Внешняя политика Грузии после распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Распад СССР представлял собой процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза. Эти процессы привели к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года, к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
1.Цель, методы, объект и предмет курсовой работы................................4-5
2.История вопроса........................................................................................6-10
3.Изменения в политической жизни Грузии после распада СССР........11-13
4.Российско-грузинские отношения поле распада СССР.......................14-18
5. Отношения Грузии с западными странами после распада СССР......19-33

Заключение......................................................................................................34
Используемые материалы.................................................

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая (Грузия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

В 1995 году изменилась грузинская политика в СНГ: если в 1994 году Грузия поддерживала мероприятия России, направленные укрепление Содружества, рассчитывая на экономическую и военную помощь, разрешение конфликта в Абхазии; то в 1995 году Грузия поддержала подход Украины, рассматривающей СНГ как межгосударственное, но не наднациональное образование.

Приоритетом в грузинской внешней политике осталось развитие отношений с западными государствами. Балансирование между Россией и Западом, Россией и другими бывшими союзными республиками, СНГ и другими альянсами определило стиль грузинской политики на данном этапе.

Хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти и газа, она занимает стратегическое положение в Закавказье. Грузия для США — это «ворота из Причерноморья в Каспийский регион и далее в Среднюю Азию и на Дальний Восток».

              США в 1992 году одни из первых признали независимость Грузии, но потом не проявляли никакого внимания к этой стране, полагаясь на роль России в данном регионе, рассматривая ее «гарантом стабильности на огромном пространстве». Но постепенно из-за снижения влияния России на территории стран СНГ, интерес Америки к данному региону возрос. В марте 1994 года помощник госсекретаря Питер Тарноф сделал заявление на приеме в Госдепартаменте: «США до сих пор не уделяли должного внимания странам, граничащим с Россией. Эта ситуация должна измениться, так как страны, опасающиеся российской экспансии, имеют свои законные интересы, которые США и Запад не могут игнорировать».

1997 год можно считать началом современного этапа американской политики в Закавказье, и в частности в Грузии. Госдепартамент США по требованию конгресса представил доклад по проблемам американской политики в Каспийском регионе и в октябре этого же года был представлен законопроект, получивший название «Стратегия Шелкового пути», который был одобрен сенатом в июле 1999 года. Суть законопроекта заключалась в следующем: «Во-первых, это стремление создать в странах Каспийского региона восприимчивую среду для влияния США. Во-вторых, создание отвечающей интересам Соединенных Штатов транспортной инфраструктуры в этом регионе и, наконец, поддержка американских частных инвестиций в этих странах».

              США и НАТО рассматриваются руководством Грузии как основной противовес российскому политическому и экономическому влиянию в кавказском регионе — и как источник средств к существованию.

Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. В качестве своеобразного «вступительного взноса» Грузия направила своих военнослужащих в Ирак для участия в совместных действиях многонациональной коалиции, возглавляемой США. Кроме того, Грузия предпринимает все возможные усилия для вытеснения из страны последних российских военных баз. Окончательная договорённость о сроках их вывода была достигнута в 2005 году.

Ещё одно проявление грузино-американского сотрудничества — строительство через территорию Грузии нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан для обеспечения энергопоставок в интересах США. При этом власти Грузии предпочли упустить из виду возможный экологический ущерб для своего национального достояния — источников минеральных вод в Боржомском заповеднике. Это первый нефтепровод на территории СНГ, не включающий Россию. Цель у США была одна — изменить существующую ситуацию, когда главную роль в обеспечении транспортных потоков из района Каспия играет Россия. Хотя для Грузии трубопровод Баку — Супса был экономически более выгоден, трубопровод на Джейхан «предпочтительнее для Грузии с политической точки зрения».

США проводят в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. С 1999 года осуществляется программа «Партнерство во имя мира», благодаря которой Грузия приняла участие в 120 мероприятиях (в основном, военных учениях).

Еще до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск. Всего в 1998—2001 годах на обеспечение охраны грузинских границ США предоставили 72 млн долл. Это значительная сумма, если сравнивать ее, например, с военным бюджетом Грузии, который в 1998 году составил около 41 млн долл, а в 1999 году — 24 млн долл.

