Город равных возможностей (доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:34, практическая работа

Краткое описание

Исторически социальная политика в России, ориентированная на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, строится на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограничение возможностей жизнедеятельности рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми, что особенно травматично в детском возрасте.

Содержание работы

Актуальность исследования 3
Предмет и объект исследования 3
Цели и задачи исследования 3
Рабочие гипотезы исследования 3
1. Нормативно-правовое регулирование доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 3
Международное законодательство 3
Российское законодательство 3
2. Политика в области лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Концепция социального гражданства 3
3. Основные подходы к построению безбарьерной среды 3
4. Оценка доступности городской среды г. Москвы для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 3
5. Рекомендации по повышению доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 3
Библиография 3
Приложение 1 3

Содержимое работы - 1 файл

исследования в городской среде.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

      

     На  сегодняшний день, по разным оценкам, в Москве проживают более 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями, из них – около 230 тысяч человек трудоспособного возраста, около 80 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны и 28 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в столице впервые признаются инвалидами более 100 тысяч человек. В системе реабилитации города функционирует 1420 организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги лицам с ограниченными возможностями.

     На  решение возникающих при этом проблем направлена Комплексная целевая программа «Социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» на 2007–2009 годы. Это пятая программа, направленная на решение проблем москвичей с ограниченными возможностями. В программу включены более 200 мероприятий, связанных с совершенствованием комплексной медико-социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности с помощью культуры и искусства, спорта и туризма; предусматривается формирование комфортной среды жизнедеятельности, развитие социального партнерства. Общий объем затрат по программе за три года составит 36,5 миллиарда рублей.

     Однако  полноценная жизнедеятельность  подавляющего большинства людей  с ограниченными возможностями  не может быть реализована без практической возможности беспрепятственно передвигаться по городу и пользоваться городской инфраструктурой.

     Так, большинство московских инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного  аппарата, среди главных проблем называют «невозможность полноценно жить, глядя на мир из окна»12.

4. Оценка доступности городской среды г.Москвы для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности

 

     С целью изучения доступности городской среды города Москвы для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в рамках исследования проведен уличный опрос (анкетирование) 600 москвичей.

     Данные  опроса показали, что опрашиваемая выборка в целом не считает городскую среду приспособленной для лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности (см. Рисунок 1). Так, негативный ответ (нет, и скорее нет) дали 84,5% опрошенных, а твердое «нет» высказали 46,5% опрошенных. Считают городскую среду хорошо приспособленной всего 1,6% опрошенных.

Рисунок 1

     На  вопрос о том, насколько часто встречаются люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности на улицах и в общественных зонах Москвы, абсолютное большинство – 67,6% ответили, что встречают их «изредка», а 7%  не встречают их вовсе (см. Рисунок 2). Эти данные говорят о том, что в реальной жизни значительная часть лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности (10—12% от населения г. Москвы), фактически не появляется на улицах или общественных зонах, либо делает это значительно реже, чем «обычные» горожане. Данные результаты говорят о существенной дискриминации целевой группы. В целом, лица, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, в Москве являются слабо социализированными горожанами. Так, на вопрос о наличии знакомых или родственников, относящихся к такой категории, практически половина (49,7% респондентов), в своем самоопределении относящих себя к «обычным» горожанам, ответила отрицательно.

 

Рисунок 2

Рисунок 3 

     Таким образом, лица, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, оказываются в значительной мере вытесненными из общего социально-коммуникативного пространства в изолированные маргинальные ниши, и данная ситуация сохраняется в Москве и в настоящее время.

     Социальная  изоляция лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, является важным фактором, с которым связаны дальнейшие проблемы образования и деформации рынка труда. Именно на устранение социальной изоляции должны быть направлены технические мероприятия по формированию доступной городской среды.

      

     Подавляющее большинство респондентов (86,1%) не знают, когда отмечается Международный День инвалидов, что также свидетельствует о том, что в целом социокультурное пространство лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности изолировано и не структурировано. Одна из вероятных причин столь низкой осведомленности об отмечаемом празднике связана с тем, что даже далеко не все относящие себя к группе «лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности» ассоциируют себя с инвалидами.

     При этом абсолютное большинство опрошенных считают, что лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности нуждаются в социальной поддержке - 92% и лишь 30,5% относят их к «несчастным» людям. (см. Рисунок 4).

     При этом наблюдается четкая дифференциация по имущественному признаку. Так, в группе «нуждающиеся и малообеспеченные» о необходимости специальной поддержки говорят 93,3%, в а группе «выше среднеобеспеченной» только 66,7% опрошенных. Еще сильнее анизотропия проявляется в варианте ответа «Инвалиды - обычные люди, которые сами должны решать свои проблемы», такого мнения придерживается всего 6,7% из группы «нуждающиеся и малообеспеченные», и целых 41,7% из группы «выше среднеобеспеченной». 

Рисунок 4 

     В вопросе о формах и методах  социальной поддержки целевой аудитории представлен самый широкий спектр мнений. Их можно разбить на три группы: «подавляющие» (более 50%), «средние» (40-50%), и «не очень популярные» (до 40%). Наименее популярно налоговое стимулирование и создание специализированного рынка труда. (см. Приложение 3)

     В ответах на данный вопрос прослеживается ярко выраженное расслоение респондентов по имущественному признаку. Так, в подгруппе «малообеспеченных» респондентов за дополнительное пенсионное обеспечение выступают 66,7%, а за налоговые льготы – 20% респондентов, в группе же респондентов с обеспеченностью «выше средней» за дополнительное пенсионное обеспечение выступают лишь 33,3% опрошенных, тогда как за налоговые льготы – 58,3%.

