Мировой финансовый кризис и влияние его на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Еще летом 2008года экономисты называли лихорадку на мировых фондовых рынках – «некоторой турбулентностью»1 вызванной ипотечным кризисом в США, в начале осени уже заговорили о «мировом финансовом кризисе». Сейчас мировые лидеры обсуждают перспективы посткризисного переустройства мира, фактическое признавая, что нынешний катаклизм способен полностью разрушить сложившуюся в последние десятилетия экономическую и политическую системы.

Содержимое работы - 1 файл

ПУНКТ № ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

1.3. Причины современного  мирового кризиса

     Еще летом 2008года экономисты называли лихорадку на мировых фондовых рынках – «некоторой турбулентностью»1 вызванной ипотечным кризисом в США, в начале осени уже заговорили о «мировом финансовом кризисе». Сейчас мировые лидеры обсуждают перспективы посткризисного переустройства мира, фактическое признавая, что нынешний катаклизм способен полностью разрушить сложившуюся в последние десятилетия экономическую и политическую системы.

     Экономическая миросистема – огромный сложный механизм, где выход из строя даже небольшого винтика грозит серьезным сбоем в работе, а США – не просто винтик, это пружина, приводящая всю систему в движение. Удельный вес США в мировой экономике превышает 50%, Америка потребляет более четверти добываемой в мире нефти, на американский рынок сконцентрированы экспортные поставки со всего мира; контроль над финансовыми потоками подпитывает бюджет Соединенных Штатов и позволяет управлять промышленным потенциалом, рассеянным по Земному шару.

     Удерживать под контролем такую махину оказалось возможным с помощью изощренной финансовой системы, которая со временем начала жить своей жизнью, сформировав так называемую «фиктивную экономику», иными словами, прибыль финансовых институтов уже не зависела от реального производства, а извлекалась путем сложных финансовых операций. Делать деньги из денег оказалось так выгодно, что, капиталы, накопленные в «финансовом пузыре» многократно превзошли те, что вращались в реальной экономике.

    Теперь уже ясно, что причины экономического катаклизма куда глубже, нежели обвал на рынке ипотечного кредитования США. Пусть это не покажется странным — но они изначально были заложены в современной экономической модели.

     В основе рыночных экономик лежит простой на первый взгляд принцип – «спрос рождает предложение». В ХХ веке открылся парадоксальный феномен – при массовом производстве обилие предложения может порождать свой собственный спрос. В идеале этот процесс должен повторяться снова и снова, обеспечивая бесконечный рост экономики. Но «вечно растущей» экономике нужен непрерывный потребительский бум. И банки снова и снова одалживали «идеальному потребителю» денег, постоянно снижая при этом планку, пока, наконец, не стали выдавать ссуды заведомо неплатежеспособным заемщикам. Перегретый рынок ипотечного кредитования США оказался самым слабым звеном. Это только на первый взгляд ипотечная система лучше всего защищена от неплательщиков. Конечно, в распоряжении банка остается гарантия в виде переданного в залог объекта недвижимости, но при массовых неплатежах эта гарантия становится никчемной обузой. Представьте: заемщик оказался банкротом и кредитор забирает его жилье. Сама по себе квартира банку не нужна, ему нужны деньги, и конфискованное жилье выставляется на продажу. Тут-то и происходит сбой в системе – рынок уже забит подобными предложениями, и вернуть свои средства банк не может. В результате без денег остаются строители, их поставщики и прочие смежники.

       Казалось бы, а нам что за дело до банкротства американских банков и падения индекса Dow Jones? Дело есть – российский фондовый рынок очень зависим от мировой конъюнктуры. Большая часть игроков на нем – иностранные финансовые спекулянты, которые, случись что, первым делом выводят деньги с волатильных развивающихся рынков, к которым относится и рынок РФ. И вот с середины лета 2008 года финансовые инвесторы побежали с российского рынка акции, вызвав обвал котировок и панику. Следующей жертвой должен был стать реальный сектор, ведь как ни далека от него нынешняя финансовая система, они, тем не менее, прочно связаны друг с другом. Это напоминает цепную реакцию: американские банки, даже не затронутые ипотечным кризисом, на всякий случай притормозили кредитование собственной и, тем более, европейской экономики. Кредитные институты Старого Света боятся давать в займы российским банкам и компаниям.

