Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:04, реферат

Краткое описание

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) создан 25 мая 1981 г. на встрече глав Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии в Абу-Даби. Его деятельность охватывает сферы политики и экономики, обороны, безопасности, информации, культуры, здравоохранения и образования. Благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов ССАГПЗ оказывает реальное воздействие на расстановку сил в Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Движении неприсоединения, существенным образом влияет (через ОПЕК и ОАПЕК) на положение дел на мировом рынке нефти.

Содержимое работы - 1 файл

ССАГПЗ.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)
 

     ССАГПЗ

     Совет сотрудничества арабских государств Персидского  залива (ССАГПЗ) создан 25 мая 1981 г. на встрече  глав Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана  и Саудовской Аравии в Абу-Даби. Его  деятельность охватывает сферы политики и экономики, обороны, безопасности, информации, культуры, здравоохранения и образования. Благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов ССАГПЗ оказывает реальное воздействие на расстановку сил в Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Движении неприсоединения, существенным образом влияет (через ОПЕК и ОАПЕК) на положение дел на мировом рынке нефти.

     Руководящим органом ССАГПЗ является Высший совет (главы государств). Собирается на свои заседания один раз в год поочередно в алфавитном порядке в каждой из стран-членов. В мае 1999 г. принято решение о проведении дополнительных консультативных встреч на высшем уровне не реже одного раза в год. Могут проводиться и чрезвычайные сессии. Пост Председателя ССАГПЗ в течение года занимает глава государства, на территории которого созывалась очередная сессия Высшего совета. Решения Высшего совета принимаются только консенсусом.

     Кроме того, функционируют исполнительные органы: Министерский совет (министры иностранных дел, собирается не реже одного раза в три месяца), постоянные специализированные комиссии на уровне министров.

     Главным административно-техническим органом  ССАГПЗ является Генеральный секретариат, штаб-квартира которого располагается  в Эр-Рияде. Его работу возглавляет  Генеральный секретарь, назначаемый  Высшим советом. В настоящее время этот пост занимает представитель Катара Абдуррахман Бен Хамад Аль-Атыйя.

     Программные документы ССАГПЗ, включая его  Устав, в качестве основных приоритетов  его деятельности определяют «осуществление координации действий, взаимодействия и интеграции между государствами-членами во всех сферах их деятельности в направлении реализации их единства». Однако практическая реализация этих установок из-за сохраняющейся дифференциации национальных интересов идёт пока трудно.

     Согласно принятой в рамках Совета стратегии к 2010 г. планируется введение единой валюты. С 1 января 2008 г. создан общий рынок стран-членов ССАГПЗ.

     Иракско-кувейтский конфликт вывел на первый план в  деятельности ССАГПЗ вопросы обеспечения  безопасности в зоне Персидского залива и нейтрализации угрозы со стороны Ирака. Попытка их решения путем привлечения воинских контингентов Египта и Сирии в качестве основы коллективных сил самообороны не удовлетворила по своим военно-политическим и финансовым параметрам всех членов Совета. По аналогичным причинам не было принято разработанное Оманом предложение о создании единой 100 тыс. армии. Эффективность сформированных немногочисленных объединённых сил “Щит полуострова” невысока из-за разногласий по вопросам финансирования и комплектования.

     В январе 2000 г. на 21-м саммите организации  в Манаме (Бахрейн) подписано соглашение о совместной обороне, рассматривающее  агрессию в отношении любого участника  этого пакта как агрессию против всех членов ССАГПЗ.

     При этом страны Совета проводят курс и на решение вопросов своей безопасности путём заключения двусторонних соглашений о военном сотрудничестве с США и другими западными странами. Форсируется закупка у них новейшей военной техники и оружия.

     На  совещаниях в верхах члены Совета неуклонно фиксируют единые позиции по большинству ключевых международных и региональных проблем.

     Из  документа в документ ССАГПЗ переходят  формулировки о невозможности нормализации отношений с Израилем до полного  ближневосточного урегулирования, необходимости  прекращения Ираном оккупации трёх островов, оспариваемых ОАЭ.

     Члены Совета выступают за всеобъемлющее  и справедливое урегулирование арабо-израильского конфликта и палестинской проблемы на основе резолюций СБ ООН 242 и 338, принципа “земля в обмен на мир”, а также создания независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Подчеркивается важность скорейшего преодоления внутрипалестинских противоречий на основе Мекканских договоренностей.

