Мировой финансовый кризис и влияние его на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Еще летом 2008года экономисты называли лихорадку на мировых фондовых рынках – «некоторой турбулентностью»1 вызванной ипотечным кризисом в США, в начале осени уже заговорили о «мировом финансовом кризисе». Сейчас мировые лидеры обсуждают перспективы посткризисного переустройства мира, фактическое признавая, что нынешний катаклизм способен полностью разрушить сложившуюся в последние десятилетия экономическую и политическую системы.

Содержимое работы - 1 файл

ПУНКТ № ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

    О начале кризисных явлений в экономике России заговорили еще в феврале 2008 года, когда Центробанк признал существование определенных проблем с ликвидностью у отечественных банков. В то же время начинается спад на фондовом рынке, а большинство инвесторов обращают свой взгляд на рынок недвижимости, в результате чего рост цен на жилье ускоряется и прекращается только в мае.  К этому моменту индексы РТС и ММВБ начинают свой стремительный спад. Далее следуют разногласия между Россией и Европой по поводу менеджмента в совместных энергетических компаниях, масла в огонь добавляет грузино-осетинский конфликт в августе. Все эти события в итоге приводят к оттоку иностранного капитала и снижению объемов экспорта.

     Но точкой отсчета настоящего экономического кризиса в России считается именно 16 сентября 2008 года, получившее название «черного вторника», последовавшего за событиями предыдущего дня в США. Из-за падения биржевых индексов торги на фондовом рынке прекращаются. И хотя в последующие дни наблюдается рост индексов, биржа находится в ситуации полной неопределенности.

     Первой российской жертвой экономического кризиса становится инвестиционный банк «КИТ Финанс», имеющий неисполненных обязательств по сделкам репо по разным оценкам на сумму 6-10 миллиардов рублей. За ним следуют Связь-банк, Собинбанк, Глобэкс. От полного банкротства их спасает только продажа. Покупателями становятся РЖД и АЛРОСА, ВЭБ, т.е. структуры, приближенные к государству. Правительству приходится распаковать золотовалютные резервы страны, только за сентябрь-октябрь они уменьшаются на 100 миллиардов долларов.

     Акции банков и компаний под негативным воздействием экономического кризиса снижаются стремительно, начинаются массовые увольнения в связи с необходимостью сокращать издержки. Список российских банков и организаций, нуждающихся в государственной помощи, растет практически с каждым днем.  Но Правительство обращает внимание только на системообразующие и ключевые для страны компании. В декабре 2008 года публикуется список 295 компаний разных отраслей промышленности, которым будет оказана финансовая поддержка в случае тяжелого положения из-за экономического кризиса.

    Но многие экономисты, в том числе и российские, считают, что суть финансово-экономического кризиса заключается в исчерпанности модели глобального развития.7

     На форуме  в Давосе в январе 2009 г. также  были высказаны мнения, что в  остром кризисе находится неолиберальная модель экономики . Ей сопутствовало представление, что глобализация и мировая экономическая интеграция создают основу непрерывного роста экономического благосостояния. На практике это способствовало распространению американского экономического кризиса на весь мир. Именно глобализация стала переносчиком вируса, который сначала поразил экономику США.

       Когда  ученые и аналитики, такие как  нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц  или нью-йоркский профессор Нуриэль  Рубини, предупреждали о грозящих  опасностях, элита от этих предупреждений  отмахивалась, ведь они мешали  делать бешеные деньги. Нынешний  кризис стал возмездием за  некритичное мышление, безответственность  и алчность. Мировая капиталистическая  элита осознала, что неолиберальная  система дала сбой. Но выдвинуть  альтернативную идеологию она,  похоже, пока неспособна. Или не  заинтересована в этом.

       Толчком  к кризису послужил крах ипотечной  системы США. За несколько лет,  начиная с 2005 г. огромное количество  банков, фондов, компаний-кредиторов  обанкротились или понесли колоссальные  убытки и прекратили выдавать  нестандартные кредиты, так как  у них оказались долги по  невыплаченным кредитам. Акции компаний  подешевели наполовину. В 2007 г.  за счет роста невозвратов  рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги, что  привело к кризису глобальной  финансовой системы. Первой жертвой  кризиса стала ипотечная компания  New Century Financial Corporation схожая участь постигла компанию American Home Mortgage Investment Corporation . Компании перестали выдавать кредиты, сократили штат своих сотрудников, а их акции существенно упали в цене.