       Но большинство отраслей реальной экономики работает в кредит, и если мировая банковская система не возобновит кредитование реального сектора экономики, то неизбежны сначала замедление экономического роста, а затем и экономический спад. В России первыми жертвами «кризиса недоверия» — так экономисты окрестили нежелание банков давать ссуды – стали розничная торговля и строительный сектор. Но розничных продавцов и строителей может поддержать государство. Куда неприятнее, что спад мировой экономики может оставить само государство без главного источника доходов – нефтедолларов. С середины осени цены на нефть пошли вниз. Это должно было случиться – о спекулятивном характере высоких цен на углеводороды говорилось не раз. В последние годы нефтяные фьючерсы стали своего рода альтернативной валютой, в которую финансовые спекулянты охотно помещали свободные средства. Энтузиазм спекулянтов подпитывала все та же мистическая вера в вечный рост мировой экономики, а вечнорастущей экономике, как известно, требуется все больше ресурсов, а значит, поставщикам сырья беспокоиться не о чем. Спекулятивный ажиотаж подогревали быстроразвивающиеся экономики Китая и Индии, стремительно наращивающие потребление углеводородов. Горячие головы среди экспертов даже прочили к концу этого года удорожание черного золота до $200 за баррель. Не получилось.

      Но если крах финансового пузыря для большинства россиян остается чем-то абстрактным, то хлопок «нефтяного пузыря» услышат все. Углеводороды — главный экспортный товар Российской Федерации, дающий больше половины экспортных поступлений, и один основных источников пополнения бюджета.

    Нынешний финансовый  кризис отличается как глубиной, так и размахом -он, пожалуй, впервые  после Великой депрессии охватил  весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный  механизм, стали проблемы на рынке  ипотечного кредитования США.

     Возникновение  кризиса связывают со следующими  факторами2:

  • Общей цикличностью экономического развития;
  • Перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

А также:

  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
  • перегревом фондового рынка;
  • использованием новых непроверенных финансовых методик и инструментов- кредитных дефолтных свопов (credit default swap) и иных деривативов.

Хронология кризиса3

2006год

Финансовый кризис в США  начался с обвала рынка ипотечного кредитования. Практически все компании, предоставлявшие ипотечные кредиты  с низкими стандартами кредитования, заявили об убытках. Ряд ипотечных операторов второго эшелона заявили о своем уходе с рынка,а в некоторых случаях и о банкротстве.

2006 год ознаменовался  для США небывалым бумом на  рынке жилья, когда цены на  недвижимость росли «как на  дрожжах», поскольку спрос на  нее был невероятно велик. Причина  повышенного спроса на жилье  крылась совсем не в резком  росте доходов американцев, а  заключалась в доступности ипотеки  практически для любого желающего:

  • Во-первых, ипотечные кредиты в США как минимум в три раза дешевле российских – средняя стоимость ипотеки за океаном – 5% годовых.
  • Во-вторых, недвижимость, находящуюся в залоге, по законам США можно продавать без каких-либо ограничений.
  • И, в-третьих, ипотечные программы в США предусматривают очень гибкие условия возврата заемных средств, когда первые несколько лет выплаты по кредитам  так малы, что практически любая семья может позволить себе такие расходы,  и только спустя некоторое время размеры платежей значительно увеличиваются и становятся для некоторых непосильными.

       Таким образом, создавалась некая иллюзия невероятной доступности жилья, ведь обычно люди стараются не задумываться над проблемами, которые могут возникнуть через пару-тройку лет. Поэтому ситуация в США сложилась так, что большая доля недвижимости оказалась в subprime-секторе, т.е. в собственности заемщиков, не имеющих финансовой возможности расплачиваться за нее или даже и не собиравшихся погашать кредиты полностью. Усугубило положение дел и то, что ипотечные банки предъявляли крайне низкие требования к финансовой состоятельности потенциальных заемщиков либо же прилагали минимум усилий для того, чтобы ее проверить. Экономический кризис во многом обязан своим появлением желанием американских банков выдать как можно больше кредитов, не особо задумываясь о кредитосопособности заемщиков.

2007год4

    В конце 2006 – начале 2007 годов стали очевидны проблемы в секторе ипотечного кредитования, начали  свое снижение цены на недвижимость. Возможно ситуация не оказалась бы столь катастрофичной, если бы не ипотечные облигации США – один из главных фондовых инструментов страны, считавшихся до недавнего времени наиболее надежным и обеспеченным активом. Примерно две трети жилищных закладных в США конвертировались в ипотечные облигации и продавались крупнейшим финансовым институтам, в результате чего банки могли быстро вернуть себе деньги (чтобы опять же выдавать ипотечные кредиты), а облигации начинали обращаться на фондовом рынке и покупаться различными компаниями и корпорациями. Но как только ипотека в США столкнулась с критической цифрой невозврата кредитов, ипотечные облигации резко упали в цене, а их держатели столкнулись с огромными убытками.