Грузия получает больше американской помощи на душу населения, чем любая другая страна мира, кроме Израиля. Американская доля в грузинском ввозе товаров из-за рубежа равна примерно 14 % (на 2000 год), США поставляют в Грузию машины и оборудование, мясо, зерно, корма, напитки, фармацевтические и другие товары .

США — главный вкладчик предпринимательского капитала в грузинскую экономику. Между США и Грузией действует двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений. В 1999 году в Грузию поступило американских частных прямых инвестиций на общую сумму 20 млн долл., что составило 24 % всех таких капиталовложений иностранных компаний в этой стране. В 2001 году приток прямых частных инвестиций увеличился до более чем 20 млн долл., что составило 34 % от всех иностранных инвестиций .

Кроме этого США способствовали получению Грузией кредитов международных финансовых организаций: на март 2000 года эти суммы составили 364,2 млн долл. — от Всемирного банка и около 325 млн долл. — от МВФ .

Министерству сельского хозяйства США (USDA) выделили 9 млн долл. в качестве продовольственной помощи и 12 млн долл. на другую правительственную помощь, а также оцененные в 45 млн долл. частные пожертвования и избыточное гуманитарное продовольствие министерства обороны США .

Действуют программы по улучшению грузинских ВС. Первая программа — «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 года. В 2005 году Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн долл. «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде .

Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (USAID). Основные цели использования этих средств направлены на "формирование такой структуры государства и общества, которая бы отвечала интересам США". При помощи USAID проходит обучение государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, USAID финансирует ряд информационных программ, оказывает различные виды гуманитарной помощи.

Особо важное место в программах помощи США Грузии занимает грузинская энергетика. Грузия импортирует топливно-энергетические продукты и сравнительно богата только гидроресурсами, испытывая постоянный дефицит электроэнергии. США помогли разработать и принять в 1999 году закон «О нефти и газе», в соответствии с которым было создано государственное агентство по регулированию нефтяных и газовых ресурсов, которое осуществляет государственное регулирование отрасли в целом .

Отдельный пункт сотрудничества составляет сближение Грузии с Североатлантическим альянсом. Для этого также проводятся специальные программы, финансируемые Соединенными Штатами: Программа индивидуального партнерства (IPAP — Individual Partnership Action Plan), переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в НАТО (MAP — Membership Action Plan); Обзор стратегической обороны (SDR — Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники.

9 апреля 2007 года президентом США был подписан закон о поддержке Дальнейшего расширения Североатлантического альянса и помощи в принятии новых членов НАТО, в том числе Грузии.

Однако не все европейские государства поддерживают вступление Грузии в НАТО. Германия в данный момент выступает против ее вступления. Министр обороны Франции Эрве Морином 3 октября 2007 года заявил, что «Париж выступает против членства Грузии в Североатлантическом альянсе, если это приведет к конфронтации с Россией». 3-4 октября 2007 года в Грузии находился генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. Грузинское правительство надеялось услышать от него о сроках вхождения в НАТО, но генсек не дал никаких определенных обещаний о вовлечении Тбилиси в последний этап (MAP), чего ждала грузинская сторона от саммита стран НАТО в Бухаресте, который прошел 2 — 4 апреля 2008 года. Более того, Схеффер заявил, что у Грузии еще много дел на пути членства в НАТО, особенно в «создании маленькой и эффективной армии» и решении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

5 апреля 2008 года в Бухаресте прошел саммит, на котором главной темой для разговора было принятие Грузии и Украины в НАТО. Однако, к радости России, Грузия и Украина пока не смогут вступить в альянс. Какие именно страны проголосовали против Украины и Грузии Генеральный секретарь НАТО не называет, 10 голосов из 26 были против, но главное место среди них однозначно занимает Германия с канцлером Ангелой Меркель, которая выступила на саммите на стороне России, и Франция. Также против Грузии и Украины выступали еще до саммита Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Португалия и Люксембург.

