни черной металлургии // Рос. бизнес-газ. - 2005. - 22 февраля. - С.5.
  9. Канторович Г.Г. Удельные затраты в отраслях российской промышленности: ведут ли прямые инвестиции к их снижению? // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - N 1. - С.80-100.
  10. Кац А.М. Об экономической стратегии структурной перестройки черной металлургии // Микроэкономика. - 2009. - N 1. - С.53-62.
  11. Кондратьева И.Ф. Российская солевая индустрия // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 3. - С.37-44.
  12. Корнев А.К. Возможности ускоренного обновления активной части основного капитала отраслей промышленности // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 5. - С.147-153.
  13. Крятов Б.М. Железорудная отрасль России. Проблемы сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2006. - N 1. - С.8-13.
  14. Кузык Б. Будущее благополучие России - в сфере высоких технологий / Беседу вел М.Горшков // Комсом. правда. - 2004. - 9 июня. - С.8-9.
  15. Куликова Е. Спящее лидерство // Эксперт. - 2010. - N 4. - С.61-63.
  16. Металлургия // Эксперт. - 2006. - N 26. - С.79-96.
  17. Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности / Д.Р.Белоусов, В.А.Сальников, А.Ю.Апокин, И.Э.Фролов // Пробл. прогнозирования. - 2008. - N 6. - С.3-18.
  18. Новосельский В. Перспективы высокотехнологичного развития // Экономист. - 2006. - N 6. - С.3-10.
  19. Остапюк С.Ф. Модели построения комбинированного прогноза развития научно-технической сферы / Остапюк С.Ф., Мотова М.А. // Пробл. прогнозирования. - 2003. - N 1. - С.146-156.
  20. Соловьев Ю. К вопросу выбора критерия отбора высокотехнологичных отраслей промышленности / Соловьев Ю., Куликова М. // Общество и экономика. - 2004. - N 4. - С.116-123.
  21. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности // Пробл. прогнозирования. - 2004. - N 1. - С.79-100.

Информация о работе Метталургический комплекс в мировой экономике