      Хроника развития мирового экономического кризиса в США и Европе проходила по очень схожему сценарию, а любое событие за океаном сразу находило отклик и в европейских странах, поскольку экономики США и Запада в наибольшей степени взаимосвязаны между собой, а также велико число международных финансовых институтов.

Список пострадавших от операций в subprime-секторе в июне 2007 года открыла  компания Bear Stern. Следующие весточки экономического кризиса поступили  в июле уже из Европы. В Германии сразу три организации объявили о размере своего участия в  ипотечном кредитовании США и  о снижении прогнозов годовой  прибыли. Первым об этом сообщил немецкий банк IKB, инвестировавший в недвижимость США. Следом за ним о размере своих  инвестиций заявили  банковский концерн Commerzbank и международный холдинг Allianz. За август месяц этот список пополнили  еще несколько организаций, в  числе которых 3 инвестиционных фонда  Германии, а также банки WestLB и Postbank. За ними следуют банк земли Саксония и дублинское коммерческое товарищество банка Ormond Quay. В числе пострадавших оказались и всемирно известный Deutsche Bank, а также Morgan Stanley и Lehman Brothers. Проблемы не обошли стороной и их многочисленных партнеров. Президенты и управляющие  некоторых финансовых организаций  покидают свои посты.

      С августом 2007 года связывают начало мирового кризиса ликвидности. Рынок межбанковского кредитования к этому времени становится обездвиженным в связи со слухами о финансовых потерях банков, поэтому мировые Центральные Банки вынуждены самостоятельно его поддерживать, и всего за несколько дней размер их вливаний составляет более 300 миллиардов евро.

     К сентябрю 2007 года в США уже примерно 50 ипотечных институтов прекращают свою работу. Финансовый кризис налицо, а вместе с ним - и рост безработицы, особенно в секторе строительства. В это время в Европе происходит первый массовый наплыв в банк вкладчиков, желающих вернуть свои сбережения обратно. Этим банком оказывается британский Nothern Rock.

       Октябрь и ноябрь добавляют в список потерпевших американский банк Merrill Lynch, специализировавшийся на ипотеке. Несут убытки и другие крупнейшие банки: в США – Citigroup, в Европе – HSBC (Великобритания). О мировом экономическом кризисе уже говорят все ведущие финансисты и представители правительств.

   В декабре правительство Соединенных Штатов разрабатывает пакет антикризисных мер и отдает на проверку рейтинговым агентствам кредитные бумаги на сумму 100 миллиардов долларов. Но экономический кризис не перестает набирать обороты, продолжая расти с каждым днем, распространяясь  на остальные секторы экономики. Вслед за Америкой страх перед мировым экономическим кризисом разрастается в Европе, не остается ни одной страны, не затронутой кризисом.

2008год

      В начале 2008 года банки один за другим продолжают списывать потери и увеличивать их размеры в последующие месяцы. Цифры убытков достигают невероятных, невиданных за всю историю существования банков значений. Многие банки оказывают поддержку друг другу, но со временем начинает выясняться, что средств не хватает.  Так, в феврале месяце KfW – немецкий государственный банк, оказавший в свое время поддержку IKB, больше не способен предоставлять необходимые второму миллиарды евро. IKB – ключевой для Германии банк, поэтому недостающие суммы финансовых средств планируется возмещать из государственного бюджета за счет налогоплательщиков. А для британского Northern Rock единственным выходом становится национализация.5

     Больше остальных от экономического кризиса пострадали крупнейшие мировые банки. В частности, проблемы в американском Citigroup приводят в июле 2008 года к продаже немецкого Citibank. Покупателем становится Credit Mutuel, который сразу занимает большую долю немецкого рынка банковских услуг благодаря широкой клиентской базе Citibank.

     На протяжении всей первой половины 2008 года акции банков США и Европы не прекращают падать в цене, снижается стоимость акций американских агентств, работающих с ипотекой - Freddie Mac и Fannie Mae, которые решено национализировать в сентябре 2008-го. Кроме этого правительство США собирается получить право на выкуп у банков всех обесценившихся ипотечных облигаций.

      15 сентября 2008 года ознаменовался сразу несколькими потрясениями, ставшими мощными катализаторами мирового экономического кризиса: Lehman Brothers объявляет о своем банкротстве, Bank of America Corp поглощает Merrill Lynch, а также падает рейтинг American International Group (AIG) – крупнейшего в мире страховщика, который испытывает  острую необходимость в финансовых средствах из-за убытков, понесенных по ипотеке. Эти события вызывают стремительный «эффект домино», выразившийся в волне банкротств, слияний и поглощений как в США, так и в Европе. И, наконец, мировой экономический кризис доходит до России.6

Информация о работе Мировой финансовый кризис и влияние его на экономику