Кодификации Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

На относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В конце II — начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист — Юлий Павел — свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196—295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, подразделявшихся на титулы, и включал, что было главным, подлинные и полные тексты прежних актов.

Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291—365 гг. Но и тот, и другой были частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

Содержимое работы - 1 файл

Римское Право.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

    МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА» 

    «ИНСТИТУТ ПРАВА»

    Кафедра истории государства и права 
 
 

    Усков Виктор Сергеевич

    Кодификации Юстиниана

    Контрольная работа 

    Студент 1 курса заочного отделения

    научный руководитель: Трофимов В.В.

    к.ю.н., доцент 
 
 

    Тамбов-2011 

    План: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.   

     На  относительно раннем этапе своего исторического  развития юридическая техника и  в целом культура римского права  обнаружили потребность к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В конце II — начале III вв.  юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист — Юлий Павел — свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196—295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, подразделявшихся на титулы, и включал, что было главным, подлинные и полные тексты прежних актов.

       Несколько позднее был составлен  еще один аналогичный Кодекс  Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291—365 гг. Но и тот, и другой были частными кодификациями, правда, получившими официальное признание. 

       В V в. при императоре Феодосии  был издан (по образцу предыдущих) уже официальный сборник императорских  конституций — Кодекс Феодосия (438 г.) в 16 тематических книгах. В  кодексе впервые был произведен  отбор только действующего законодательства. Все впоследствии изданное императорами  обобщалось в виде собраний  т.н. новелл — Novellae leges. Но с падением Западной Римской империи в исторической жизни римского права образовалась своего рода пауза. Ситуация стала меняться только с приходом к власти императора Юстиниан (527—566). Юстиниан был последним императором, который сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Согласно некоторым авторам, это последний римский правитель, а согласно другим — первый византийский правитель. Понимая, что государство основывается не только на силе оружия, но и на праве,  Юстиниан пытался вернуть стабильность римскому государству путем создания единой правовой системы. В ходе проведения политических и правовых реформ им была реализована и всеобъемлющая кодификация права, которая и создавала единую правовую систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1. Происхождение кодекса императора Юстиниана 

     При рассмотрении положения юридической  науки в Византии в VI веке в центре внимания должны стоять, прежде всего, крупнейшие своды позднеримского и византийского права, которые были созданы по распоряжению императора Юстиниана целым коллективом византийских юристов VI века. Система римского права создавалась на протяжении многих веков. Древнейшим пластом римского писанного права являются законы XII таблиц (Leges deodecim tabularum). Законы XII таблиц являлись записью устного права, обычая, которое было произведено в V веке до н.э. и стало важной вехой в становлении и развитии системы римского права. Но законы XII таблиц не могли отразить всей многообразной сложности жизни. Они дополнялись постановлениями сената, плебисцитами, преторскими эдиктами.

     В 130 году юрист Сильвий Юлиан свел воедино и обобщил преторские эдикты в “Постоянный эдикт”. Впоследствии юристы писали комментарии к этому эдикту. Но юридическая мысль Рима продолжала развиваться, стремясь дать ответы на новые возникающии вопросы и ситуации. Императоры издавали эдикты, толканием законов занимались императоры и специальные люди, наделенные правом толковать законы от имени императора (jus respondendi). Ответы или советы юристов (responsa prudentium) приобретали официальный характер, то есть были обязательны для должностных лиц - магистров и судей. Консультации (советы, ответы) таких уполномоченных знатоков давались обычно в письменном виде за печатью (sagnita responsa). Даваемые юристами толкования законов или сочинения, посвященные законодательству, назывались эксгеза или комментариями (commentarii). Юристы составляли сборники казусов (причин, прецедентов) о тех или иных юридических событиях. Такие сборники чаще всего именовались сентенциями (sententiae) или книгами вопросов (libre quaestionum).

     В тех случаях, когда юриста излагали законы в систематическом порядке, их сочинения назывались “Digesta”. С III века юридическое творчество Рима ослабевает. Чиновники ссылаются на разнообразные мнения и толкования, что делало систему римского права все более запутанной, громоздкой и неповоротливой. Более того, многие нормы устаревали и не отвечали тем требованиям, которые предъявляла действительность. Уже император Феодосий II имел мысль сделать общий пересмотр всей юридической литературы и переработать ее в единый, цельный свод. Но мысль эта осталась при нем неосуществленной. Выполнение этого плана, и при том в очень широком масштабе, составляет огромную заслугу императора Юстиниана и его ближайшего помощника в этом деле Трибониана, чей титул соответствовал примерно должности министра юстиции. 
 

2. Задачи и процесс кодификационных работ при Юстиниане  

     Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.

     Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских  законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной послеклассической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделанных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несравненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.    
 

3. Объем кодификации  

     Предыдущие  своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности в области некоторых нововведений.

