Особенности конфликтов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:25, реферат

Краткое описание

В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, наблюдающаяся в животном мире. Она проявляется в человеческом обществе в виде различного рода конфликтов, то есть конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.

Содержимое работы - 1 файл

межкультурное взаимод.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Однако, как  считает С. Хантингтон, «...на самом поверхностном уровне многое из западной культуры действительно пропитало остальной мир. Но, на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи и ценности, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Самый известный пример - конфуцианско-исламский блок, сложившийся как вызов западным интересам и ценностям». 

Таким образом, самое главное, чем различаются  цивилизации, по С. Хантингтону, это религия, которая несет ведущие смысловые и знаковые системы этнической культуры, ценности этой культуры. 

Основатели  социологии религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс) впервые предложили дуалистический взгляд на мир: жизнь имеет религиозную  и нерелигиозную стороны. 

Например, в  понимании Э. Дюркгейма, основная функция  религии заключалась в том, чтобы  показать, что значат те или иные события человеческой жизни в  свете понимания конечных целей  и устремлений. Если для человека жизнь теряет значение, то это вполне может быть даже хуже, чем его  физическая смерть. Причем, особенность  религиозного взгляда на мир, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что  «отдельное событие рассматривается  как имеющее смысл в силу его  связи с общей картиной мира в  его предельном, конечном значении. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности». 

Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая  значение той группы, к которой  они принадлежат, среди людей, населяющих мир. Э.Дюркгейм сравнивал религию  в этом ее качестве с тем, как действует  клей: «Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную  общими ценностями и общими целями». 

Оригинальное  определение религии предлагает американский социолог Р. Белла: «Религия есть символическая система для  восприятия целостности мира и обеспечивает контакт индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освещая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира». 

Однако, по мнению К. Маркса, религия может иметь  не только позитивное значение, но и  негативное: «Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистичные  групповые интересы. Религиозные  группы - одно из звеньев системы, в  которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. Религиозные  различия рассматриваются как чисто  внешнее оформление более глубоких конфликтов». То есть К. Маркс считает, что, когда этнические и классовые  различия переплетаются с религиозными, конфликты приобретают особую остроту. По внешнему проявлению религиозные конфликты могут маскировать столкновения на этнической и классовой основе. В тех случаях, если экономические интересы и этнические связи способствуют единению общества, религиозные различия могут служить единственным символом различия. Но, в связи с этим можно заметить, что конфликт, противоречия сами по себе могут быть не только отрицательными, но и в определенном смысле могут иметь положительное значение. Например, стать стимулом для социальных трансформаций и перемен. 

Религия представляет собой не только социальный, но и  психологический феномен. Психологический  и социологический подходы, очевидно, дополняют друг друга. 

В отечественной  науке первенство в изучении проблем  взаимосвязи этничности и религиозности  принадлежит, несомненно, этнологам. Как  известно, еще с конца 40-х гг. и  особенно интенсивно в 60-е гг. XX в. в советской науке происходило обсуждение проблем этнического сознания. Религиозность как своеобразный компонент этого сознания также начал подробно разрабатываться в этот период. 

Типы  восприятия межкультурных  развитий

Способы восприятия межкультурных различий так же можно  отнести к причинам межкультурных  конфликтов.

Особенности восприятия «иного», механизмы коммуникации и адаптации, изменения в структуре  личности, которые происходят в результате встречи с незнакомой культурой, развитие человеческой способности  к коммуникации в поликультурной среде — ключевые проблемы, вызывающие пристальное внимание специалистов в области межкультурной коммуникации.

На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учеными (М. Беннет и др.) выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее. Рассмотрим их последовательно, показывая направление прогрессивного развития позиции в отношении к иной культуре. Но сначала отметим, что любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуаций, стоящих перед ним задач отмечаются разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.

Отрицание различий культур—тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире разделяют. (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать и поступать так же как он

Однако отрицание  как тип реакции на иную культуру со временем обычно претерпевает изменения. Дело в том, что человек не может  постоянно проявлять замкнутость  и закрытость, сопротивляться давлению новых фактов, избегать встреч и  тесного, эмоционально окрашенного  общения с представителями других культур. В этом случае отрицание  может модифицироваться в защитную реакцию.

Защита собственного культурного превосходства —  тип восприятия, в основе которого лежит признание существования  других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку  вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся  в утверждении непременного собственного культурного превосходства и  пренебрежении к другим культурам.

Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они  отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку «мы» (хорошие, правильные, культурные и т.п.) и «они» (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных «чужаков» в новой культуре студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т.д.

Может показаться, что люди разных рас, национальностей  или конфессий обязательно понравятся или поймут друг друга, если вступят в прямой контакт, познакомятся поближе. Однако при низком уровне межкультурной компетентности, которым характеризуется «защитное» восприятие чужой культуры, происходит нечто противоположное — негативные стереотипы и проявления агрессивности лишь усиливаются. Формирование защитной модели поведения и восприятия происходит как непосредственно, в межличностном общении, так и опосредуется социальными институтами, в том числе и Политическими.

