Теории общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 11:24, реферат

Краткое описание

Концепция правящего класса как субъекта политического про цесса была сформулирована Гаэтано Моско в книге «Основы по литической науки», вышедшей в 1896 г. и получившей широкую известность после второго переработанного и расширенного изда ния в 1923 г. Но особенно возросла популярность Моски после пе ревода его книги на английский язык под названием «Правящий класс». Обратимся к этой книге — классике элитологии.Исходный пункт концепции Моски — деление общества на гос подствующее меньшинство и политически зависимое большинство (массу). Господство элит — закон общественной жизни.

Содержание работы

1.концепция политического класса Г.Моско
2.форма господства по Веберу
3.учение о политических партиях Микельс и Астрагорский
4.основные направления в англо американскойполитической школе
5.особенности франц.полит.школы
6.современная полит.школагрмании

Содержимое работы - 1 файл

Семинар по политологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Бюрократическое правление означает господство на основе знания - в этом заключается его  специфически рациональная основа. Свое могущественное положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов, приобретенного при продвижении по службе или "из документов".

Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов  лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к необходимости бюрократического рационального господства на основе знаний...

В социальном отношении бюрократическое господство в общем означает:

1. Тенденцию  к усреднению набора из числа  наиболее профессионально квалифицированных  в целях универсальности, 

2. Тенденцию  к плутократизации в целях  профессионального обучения, длящегося  довольно долго (часто до конца третьего десятилетия жизни),

3. Господство  формализованной обезличенности:.. идеальный чиновник управляет  своим делом "без уважения  к личности", формально одинаково  для "каждого"...

3. ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий - это не "начальник", а господин собственной персоной; его штаб управления - в основном не "чиновники", а личные "слуги", подчиненные - это не "члены" союза, а:

1. либо "традиционные  товарищи",

2. либо "подданные". Не объективный служебный долг, а личная преданность слуги  определяет отношение штаба управления к господину. Подчиняются не уставу, а личности, призванной для этого по традиции.., приказы которой легитимны по двум причинам:

а) отчасти в  силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);

б) отчасти в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.

Т. о., существует две области действия господина:

а) материально  связанная с традицией,

б) материально  свободная от традиции.

В рамках последней  господин может оказывать "благосклонность" в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и  личного произвола, нуждающегося, в  частности, в оплате подарками... Так  как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой ("традиционалистическая революция").

Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:

a) "патримониально  набранных" людей, связанных  с господином традиционно, узами почитания: из членов рода, из невольников, из зависимых домашних служащих (Hausbeamte), в особенности из "министериалов" ("слуг господина"), из людей, зависимых от господина (клиентела), из колонов, из вольноотпущенных; и

б) "экстрапатримониально набранных":

1) в силу личных  отношений доверия (свободные  "фавориты" всех видов), или 

2) из законно  подчиненного господину союза  (вассалы), наконец, 

3) из свободных  чиновников, почитающих господина. 

"Бюрократия" возникла впервые в патримониальных  государствах как чиновничество, призванное экстрапатримониально. Но эти чиновники (как вскоре будет сказано) были прежде всего личными слугами господина.

В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:

a)объективно  распределенная устойчивая "компетенция";

б) устойчивая рациональная иерархия;

в) упорядоченное  определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение  по службе;

д) профессиональное обучение (как норма);

e) постоянное  и выплачиваемое в деньгах  содержание...

4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхъестественными,  сверхчеловеческими или, по меньшей  мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, "приверженцами".

1. Вопрос о  значимости харизмы решает признание подчиненных - изначально всегда посредством чуда. Это подтверждаемое доказательством свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. Но такое признание (при настоящей харизме) не является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым  от мнения масс о нем, ни один венценосный  король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или  пассивность иначе, как противное  долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства  долго не приходят, то это свидетельствует  о том, что одаренный харизматической  милостью покинут своим богом  или потерял свою магическую  или героическую силу. Если продолжительное  время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической "божественной благодати".

3. Господствующий  союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: "пророку" соответствуют "ученики", "военному князю" - "свита", "вождю" вообще - "доверенные люди". Не существует ни "устройства на службу" или "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой "иерархии", но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой "служебной епархии" и "компетенции", но также никакой апроприации должностной власти посредством "привилегии". Но есть (по возможности) местные или предметные границы харизмы и "послания". Нет никакого "содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано - но я говорю вам".

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко  противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и  традиционному, в особенности патриархальному  и патримониальному или сословному. Два последних - специфические формы  обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности.

4. Чистая харизма  специфически чужда экономике.  Там, где она выступает, она  организует "призвание" в эмоционально-напряженном  смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу". Она  отвергает в чистом типе использование материальных пожертвований как источника дохода - что, правда, нередко остается скорее требованием, чем фактом. Это не означает, что харизма всегда отказывалась от собственности и приобретения, как это делают в известных обстоятельствах пророки и ученики. Военный герой и его свита ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь ищут материальные средства для своей власти. Первый, кроме того, ищет материального блеска своего господства для утверждения престижа власти. То, чем они все пренебрегают, - это традиционная или обыденная рациональная экономика, получение регулярных "доходов" с помощью направленной на эту цель последовательной экономической деятельности. Меценатское в больших размерах (дары, взятки, крупные подачки) или нищенское снабжение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, - типичные формы покрытия потребностей в харизматическом господстве. С точки зрения рациональной экономики, такое удовлетворение потребностей есть типическая власть "неэкономичности", ибо она отклоняет любое втягивание в будни. Она может только, в состоянии полного внутреннего безразличия, "прихватывать", так сказать, случайные доходы. "Рента" как форма освобождения от экономики может в ряде случаев быть экономической основой существования харизмы. Но для нормальных харизматических "революционеров" эта форма обыкновенно не имеет значения.

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы "ratio", которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к "миру" вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными  качествами, относимыми к харизме, и  их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: "община" единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и  материальная заинтересованность сторонников  в продолжении существования  и постоянном оживлении общины;

b) еще более  сильные идейные и материальные  интересы управленческого штаба:  последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить  существование отмеченного отношения; 2) так его продолжить, чтобы при  этом собственная позиция идейно  и материально была бы поставлена  на стабильную обыденную платформу:  внешнее восстановление семей  и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике "посланий".

Эти интересы типически  актуальны при падении влияния  личности носителя харизмы и при  встающем здесь вопросе о преемнике. Способ, каким он решается - если он решается и, следовательно, харизматическая общность продолжает существовать (или только что появляется) - очень важен и является определяющим для всей природы возникающих социальных отношений.

Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:

a) новые поиски  носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером. Затем легитимность нового носителя харизмы связывается признаками, т.е. "правилами", для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

Информация о работе Теории общества