      Постепенно  кризис охватил и банковскую  сферу в целом, в том числе  Дойче Банк, который имел ценные  бумаги в американских ипотечных  компаниях. Вследствие 20%-го падения  цен на недвижимость американские  владельцы жилья обеднели почти  на $5 триллионов. Министр финансов  РФ А. Кудрин 1 октября 2008 года  заявил: «В значительной степени,  очевидно, что спровоцирован финансовый  кризис subprime-ипотекой». В результате создался соответствующий финансовый пузырь или ипотечный пузырь.

      Постепенно  кризис из ипотечного стал  трансформироваться в финансовый  и затрагивать не только США.  К началу 2008 года кризис приобрёл  мировой характер и постепенно  начал проявляться в повсеместном  снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на  сырьё, росте безработицы.

     Еще одной причиной, спровоцировавшей глобальный экономический кризис, стало “перепроизводство” долларов в США, то есть США производило товаров и услуг на сумму гораздо меньшую, чем потребляло. ВВП США занимает в общемировом ВВП долю, равную примерно 20%, а потребляет 40% производимых во всем мире товаров и услуг. Другими словами, до мирового кризиса США производили товаров и услуг на доллар, а потребляли – на два. То есть как минимум каждый второй доллар – простая, ничем не подкрепленная бумажка. И при этом Штаты тратили колоссальные суммы на различные социальные и медицинские программы, то есть на программы, направленные на повышение уровня жизни рядовых американцев.8

     18 сентября 2008 года Министр финансов США Генри Полсон сообщил, что он, совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) США и представителями Конгресса, работает над планом, направленным на «разрешение вопросов с системными рисками» на рынках капитала в США и проблемными активами. План предполагает создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков. Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд. Корпорация будет создана по примеру корпорации Resolution Trust Corporation (RTC), которая использовалась для ликвидации плохих долгов во время кризиса конца 1980-х годов.

     29 сентября 2008 года Палата представителей США отвергла план Полсона. 3 октября 2008 года Конгресс США одобрил план Полсона (Emergency Economic Stabilization Act of 2008). Началось формирование корпорации и набор сотрудников.

     31 октября 2007 года многие индексы мировых фондовых рынков достигли пика, после которого началось снижение: с того дня по 3 октября 2008 года, когда палата представителей конгресса США со второй попытки приняла план Полсона, индекс S&P 500 упал на 30 %; индекс MSCI World, показывающий динамику на рынках развитых стран, упал на 32,3 %; индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets — на 40,5 %. В отличие от предшествующего обвала в 2000-2002 г.г., который был вызван крахом на фондовом рынке технологических компаний и был ограничен рынками США, обвал 2007-2008 г.г. затронул все страны и был обусловлен событиями за пределами фондового рынка — бумом, а затем крахом в кредитном и жилищном секторах, а позднее — и на сырьевых рынках: первыми стали падать акции западных банков, а с июля 2008 года, когда начала быстро дешеветь нефть, — акции сырьевых компаний развивающихся стран.9

   Обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии — за всю историю.

      В 2008 были признаны несостоятельными 25 банков (в 2007 году в США обанкротились 3 банка.) В начале 2009 года (до 25 мая) в США регуляторами закрыты уже 36 банков. На 25 июля 2009г. в США прекратили деятельность 64 банка. На 1 августа число лопнувших банков с начала 2009г. достигло 69. На 29 августа 2009г. разорились 84 банка. На 3 октября 2009г. число обанкротившихся американских банков достигло 98.

      8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

     10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи (представлявший Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

     12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

    3 октября 2008 года Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы.

    14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

      4 ноября 2008 года лидеры стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации саммита). По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года, суть «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия».

     25 ноября 2008 года было объявлено о намерении ФРС влить дополнительные $800 млрд. в банковскую систему США, что, как заявил Генри Полсон, направлено на стимулирование розничного кредитования потребителей. Объявленная программа, предусматривающая, в частности, выкуп ФРС на $600 млрд кредитов, выданных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae, Freddie Mac, Ginnie Mae и федеральными банками жилищного кредита, вызвала недоумение у экспертов в части, касающейся источников средств и последствий такой эмиссии денег, которая может привести к девальвации валюты США.

    4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

     2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд долларов США.

     По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.

      Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие, как полагают некоторые эксперты, заявлений председателя правительства РФ Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» в июле и военно-политических действий руководства страны в начале августа (Вооружённый конфликт в Южной Осетии).10

         Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства. 11

        Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию. 15 декабря 2008 года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.

        Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

Информация о работе Мировой финансовый кризис и влияние его на экономику