     ССАГПЗ  добивается освобождения региона Ближнего Востока от всех видов оружия массового поражения, в том числе ядерного, химического и биологического. По итогам 27-го заседания Высшего совета ССАГПЗ, состоявшегося 9-10 декабря 2006 г. в Эр-Рияде, было заявлено о стремлении стран «шестерки» развивать мирную ядерную программу.

     Члены ССАГПЗ заявляют о необходимости  уважения суверенитета и целостности  Ирака, недопустимости вмешательства  в его внутренние дела.

     Важным  направлением скоординированных усилий стран ССАГПЗ становится борьба с  проявлениями международного терроризма. Они являются участниками соответствующих панисламской и панарабской конвенций.

     С конца 80-х гг. отмечается стремление государств Совета играть более активную роль на международной арене, в мировых  хозяйственных связях, выйти за рамки  региональных приоритетов. Основными торгово-экономическими партнёрами стран ССАГПЗ являются США, государства ЕС и Япония. Совет практикует заключение соглашений о сотрудничестве с рядом стран и региональных объединений. На настоящий момент подобные соглашения подписаны с ЕС, Китаем, Индией, Пакистаном, Турцией, Общим рынком Южной Америки. Планируется подписание аналогичных документов с Ираном и Южной Кореей.

     Последние сессии Высшего совета ознаменовались принятием ряда важных решений. На 28-м  совещании в верхах (декабрь 2007 г., Доха) были приняты заключительное коммюнике, а также декларация о создании единого рынка стран –членов ССАГПЗ, к которому эта организация стремилась на протяжении длительного периода. Было подтверждено намерение перейти с 2010 г. к единой валюте. На 29-м саммите (декабрь 2008 г., Маскат)были приняты совместное заявление и «Маскатская декларация», в которой страны-члены Совета выразили свое стремление на основе сохранения достигнутого уровня продолжить усилия по устойчивому социально-экономическому развитию. В Маскате было также достигнуто соглашение о создании Валютного союза и принят его устав, что заложило основу для создания единого Центрального Банка Персидского залива. 7 июня с.г. Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт подписали соглашение о создании валютного союза, в соответствии с которым единая валюта будет принята в Персидском заливе к 2013 году. Общий Центральный банк стран-членов союза будет находится в Эр-Рияде. На 30-м саммите (декабрь 2009 г., Эль-Кувейт) принята Кувейтская декларация. В документе отражена позиция шести аравийских монархий по важным региональным вопросам и подчеркивается роль стран ССАГПЗ в решении региональных и международных проблем в современном мире. В частности, подчеркивается важность сохранения Ближнего Востока как региона, свободного от оружия массового поражения. Так же было объявлено о вступлении в силу Соглашения о создании валютного союза, подписанного ранее Саудовской Аравией, Бахрейном, Катаром и Кувейтом. 

     США и ССАГПЗ

     Состояние международных отношений в Персидском заливе определяется наличием трех политических центров, внутреннее устройство, интересы и устремления которых зачастую диаметрально противоположны. Национальная безопасность и стабильность стран ССАГПЗ не может быть обеспечена без поддержки, главным образом, Соединённых Штатов, а также Великобритании и Франции. Эта поддержка базируется на механизме контрактов на поставку систем оружия и обучения местного персонала, двусторонних оборонных пактов и прямого военного присутствия в Заливе. Эта военная составляющая поддержки отражает глубокую экономическую интеграцию ССАГПЗ в мировое хозяйство благодаря энергетическому и финансовому секторам. Английские и американские военные корабли в Персидском заливе находятся не столько потому, что того требуют геополитические соображения, сколько в силу прямого влияния состояния стабильности этих стран на положение на Уолстрит или в Сити.

     В силу своей уникальности Персидский залив является стратегически важным районом земного шара. При существовании  биполярной системы международных отношений в качестве главной угрозы для региона рассматривался СССР. А США, как главная противоборствующая сила, непосредственно интегрированная в той или иной степени в региональную систему безопасности, взяли на себя роль "бдительного и неусыпного стража", присвоившего себе патроналистские функции по отношению к государствам региона. В рамках биполярности это казалось логически обоснованным и вполне адекватным реальности явлением.

     Но  в начале 1990-х гг. ситуация резко  изменилась. С геополитической карты мира исчезла одна из крупнейших империй — СССР. Многие исследователи поспешили провозгласить новую эру многополярной системы международных отношений.