     Существенно различается отношение к необходимости  льгот при приеме на работу. В  младшей возрастной когорте (до 30 лет) такие меры поддерживают 32,6% опрошенных, в средней (от 30 до 50 лет) уже 47,1%, а в старшей возрастной когорте (от 50 лет) о необходимости таких льгот высказываются уже 61,3% опрошенных. Эти данные свидетельствуют о том,  что при развертывании социальных программ помощи при трудоустройстве необходимо учитывать возрастную специфику. Среди молодежи такие программы сейчас почти в два раза менее востребованы, чем у старшего поколения.

     По  отзывам респондентов, лучше всего  оснащены специальными приспособлениями для удобства передвижения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности жилые дома. Здесь наблюдается следующее распределение (см. Рисунок 5). Высокий процент «затрудняюсь ответить» также свидетельствует о том, что лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в отобранной целевой группе лишь частично ассоциируют себя с понятием «инвалид».

Рисунок 5 

     Несколько хуже обстоят дела с оснащением основных маршрутов передвижения (см. Рисунок 6), и совсем плохая оценка дается служебно-производственным помещениям (см. Рисунок 7). Таким образом, в настоящее время доступность служебно-производственных помещений для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности существенно ниже, чем у жилой и транспортной инфраструктуры.

     Эти данные свидетельствуют о том, что  рынок труда для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности существенно деформирован и требует дополнительного изучения и анализа. 

Рисунок 6 

Рисунок 7 

     Ответы  на вопрос «Приходилось ли вам сталкиваться с проблемами доступности городской среды?» резко различаются в группе тех, кто самоопределяется как имеющий ограниченные возможностями жизнедеятельности от группы тех, кто имеет только внешние признаки ограниченности своих возможностей, но не самоопределяется таковым. Так, в группе, самоопределяющихся как «обычные», с проблемами доступности городской среды сталкивались 35%, (см. Рисунок. 8) а у лиц, самоопределяющихся как «имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности» – 70% (см. Рисунок. 9).

Рисунок 8 

     Такое распределение свидетельствует  о том, что «внутренняя» самооценка человека в данном случае играет существенную роль и задает общее направление (характеристики) образа жизни и социальной активности. Таким образом, кроме программ «технического» обеспечения доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходима специализированная программа психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, без которой техническое совершенствование доступной городской среды просто не будет воспринято адекватно – как открывающаяся возможность изменить свой образ жизни.

      

Рисунок 9 
 

     Респонденты считают, что наибольшее внимание в оснащении городских зданий и сооружений приспособлениями, облегчающими доступ лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходимо уделить жилым зданиями, а наименьшее – производственным объектам, объектам малого бизнеса и другим местам приложения труда. (см. Приложение 2).

     Учитывая  данные о низкой обеспеченности производственной инфраструктуры средствами, обеспечивающими  ее доступность для лиц с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  в целом, можно сделать вывод о том, что опрашиваемая группа скептически относится к перспективам своего трудоустройства «наравне с остальными» и является перманентно дискриминируемой по данному признаку.

     В целом, респонденты скептически оценивают деятельность Правительства Москвы по созданию доступной и комфортной городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Так, 53,2% опрошенных либо не слышали о таких мерах, либо считают их неэффективными. Хорошо информированы об этих мерах лишь 2,2% респондентов (см. Рисунок 10).

     Основным  каналом информации, по которому респонденты получают информацию о мерах по созданию доступной и комфортной городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в Москве является телевидение (37,1%), затем идут газеты и журналы (18,3%), и Интернет (15%). Относительно низкая доля Интернета, где размещены достаточно информативные материалы, посвященные проблемам создания безбарьерной среды, и активно действуют профильные общественные организации, может быть связано с более низким уровнем обеспеченности компьютерной техникой и средствами телекоммуникации, с одной стороны, и более низким образовательным уровнем – с другой.  Во всяком случае, вопрос низкой востребованности современных телекоммуникационных технологий среди данной целевой группы требует дальнейшего изучения (см. Рисунок 11).

Рисунок 10 

Рисунок 11 
 

     На  вопрос о том, какие же меры, по развитию безбарьерной среды необходимо принять, мнения респондентов разделились. Наиболее актуальной и востребованной мерой в выборке лиц, самостоятельно относящих себя к группе лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (дали ответ № 2,3,4,5 на вопрос 5 в анкете), является развитие общественного транспорта, приспособленного для инвалидов (25%). Однако значительную долю ответов на данный вопрос необходимо рассматривать в общем контексте актуальности проблем общественного транспорта для населения Москвы в целом. Вероятно, в этом вопросе отмечены также проблемы переполненности общественного транспорта в «часы пик», невозможность транспортного средства подъехать к месту остановки из-за припаркованных автомобилей и т.п., что делает использование транспортной инфраструктуры лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности достаточно проблематичным.

       К сожалению, объем анкеты не  позволил уточнить конкретные  особенности характеристик общественного  транспорта, (наземный, подземный) и  детализацию связанных с ним  проблем. Вероятно, тема доступности  общественного транспорта (как наиболее актуальная) должна стать предметом отдельного исследования.

     Следующей востребованной мерой стали пандусы (14%), специальные перила и съезды с тротуаров на проезжую часть (по 13%). Относительно мало востребованными являются специализированные парковочные места (6%), вероятно это связано с общей низкой культурой автовладельцев, которые зачастую игнорируют правила парковки (см. Рисунок 12).

Информация о работе Город равных возможностей (доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья)