Стратегия дискредитации личности в массовой политической коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования
В данном исследовании ставится цель проанализировать реализацию стратегии дискредитации личности в разных формах коммуникации. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определить основные теоретические положения данного исследования.
2. Выявить роль СМИ и Интернет-форума в региональной политической коммуникации.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1

1. 1. Политическая лингвистика как новое научное направление 7
1. 2. Стратегия дискредитации личности в политической коммуникации 12

Глава 2
Реализация стратегии дискредитации личности в массовой
политической коммуникации
2.1. Реализация стратегии дискредитации личности в печатных СМИ
2.2. Реализация стратегии дискредитации личности в телевизионных СМИ
2.3. Реализация стратегии дискредитации личности в Интернет-коммуникации

Глава 3
Сопоставительный анализ реализации стратегии дискредитации личности в региональных формах массовой политической коммуникации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Не – приставка, употребляющаяся  при образовании существительных и прилагательных, обозначает полную противоположность того, что выражает слово без приставки (МАС-2, с. 419).

Отстать от жизни, отстать – в результате замедленного развития не достичь необходимого уровня, оказаться на более низком уровне по сравнению с другими. (МАС-2, с. 712)

 

Ю.Ю.: - Уважаемые телезрители, вы обратили внимание, что весь город призывает следующим образом: «Татары, это наш город», «Г. – наш мэр», и тому подобное. Я хочу назвать подельщиков А.С. по этому делу – К., Р…

Задача, поставленная адресантом, реализуется посредством метафоры, «поскольку через перенос наименования с одного объекта (предмета, лица) на другой, сходный с первым в каком-либо отношении, позволяет характеризовать последний, выразить к нему отношение»[34]. В представленном контексте говорящий создает желаемые для него ассоциации, используя метафорическую модель «криминального мира», на что указывают используемые языковые единицы:

Подельщик, подельник – уголовный жаргон; соучастник; человек, проходящий по одному уголовному делу с кем-либо (БСЖ, с. 445)

 

Ю.Ю.: - Комментировать ответ не представляется возможным по единственной причине: это тот самый набор слов и штампов о том, что, сколько сделано, много сделано…

В данном контексте адресант  характеризует речь адресата как «набор слов и штампов», что подразумевает отсутствие смысла в речи:

Штамп – принятый образец, которому слепо подражают; шаблон (МАС-4, с.730).

 

  Речевая тактика «обвинение» активно реализуется в высказываниях данного жанра, так прямой её тип представлен следующими контекстами:

 

Ю.Ю: - Нельзя отдавать людям безграмотный город, экономически неподготовленный, который быстро разрушает саму систему жизнеобеспечения города. Это недопустимо…

А.С.:- Я могу сказать, что это чистейшей воды демагогия и ложь, что город разрушен и все прочее…Я знаю, что сколько Ю. Ю.  работал в администрации – каждый год были истерики: мы отживем последний год, если не вложим столько-то миллиардов, мы обязательно рухнем…

Так, А.С. утверждает, что выше сказанное ложь и демагогия, актуализируя выбранную тактику. В данном контексте адресант также апеллирует к иллокутивному фактору (Я знаю…) речевого акта через семантику лексических единицы:

истерика-припадок истерии (МАС-1,с.688)

истерия – функциональное, нервно-психическое заболевание, проявляющееся в припадках, повышенной раздражительности, судорожном смехе, слезах// Возбужденная, лихорадочная, судорожная деятельность в каком-либо направлении (МАС-1,с.688).

 

Ю.Ю. -Газета «Эпицентр», а в первом туре и газета «ПолитИнфо» распространяет клеветнические материалы обо мне. В первом туре, А.С., вы скрывались за известными анонимами. Теперь нас двое. За вами – грязная газетка, разжигание национальной розни, грубые нападки лично в мой адрес. Кроме того: два часа назад вы  в прямом эфире обвинили меня в том, что против меня возбуждено два уголовных дела. Только вот не надо говорить, что к вам это все не имеет отношения. И это циничное: «умному городу – светлую память», «двухэтажные автобусы», и т.д. Все эти призывы были утверждены комитетом мэрии по э-ти-ке. Подписано: тов. Кучеренко. Вот это авторство и вот эти вот все товары. К вашему сведению, А.Б. вчера видел, - на запрос мой прокуратура отвечает: возбужденных дел не имеется. Поэтому, почему вы смеете на меня клеветать? Это – уголовное преступление, клевета. Равно как и эта газетка

В данном высказывании адресант использует речевую тактику обвинения, реализуя её  средствами лексического и синтаксического уровня.