     Пользуясь благоприятными условиями, США решили пересмотреть некоторые аспекты  союзнических обязательств в отношении стран Персидского залива, проводя линию на удержание этой зоны в состоянии военно-политической напряженности. Подобная политика США давала возможность размещать многочисленные контингенты американских военнослужащих в Саудовской Аравии и других малых нефтедобывающих государствах региона.

     Правящие  круги США, продвигающие американскую доминанту в международных делах, исходят из того, что изменение  миропорядка в связи с прекращением “холодной войны” не привело к  девальвации геополитической значимости субрегиона Персидского залива, который неизменно включается в зону “жизненно важных интересов США” во всех доктринальных документах по внешнеполитической тематике. Такой концептуальный подход аргументируется как признанием его ключевой роли в обеспечении стабильности мировой экономики и благополучия ведущих стран Атлантического альянса, так и воздействием на широкую гамму актуальных международных и региональных проблем.

     Прямая  заинтересованность стран Запада в  стабильности стран ССАГПЗ заключается в том, что они стремятся иметь непосредственный и постоянный доступ к энергетическим ресурсам региона. Так, США являются крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, а после распада СССР и крупнейшим их производителем. Из ведущих промышленно развитых стран в наибольшей зависимости от нефти Персидского залива находились Япония и ряд государств Западной Европы. Так, вывоз нефти из Залива Японией к 1999 г. составлял 60%, Италией - 34%, Францией - 24%, ФРГ - 14%. Хотя США испытывали сравнительно меньшую потребность в нефти Персидского залива, они, как ведущая держава Запада, осознавали значимость этого региона для стабильности существующей системы взаимоотношений в мировой торговле, а также с политической точки зрения.

     За  последние полвека Европа импортировала львиную долю арабской нефти и зависела от "оборонного зонтика" США. Как это ни парадоксально, но именно США, которые менее всего зависели от импорта нефти, взяли на себя роль политического гаранта энергетической безопасности своих союзников, несмотря на достаточно высокие материальные и моральные затраты.

     Основные  приоритеты внешней политики США  во многом определяются не только тем, что они являются крупнейшим потребителем и производителем энергетических ресурсов, но и тем, что США – лидер в области разработки и координации общей энергетической политики промышленно развитых стран. Цели и приоритеты внешней энергетической политики США вытекают из Национальной энергетической стратегии 1991 г., направленной на обеспечение растущих потребностей США в энергетических ресурсах по разумным ценам, на выполнение обязательств по защите окружающей среды, на сохранение американской экономики в качестве самой мощной в мире, на уменьшение зависимости США, их друзей и союзников от потенциально ненадежных поставщиков энергоресурсов.

     В связи с этим, США возлагали  большие надежды на совместную координацию  политики в области энергетической безопасности в рамках НАТО. В частности, доктринальные документы Североатлантического альянса закрепили возможность реагирования не только на военные угрозы странам НАТО, но и другие виды угроз: "интересы безопасности союза могут быть затронуты иными факторами риска более широкого характера, такими как: террористические акты, саботаж, организованная преступность, а также нарушение притока жизненно важных ресурсов", что согласуется со ст. 5 Вашингтонского договора альянса. Таким образом, страны НАТО обеспечили себе легитимный способ вмешательства в политическую ситуацию в разных уголках мира, в том числе и в Персидском заливе.

     Так, в 1996 г. в Персидском заливе был размещен европейский военный контингент, что стало ответом на угрозу террористических атак в случае нападения на Ирак. Таким образом, европейско-американские силы служили фактором сдерживания в обеспечении стабильности региона.

     Однако, на практике оказалось, что многие страны НАТО не согласны с американским видением проблем международной безопасности. Это проявилось, в частности, в 1998 г., когда США и Великобритания наносили удары по Ираку (тогда Франция выступила с резкой критикой таких мер), а также в военной кампании британо-американских войск против Ирака в 2003 г., когда Германия и Франция вошли в жесткую оппозицию политике США (Франция же заявила о возможности наложения права вето на любую резолюцию США, продвигающую военные действия). В свою очередь США продолжают обвинять своих союзников по НАТО в отсутствии политической воли для полномасштабной защиты своей энергетической безопасности в зоне Персидского залива.

Информация о работе Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива