Происхождение гностицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель, задачи работы – дать понятие гностицизму, то есть рассмотреть происхождение, основные этапы развития гностицизма, а также изучить влияние гностицизма на русскую религиозную и классическую греческую философию.

Содержание работы

Введение 3
1. Происхождение гностицизма 5
2. Основные черты гностицизма 6
3. Гностицизм в русской религиозной философии 9
4. Гностицизм и классическая греческая философия 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Содержимое работы - 1 файл

Гностицизм.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)


Казанский государственный технический  университет

им. А.Н. Туполева

 

 

 

 

 

Реферат

по религиоведению

на  тему: «Гностицизм»

 

 

Выполнила: студентка I курса

гр. 7101

 

 
 

Проверила:


 

 

 

 

 

Казань, 20 г. 

Содержание

 

Введение 3

1. Происхождение  гностицизма 5

2. Основные  черты гностицизма 6

3. Гностицизм  в русской религиозной философии 9

4. Гностицизм  и классическая греческая философия 11

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

Введение

 

Гностицизм  (греч. gnosis – знание) — религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм — противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле, и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождествляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога.

Гностицизм  был для своего времени революционен, так как отрицал два принципа, утверждаемых как Библией, так и  Платоном. Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной причиной, и антропный принцип, утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди — для этого мира. Гностицизм, напротив, утверждает, что творец мира был невежда, мир плох, человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящего от верховного божества.

Хотя гностицизм в чистом виде исчез довольно рано, гностический дуализм продолжал  оставаться существенным компонентом  западной духовности. Гностиком в  расширительном смысле можно назвать  того, кто обращается мысленным взором к миру невидимых, духовных сущностей  и ищет спасения через полученное посредством божественного Откровения знание об истинной сущности человека и о необходимости его избавления от оков порочного мира материи. Так, в Евангелии истины сказано: «Тот, кто знает [эту истину, или знает себя], принадлежит к горнему миру. Когда его призывают, он внемлет, он отвечает, он обращается к Богу, призывающему его, чтобы возвратиться к Нему».

Цель, задачи работы – дать понятие гностицизму, то есть рассмотреть происхождение, основные этапы развития гностицизма, а также изучить влияние гностицизма на русскую религиозную и классическую греческую философию.

 

 

1. Происхождение гностицизма

 

Общие условия  для возникновения гностицизма  были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими  царями, продолжалось македонянами и  завершено римлянами. Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов — с другой, ясно сознавался с самого начала. Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большей или меньшей силой и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ. Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, при том полемическому изложению. Это представляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания. В XIX веке некоторые ученые (например, ориенталист И. И. Шмидт) ставили гностицизм в специальную связь с буддизмом. Достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через нее и весь греко-римский мир сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого мира неведомой страной, и 2) что буддизм был последним словом восточной «мудрости» и доныне остается самой живучей и влиятельной из религий Востока. Но, с другой стороны, исторические и доисторические, корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукой. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна. Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, по которым в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным. Таким образом, то, что в гностицизме приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте.

Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные  результаты греческой философии  и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма. Достаточно указать  на то, что абсолютному бытию буддизм  дает только отрицательное определение  Нирваны, тогда как в гностицизме  оно определяется положительно как  полнота (плерома).

Несомненную связь с гностицизмом имеет другая, ничтожная по своему распространению  сравнительно с буддизмом, религия  мандейцев или сабиев, доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и дошедшие до нас в более поздней редакции, книги. Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью святого Иоанна Крестителя: но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Самое слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое гнозис, (знание)1.

2. Основные черты гностицизма

 

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение Божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и  единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен  положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.

Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных  элементов, и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу. Мир не спасается. Спасается, то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы. Наиболее трезвый философский ум между ними — Василид — отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.

С этой основной ограниченностью  гностицизма логически связаны  и все прочие главные особенности  этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую  и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума. Гностики разделяют или оставляют разделенным  все то, что в христианстве (а  отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так идея единосущной Троицы распадается  у гностиков на множество гипостазированных  абстракций, которым приписывается  неравномерное отношение к абсолютному  первоначалу.

Далее, все гностические системы  отвергают самый корень общения  между абсолютным и относительным  бытием, отделяя непроходимой пропастью  верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом. Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира — для гностической теологии. Призрачному Спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря пришествию Христа, а, напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него. Гностицизм не знает «нового неба и новой земли».

С выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа отрицается в гностицизме и единство человечества. Род людской состоит из трех, по природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих с сатаной; душевных праведников, пребывающих навеки в низменном самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Демиурга; и духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.

Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и  мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу. Первое из этих направлений — аскетизм — более прилично для людей душевных, а второе — нравственная распущенность — более подобает совершенным гностикам или людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с полной последовательностью. Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез2.

3. Гностицизм в русской религиозной философии

 

В конце 19-начале 20 вв. гностицизм проявляется в русской религиозной  философии. Идея софийности основательно проработана в трудах В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова. Соловьев говорил, что в гностицизме и каббале больше мудрости, чем во всей новоевропейской философии, и называл гностика Валентина великим мыслителем за его учение о материи как производном от ума. Последователь Соловьева, Булгаков создает целую религиозно-мистическую систему софиологии, за что как ересеучитель и был лишен сана православного священника.

Свое учение Соловьев называет философией всеединства. В Боге всеединство  существует вечно. Единственным действительным доказательст-вом бытия Бога является не разум, а вера. Булгаков поясняет: "Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие... Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: во времени и в пространстве. Это бытие в состоянии распадения, бытие раздробленное". То есть, первоначально "свободным актом мировой души, объединяемый ею мир отпал от божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов, длинным рядом свободных актов. Все это восставшее множество должно примириться с собою и с богом и возродиться в форме абсолютного организма".

Начало, посредствующее между  богом и человеком, получило название Софии-премудрости божьей. Индивидуальное выражение безусловно-сущего бога есть Христос. Соловьев пишет, что в божественном организме Христа производящее начало есть Логос, а произведенное начало есть София. "Мысль о Софии всегда была в христианстве, более того — она была еще до христианства... В канонической книге "Притчей Соломоновых" мы встречаем развитие этой идеи Софии: "София существовала прежде создания мира. Бог имел ее в начале путей своих, т.е. она есть идея, которую он имеет перед собою в своем творчестве и которую он, следовательно, осуществляет". В другом месте идеальное человечество называется Софией. Она же и душа мира. София представляет собой двойственное начало: "Душа мира есть существо двойственное, заключая в себе и божественное начало и тварное бытие..." Это душа человечества, выполняющего свое предназначение (становление всеединства). Таким образом, человечество способствует гармонизации раздробленного мира, ибо "смысл развития, эволюции природного мира —воплощение в нем того всеединства, которое вечно есть в боге..." Согласно Соловьеву, нравственное общество определяется "характером общинности", где каждый член общества внутренне восполняет друг друга "в свободном единстве духовной любви".

История христианства есть история  борьбы узкоматериальных и духовных начал внутри самой Церкви. В эпоху инквизиции Западная христианская церковь впала в ложь и неверие. Современный мир подчинен материальному началу, в нем практически ничего не осталось от истинного учения Христа, которое лелеяли гностики во все времена. В то же время Соловьев болезненно воспринимал подчинение русской православной церкви интересам самодержавия. Будущее человечества — в синтезе Запада и Востока. "Я решительный враг... национализма". Официальная православная русская церковь ответила Соловьеву просто: она запретила ему публиковать сочинения по религиозно-философским вопросам.

Информация о работе Происхождение гностицизма