Минимизация культурных различий — достаточно продвинутый, по западным меркам, способ восприятия других культур. Ею характеризуют  признание возможности существования  инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей — советский народ»).

Гораздо реже по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в  стабильной ситуации, тем более в  моменты кризиса) встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным  различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться  в нее.

Именно это  факторы, на мой взгляд, могут влиять на развитие межкультурного конфликта.

Особенности конфликтов в современных  условиях

В период завершения «холодной войны» горизонты международного сотрудничества казались безоблачными. Главное на тот момент международное  противоречие - между коммунизмом  и либерализмом - уходило в прошлое, правительства и народы устали от бремени вооружений. Казалось, ничто  в тот момент не оправдывало и  не выглядело как оправдание войны. Если не «вечный мир», то, по крайней  мере, длительный период затишья на тех участках международных отношений, где все еще оставались нерешенные конфликты, не выглядел слишком уж большой  фантазией. Это позволяло несколько  по-иному взглянуть на перспективу  развития международных отношений  в XXI веке. Грозный и кровавый XX век, от которого лучшие умы века предыдущего  ожидали торжества разума и доброй воли, приучил к осторожности: не зарекаться и не ожидать быстрого торжества мира и справедливости. До тех пор, пока национальные государства  остаются основными структурными элементами международной системы, а сами эти  государства сильно и резко отличаются друг от друга, ожидать, что наступит период межгосударственного братства, было бы преждевременно. 

Но вот  опыт XX века, его разрушительных мировых  войн в сочетании с прогрессом технологии, объединяющей все человечество в некую единую систему, мог бы предопределить длительную фазу, когда  политические решения спорных проблем  станут и этически приемлемыми и  политически выгодными. Сопоставление  решения проблемы с помощью оружия и его цены в XX веке продемонстрировало с предельной ясностью выгодность мирных политических решений и разрушительность решений военных. Большим вопросом остается, случилось ли это потому, что соотношение между средствами нападения и средствами защиты в  связи с развитием оружия массового  поражения решительно изменилось в  пользу нападения, или же потому, что  произошел какой-то серьезный сдвиг  в этическом поведении человека? Само собой разумеется, на политическое мышление сильный отпечаток наложил  военно-технический фактор: появилась  необходимость избегать массированных  ударов по «ценностям» (городам, промышленным объектам, в целом по населению) и, следовательно, сформировался первый и весьма важный взаимный интерес  конфликтующих сторон. Но и этика  видимо была не последней в этой эволюции: не просто жалость к невинным жертвам конфликтов обуяла политиков  и широкую публику. Излишне большие  жертвы в связи с ростом разрушительности вооружений становились контрпродуктивными, невыгодными. Следовательно, можно было представить дело так, будто в мышлении человечества произошел крупный этический сдвиг. Кроме того, свое слово сказала и взаимозависимость, начавшая играть все большую роль не только и не столько в отношениях между партнерами и союзниками, но и в отношениях между противниками. Так, советский продовольственный баланс не сходился без поставок продовольствия из стран Запада; энергетический баланс в странах Запада (по приемлемым ценам) не сходился без поставок энергоресурсов из СССР, а советский бюджет не мог состояться без нефтедолларов. Таким образом, целая совокупность соображений, причем и гуманитарного и прагматического характера, предопределила разделяемый главными участниками международных и межкультурных отношений - великими державами, ООН, региональными группировками - вывод о желательности мирного политического урегулирования конфликтов, а также управления ими. 
 

Заключение  
 

Следует сказать, что в реальной жизни «чисто»  межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие  целого множества взаимопроникающих  конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта  между представителями различных  культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий  относительно того, что одно лишь знание культурных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов. Однако всегда следует учитывать, что  возможное нарушение коммуникации может быть вызвано неверными  атрибуциями коммуникантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

1.    Актуальные проблемы лингвистики,  транслитологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики- Материалы региональной научно-практической конференции г. Ульяновск/ под ред, А.И. Фефилова.// УлГУ, 2003; 

2.    Общение. Языковое сознание. Межкультурная  коммуникация. - Сборник статей. / под ред. Л.Н. Виноградова.//Калуга, 2005; 

3.    Быстрова С.П. Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности.//ИБП, М.,2006; 

4.    Василик М.А. Основы теории  коммуникации. / под ред. М.А. Василика // Гардерика, М.,2005; 

5.    Гришаева Л.И. Культура взаимопонимания  и взаимопонимание культур. / под ред. Л.И.Гришаева, М.К. Попова//Воронежский государственный университет, Воронеж,2004; 

6.    Песикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура // М.:Логос,2002; 

7.    Петров Ю.В. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения  / под ред. Ю.В. Петрова // НТЛ,  Томск, 2004; 

8.    Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры.//М.:Юнити-ДАНА,2004; 

9.    Садохин А.П., Теория и практика межкультурной коммуникации//М.:ЮНИТИ,2004; 

10.  Харьковская  А.А. Коммуникация в диалоге  культур//Самара,2002.

Информация о работе Особенности конфликтов в современных условиях