Выдающиеся ораторы прошлого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:36, реферат

Краткое описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Содержание работы

1 Введение………………………………………………………………... 3
2 Ораторы Древней Греции……………………………………………... 4
3 Ораторы Древнего Рима………………………………………………. 14
4 Риторика в средние века и в эпоху Возрождения …………………... 17
5 Риторика в России……………………………………………………... 19
6 Заключение……………………………………………………………... 22
7 Практическая часть……………………………………………………. 23
8 Библиографический список…………………………………………… 30

Содержимое работы - 1 файл

русский язык.docx

— 158.31 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

1 Введение………………………………………………………………... 3
2 Ораторы Древней  Греции……………………………………………... 4
3 Ораторы Древнего Рима………………………………………………. 14
4 Риторика в  средние века и в эпоху Возрождения …………………... 17
5 Риторика в  России……………………………………………………... 19
6 Заключение……………………………………………………………... 22
7 Практическая  часть……………………………………………………. 23
8 Библиографический список…………………………………………… 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  1. Введение

   Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

   Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

   Речь оратора передает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь с политической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность из идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и композиционные особенности их выступлений.

   Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.

   Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

                                    2. Ораторы Древней Греции

  Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно – ни в древнем, ни даже в новом мире – красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а  особенно в Афинах. Именно в античной Греции  оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

   В V в. до н. э.  в  Элладе были распространены города–государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

   Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в  своей невиновности.  При таких условиях в более выгодном положении оказываются те,  кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

   Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на  народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях  красноречие становится необходимым каждому человеку.

   Именно практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. В период расцвета Афин ( V – IV вв. до н. э. ) красноречие достигло полного своего расцвета и стало выдающейся силой в общественной и политической жизни греческих государств.

   Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины.[рис.1] Риторике он обучался в Сицилии у знаменитого Корака. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).

                                                                             

                                                    рис.1

   Горгий  утверждал, что он учит не  добродетели и мудрости, а только  ораторскому искусству. Речь Горгия  отличалась особой поэтической  выразительностью. Он разработал  и применял особые риторические  приемы, прозванные горгианскими  фигурами: аналогичные по форме  и соответствующие по объему  фразы, использование параллельных  членов предложения и членов  предложения, находящиеся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно  ритмическое оформление и подобное  звучание завершений.[7, стр. 126-133]

   Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

   Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:

1. Если сущее  вечно, то оно беспредельно, а  если беспредельно, то оно нигде,  а если нигде, то его нет.  Если сущее не вечно, то оно  произошло или из сущего, что  невозможно, так как тогда бы  сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также  невозможно, поскольку из несущего  не ничего не происходит. Следовательно,  сущее не вечно и не не  вечно. Следовательно, его вообще  нет. (Также Горгий ведет рассуждение,  о том, что сущего нет, поскольку  оно ни единое, ни множественное).

2. Если даже  сущее существует, то оно не  мыслится, поскольку мыслимое не  тождественно сущему, иначе существовали  бы в реальности Сцилла и  Химера.

3. Если сущее  и мыслится, то оно неизъяснимо  другому, поскольку изъясняем  мы посредством слов, а слово  не тождественно обозначаемому  им предмету и не может его  объяснить, поскольку напротив, слово  мы объясняем, указывая на предмет. [6, стр. 60-105]

   Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».

   Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н. э. школе философов – просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

   Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так  Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить» . [2, стр.115-116] Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Софисты сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой.

   Популярность учителей-софистов  была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед аудиторией и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты, были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения.

   Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов,  цель оратора не  раскрытие   истины, а убедительность. Горгий считал, что убеждать может только искусно составленная речь; при этом  не важно, соответствует она истине или нет. Задача софистов – научить «делать слабое мнение сильным». Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое – малым, новое представить древним, а древнее – новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешки отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Итак, во времена софистов риторика была  «царицей всех наук».[3, стр.173-188]

   Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно,  Лисий (ок. 445 – 380 гг. до н. э.). Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но сборник содержит и политические, и даже торжественные речи.

   Отец Лисия был метеком. Его семья приехала из Сиракуз (Сицилия) по приглашению афинского политического деятеля Перикла. Будущий оратор учился в южноиталийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. В это время Афинское государство находилось в трудном положении: вследствие поражения в Пелопоннесской войне к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», ведшие политику террора по отношению к бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной того, что тираны решили расправиться с ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару.

   После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось.

   Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией.

   Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканы и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации – последующие поколения ораторов во многом ему следовали.[1]

   Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал  Исократ (ок.436 – 338гг. до н.э. ).[рис.2]

                                       

                                                     рис.2

   Происходил Исократ из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Он был сыном богатого фабриканта флейт Феодора. После разорения своего отца, он уехал в Фессалию и там изучал ораторское искусство у знаменитого софиста – ритора Горгия. Вернувшись в   Афины, он был вынужден избрать профессию логографа. Писал судебные речи, которые сам считал не заслуживающими внимания. Судебные речи Исократа напоминают речи Лисия своим чистым аттическим языком и богатством ораторской техники. Впоследствии Исократ открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся). В речи «Против софистов» Исократ передает программу своей деятельности. Он доказывает, что нельзя смешивать истинную философию, которую он отождествляет с риторикой, с ухищрениями софистов, считавших ловкость в речах единственным предметом, достойным изучения.

Информация о работе Выдающиеся ораторы прошлого