Так, «за вами – грязная газета, разжигание национальной розни, грубые нападки лично в мой адрес» (обращено к адресату):

грязная –  вызывающий моральное отвращение; гнусный (МАС-1, с.355). Разжигание – способствовать возникновению и развитию чего-либо (МАС-3. с. 608), рознь -  вражда, распря (МАС-3, с. 727), грубые – отличающийся отсутствием необходимого такта; резкий (МАС-1,с.351), нападки – обвинение, придирки, упреки (МАС-2, с. 377), обвинить – полагать, считать виновным в чем-либо (МАС-2, с.521).

 

«Почему, почему вы смеете на меня клеветать? Это уголовное преступление, клевета! …»

Клеветать – распространять о ком-либо заведомо ложный слух, порочить кого-либо, наговаривать на кого-либо (МАС-2, с. 56).

Адресант также  использует экспрессивные языковые показатели синтаксического уровня: « Почему, почему вы смеете…». 

 

 

А.С.: - Интересно, чем же вам помешали, если вы так хорошо работали. Это, во-первых. Во-вторых, что касается вокзала Томск-2, это явная ложь, это была именно моя инициатива, это первое. Второе, то, что касается вашей, так сказать, памяти о городе, о том, что , и все прочее, город-то живет не вашей памятью, не вашими заслугами, а тем что помнит ту степень разрухи, которую вы оставили.

Субъект активно использует  лексические средства для  реализации поставленной коммуникативной цели:

ложь- неправда, намеренное искажение истины; обман (МАС-2, с. 197).

Прагматическая частица так сказать указывает на отношение говорящего к пропозиционному смыслу высказывания адресата.

 

Ю.Ю.:- А.С., как всегда, или лукавит, или говорит неправду…

Выбранная тактика реализуется посредством лексических единиц, стилистически лексика имеет отрицательную коннотацию: лукавить – хитрить, притворяться с каким-либо умыслом (МАС-2), неправда (ложь) – неправда, намеренное искажение истины (МАС-2).Также лексический показатель  как всегда определяет установку на интерпретацию явления как периодически повторяющегося.

 

Ю.Ю.: А.С., ни Д., ни С. в моей команде не работали и не работают, это очередная ваша ложь…

Обвинительная семантика высказывания создается за счет  лексических показателей «разговорного максимализма»[35]- очередная, а также за счет прямого значения используемой лексической единицы:

очередная – повторяющаяся, возникающая время от времени (МАС-2,С.732).

 

  

 

   Косвенный тип речевой тактики «обвинение» можно выявить в следующих высказываниях:

А.С: - Все очень просто. Давайте вспомним 96-й год, и каким оставил город Ю.Ю., который тогда фактически городом руководил. Грязный, запущенный город, голодные учителя и врачи, пикеты по невыплате заработной платы, почти четверть Томичей живут без холодной воды или получают её  по графику. Развалены муниципальные предприятия. Давайте вспомним «Водоканал», давайте вспомним «Горзеленхоз», проблемы с муниципальным транспортом, которые не решены и по сей день, но сегодня есть интерактивный транспорт – маршрутки. И давайте посмотрим, каким оставляю город сегодня я. Вокзал Томск-2, наконец-то видна реконструкция Богоявленского собора, та же Белая Мечеть, шесть начальных школ, город финансово, экономически и политически стабильный, а главное: посмотрите, какое конструктивное сотрудничество с областной администрацией, как много в городе сделано, и я считаю, что я вправе рассчитывать на понимание томичей… 

В данной вступительной речи стоит актуализировать  синтаксические показатели. Так, А.С. структуру своей речи строит на основе противопоставления «грязного»,  «голодного» города Ю.Ю  и  «стабильного» города А.С., что вводит контекст ролевых отношений, в которых А.С. косвенно обвиняет     Ю.Ю., применяя «игру на понижение» оппонента, вместе с тем активно применяет  «игру на повышение» в рамках  своей личности. 

 

А.С.: - Я считаю, такие шаги нужны  и даже необходимы, и хочу вам заметить, Ю.Ю., что подобные письма направлялись от кого угодно, в Москве сотни жалоб, в том числе, и ваш адрес, мне об этом доподлинно известно. Хотя  я не думаю, что Москва расшевелится и так рьяно начнет бороться с коррупцией, хотя все может быть.