По словам президента России В. В. Путина, Российская Федерация не ставила НАТО никаких ультиматумов. Но за расширением НАТО на бывшие территории СССР Россия не может следить спокойно, так как расположение военных баз альянса на этих территориях подрывает национальную безопасность Российской Федерации. Путин предложил подготовить стратегическую концепцию Россия-НАТО вместо того, чтобы готовить новую стратегическую концепцию расширения альянса. Данное решение о невключении Грузии и Украины в НАТО во многих средствах массовой информации преподносится как победа российской дипломатии на саммите и как провал США и Джорджа Буша, который, несмотря на все ожидания, не сумел в конце своего президентского срока добиться дальнейшего расширения альянса. «The Times» пишут: «Для Путина с Джорджем Бушем Бухарест стал полем битвы за наследство — и Путин победил по очкам» .

 

Однако советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли отметил, что США на саммите НАТО «удалось добиться стратегического решения лидеров НАТО по Украине и Грузии, которые официально получили ясную перспективу для членства в альянсе» . Президент Грузии М. Саакашвили также говорит о результативности прошедшего саммита, так как, по его словам, «страны НАТО впервые четко заявили, что Грузия будет принята в альянс» .

Основную поддержку Украине и Грузии оказала «Вильнюсская десятка», организация, созданная министрами иностранных дел стран Восточной и Центральной Европы как некий «клуб» для стран, стремившихся в альянс, сейчас большинство этих стран являются членами НАТО. А также их поддержали США, Англия, Дания, Исландия и Канада. Эти страны в противовес Германии, Франции и другим государствам проголосовали за вступление Грузии и Украины в НАТО.

На отказ присуждения Грузии MAP повлияли следующие факторы: нестабильная ситуация на территории, в том числе неурегулированные конфликты; часто меняющаяся Конституция Грузии; акции насилия по отношению к оппозиции; невыполнение обязательств перед альянсом по части создания демократических институтов и, конечно же, российский фактор. Некоторые эксперты говорят, что отказ принятия Грузии в план MAP — это отзвуки событий 7 ноября 2008 года, когда в Тбилиси произошел разгон мирного митинга с использованием спецназа.

              Летом — осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем Абхазии. В начале августа 2006 из Тбилиси в Кодорское ущелье были переведены правительство и парламент Абхазской автономной республики в изгнании. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о переименовании Кодори в Верхнюю Абхазию.

 

Тем временем 12 октября 2006 года парламент Южной Осетии направил обращение руководству республик Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария с призывом признать правовую и моральную ответственность Грузии за геноцид южных осетин в 1920 и в 1989—1992 годах.

Через неделю, 18 октября, Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

Заявления руководства Абхазии и Южной Осетии были сделаны в самый разгар российско-грузинского противостояния, спровоцированного шпионским скандалом. Тем самым, наряду с экономическими санкциями и транспортной блокадой, непризнанные регионы также становятся мощными рычагами политического давления на Грузию, тем более что на следующий день, 19 октября, президент Чеченской республики Алу Алханов заявил на пресс-конференции в Москве, что чеченцы готовы вмешаться в ситуацию в Абхазии и Южной Осетии, если там снова начнется война.

28 марта 2008 года в Центре стратегических исследований в Тбилиси президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление, что между Грузией и Абхазией не существует таких спорных вопросов, которые не могут решиться путем переговоров, кроме расчленения Грузии. «Все другие вопросы — неограниченная автономия, широкий федерализм и очень серьезное представительство в центральных органах Грузии — все это они гарантировано могут получить», — заявил президент. Он также добавил, что Россия должна быть непременно подключена к этому процессу, но не как непосредственный участник грузино-абхазского конфликта, а как посредник в его разрешении.

В свою очередь власти Абхазии и Южной Осетии не откликнулись на предложение Саакашвили об установлении свободной экономической зоны и о широкой автономии. Так как, по словам главы МИД Южной Осетии Мурата Джиоева, ни о каких соглашениях не может быть и речи, пока между республиками и Тбилиси нет элементарного доверия. «В нарушение всех договоренностей Грузия ввела и содержит в Кодорском ущелье Абхазии войска. Пусть сначала Грузия их выведет, пусть покажет, что одумалась!».

МИД России разместил на своем официальном сайте ответ президента России главам непризнанных республик на их заявление, что Россия обещает поддержать Абхазию и Южную Осетию «предметно, а не декларативно». Россия оставляет за собой право в случае вступления Грузии в НАТО признать две республики де-юре».

Информация о работе Внешняя политика Грузии после распада СССР