     Характерно  было стремление соединить разнообразные  ветви римского права (например, цивильное  и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты (mancipatio, in iure cessio, fiducia) (см. пп. 196, 197, 407 и др.). В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis contestatio) (см. пп. 53, 74, 449). Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами. Колоссальный труд составления Юстиниановского свода было выполнено в несколько приемов и в сравнительно короткий срок. Прежде всего внимание Юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания Codex Theodosianus. Ho Юстиниан возымел более широкую мысль—пересмотреть и прежние кодексы (Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан 13 Февраля 528 г. назначил комиссию из 10 человек, среди которых находился и упомянутый Трибониан. Через год комиссия окончила свою работу, и 7 Апреля 529 г. указом «Summa reipublicae» был обнародован Codex Justinianus, отменивший собою три прежние.

     Собрав  и систематизировав leges, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к jus vetus. Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. 15 Декабря 530 г. указом «Deo auctore» - он дал Трибониану соответствующее поручение, предоставив ему самому выбрать себе помощников. Трибониан составил комиссию из 15 человек, между которыми были четыре профессора юриспруденции из Академий Константинопольской (Теофил и Кратин) и Беритской (Доротей и Анатолий) и 11 адвокатов. Комиссия имела пред собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пяти привилегированных в lex Allegatoria юристов, но и всех вообще классических юристов; из всех этих сочинений она должна была сделать извлечения, причем все устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены; наконец, весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, именно 16 Декабря 533 г. указом «Tanta» или «Dedwƒen» этот огромный свод, получивший название Digesta или Pandectae, был опубликован, а с 30 Декабря того же года вступил в действие.

     Одновременно  с работой по составлению “Дигест”, под общим руководством Требониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название “Instituiones”. 21 ноября 533 года указом “Cupidae legum juventuti” Институции были санкционированы, причем они получили силу, равную силе всех других частей свода.

     Все обнаруженные в ходе кодификационной  работы противоречия были разрешены  императорскими указами, которые также  объединили в единый свод. Этим составление  Свода законов было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами  и некоторые из них имеют весьма существенное значение. Юстиниан имел намерение с течением времени  собрать и новеллы в единый свод, но осуществить своей мысль  он не успел. Эти новеллы были систематизированы  после смерти Юстиниана и составили  заключительную часть юстиниановского законодательства. Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

     Ho пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: самая эта работа вызывала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Как было только что сказано, комиссия должна была устранять все встречавшиеся между юристами контроверзы, но некоторые из этих контроверз по докладу комиссии были разрешены самим Юстинианом, причем эти решения были объявлены в виде указов; сохранилось известие о 50 подобных указах—т. н. quinquaginta decisiones. Ho и независимо от этого многие вопросы требовали пересмотра, и действительно в течение этих лет мы видим чрезвычайно оживленную законодательную деятельность: в 529 г. было издано около 80 конституций, в 530— около 130, в 531—около 100. Вследствие этого к тому времени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно было переработать его заново. Новая комиссия сделала это, и 16 Ноября 534 г. указом «Cordi nobis» был опубликован, в замену прежнего, Кодекс новой редакции —Codex repetitae praelectionis.

     Этим  составление Свода было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами (novellae leges), и некоторые из них имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права (напр., в области наследования). Юстиниан имел намерение также собирать эти новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Мы имеем, однако, несколько частных сборников новелл, причем новеллы рассматриваются, как последняя заключительная часть Юстиниановского законодательства.

     Все указанные части Юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII ст.), весь Юстиниановский Свод стал называться общим именем Corpus Juris Civilis, под каковым названием он известен и теперь.

     Теперь  рассмотрим более подробно каждую часть  этого огромного свода.

     Дигесты (Digesta или Pandectae- «собранное», «содержащие в себе всё») были составлены из сочинений выдающихся юристов в виде извлечений.Для создания дигестов комиссии потребовалось проработать свыше 2000 книг, изучив работы, начиная со II в. до н.э. и до конца III в. н.э. Дигесты содержат расположенные в систематическом порядке извлечения юристов по различным вопросам толкования и применения права. За 3 г. комиссия собрала 50 книг антологии, разделённой на 432 тематических титула: книга 1 говорит о формах права, праве лиц, классификации вещей и о должностных лицах империи; книги 2-46 следуют с некоторыми отклонениями порядку эдикта; книги 47-48 посвящены уголовному праву; 49-я апелляциям, финансам и военному праву; 50-я муниципальному и международному праву.

     Дигесты объединяют выдержки из 275 сочинений 39 юристов, каждая из которых сопровождается указанием имени автора (inscriptio), названия сочинения и номера книги. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus empti venditi», «Locati conducti» – «Об исках купли-продажи», «найма» и т.д.); только книги 30-я, 31-я и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие «de legatis» (о легатах, то есть завещательных отказах).

     Фрагменты, составляющие каждый титул Дигест, распадаются на 3 устойчивые группы, внутри которых порядок следования сочинений, откуда взяты фрагменты, всегда стабилен: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное  право;  затем следуют цитаты из сочинений ad edictum – масса эдикта и выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики (responsa и т.д.). Иногда в самом конце находятся ещё добавочные цитаты – Appendix.

Информация о работе Кодификации Юстиниана