Из вычлененного контекста можно определить   намерения адресанта, использующего имплицитный подход, так:

коррупция – подкупность, продажность должностных лиц и общественных деятелей (МАС-2,с. 108).

Говорящий стремится уверить в этом косвенных адресатов, апеллируя к факту, используя единицы категории персуазивности:

Доподлинно (известно)- точно, достоверно (МАС-1,с.430).

    

   В телевизионных СМИ имеет место феномен комплексного типа реализации стратегии дискредитации личности, то есть использование в одном высказывании нескольких типов коммуникативных тактик.

А.С.: - Ю.Ю., горожан, все-таки пугает тот состав команды, который вы назвали, и который не назвали. По принципу «скажи мне, кто твой друг…» это говорит и о ваших качествах. Вы сказали, что одним из ваших соратников по борьбе будет О.Н.П., единственный редактор в истории томских СМИ, которого публично назвали подлецом и мерзавцем. Вы берете на службу заместителем по экономике В.Е., которому город обязан лишением 92-х процентов муниципальной собственности. Вокруг  вас постоянно находятся С. и Д., люди, которые себя опорочили в глазах томичей. Как это связывается с заботами о благе нашего города?

Косвенный тип речевой тактики «оскорбление» реализуется за счет приема аллюзии как «особого примера текстообразования, заключающийся в соотнесении содержания текста с прецедентным фактом, историческим или литературным»[36], в данном контексте является доминирующим средством реализации выбранной тактики. Вместе с тем прямой тип речевой тактики «оскорбление» выражается по отношению к косвенным объектам коммуникации. Аллюзия на известную поговорку «Скажи мне, кто твой друг,  и я скажу кто ты» в дальнейшем развитии контекста позволяет более детально выявить аспекты дискредитации адресата:

Подлец -  подлый, низкий, бесчестный человек, негодяй (МАС-3,с.195).

Мерзавец – мерзкий, подлый человек, негодяй (МАС-2, с.253).

Опорочить – распространяя предосудительные сведения о ком-либо, выставить в неблагоприятном свете; очернить. (МАС-2, с. 627).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Реализация речевой стратегии дискредитации в

Интернет-коммуникации.

     Интернет представляет специфическую форму СМИ, активно используется в политических целях. Внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникативные технологии не только видоизменили привычные представлении, установки, стереотипы, но  и сломали многие  модели взаимодействия между политическими институтами и индивидами.

   Функционирование сети Интернет в политическом контексте требует осмысления тенденций формирования глобальной сети в целом. Стоит отметить, что Интернет получает все большее признание в качестве эффективного средства политического информирования и общения власти и общества, что требует его теоретического анализа и оценки. Политико-коммуникационные технологии сети Интернет существенно отличаются от технологии традиционных средств массовой коммуникации, этим обусловлена актуальность проблемы определения структурно-функциональной и технологической специфики Интернет-коммуникаций.

    Следуя заданной логике, особого внимания требует, так называемая. Интернет-аудитория. Происходит качественное преобразование социума – пользователей политического Интернета – на основе принципов гражданского и информационного общества.

    Интернет функционирует не только на глобальном и национальном уровне, но и на региональном, поскольку он в наше время создает и замыкает всю технологическую цепь региональной политической коммуникации, включает все компоненты этого процесса, что требует пристального изучения.[37] 

     Интернет-форум является особым видом коммуникации, осуществляемой во всемирной сети. В переводе с латинского «forum – народное собрание», в наши дни сохраняет искомую семантику, приобретая лишь коннотативные оттенки значения. В исследовании рассматриваются материалы регионального (томского) форума, который, как и все другие, создан специально для онлайновых общений на всевозможные темы людей всех возрастов, независимо от пола, места жительства, национальной принадлежности, политических, религиозных, нравственных убеждений. Чтобы стать пользователем томских форумов, требуется  доступ в Интернет и вежливое поведение по отношению к другим пользователям. При желании коммуникант может оставаться анонимом, либо пройти регистрацию. В этом случае, после ввода имени и пароля, «ник» в создаваемых темах и сообщениях будет выделяться ссылкой на страничку с информацией, введенную при регистрации. Данная информация может быть изменена при желании пользователя, что позволяет не только оставаться неизвестными для других, но и «примерить» на себя любую социальную роль.

Информация о работе Стратегия дискредитации личности в массовой политической коммуникации