Конституционные гарантии правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью исследования механизма, принципов и особенностей конституционного регулирования уголовного правосудия. Конституционное регулирование этого вида правосудия, как известно, осуществляется в рамках правовой регламентации правосудия и судебной власти вообще, оно не выделяется в особый, специфический вид конституционного регулирования.
Целью работы является изучение и освещение конституционных основ гарантий правосудия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………… …..………. 3



Глава 1. Понятие и признаки правосудия………………………………..……5

§ 1.1. Характеристика основных принципов правосудия …………………… 6
Глава 2. Конституционные гарантии правосудия ……………………………..10

§ 2.1 Гарантии подсудности ………………………………………………….... 10

§ 2.2 Право на юридическую помощь………………………………...……… 14

§ 2.3 Презумпция невиновности ……..…………………………………..…….16

§ 2.4. Запрет повторного осуждения ……………………………..……………18

§ 2.5.Недействительность незаконно полученных доказательств ………..…19

§ 2.6 Право на пересмотр приговора ………..…..……………………..……...21

§ 2.7 Гарантия от самообвинения ……………………………………….…….23

§ 2.8 Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью .…24

§ 2.9.Запрет обратной силы закона ………………………………………….. 25



Заключение ……………………………………………………………………..29



Список использованной литературы ……………………………………….…31

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа - конституционные гарантии правосудия.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что деяния совершались при различных обстоятельствах, в разных местах и в разное время, суд верно оценил их, как совокупность преступлений. Наказание назначено законное, с учетом данных о личностях, наличия у двоих из них - особо опасного рецидива преступлений.

 

Все эти конституционные гарантии (ст. 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия - не допустить осуждения невиновных.

Из судебной практики:

 

Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2010 № 72-Д10-3 приговор суда был отменен, так как доказательств, подтверждающих причастность осужденного к совершению кражи, материалами дела не установлено, а вывод суда о его виновности в краже основан на предположении, что противоречит требованиям ч. 4 ст. 14 УПК РФ и является недопустимым.

 

 

 

2.4. Запрет повторного осуждения

 

В ст. 50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.

Конституционное закрепление этого принципа свидетельствует о повышенной охране прав человека при привлечении его к уголовной ответственности и осуждении. Поскольку незаконное осуждение грубо нарушает многие существенные личные, экономические и политические права человека, такая повышенная охрана вполне закономерна в государстве, провозглашенном в Конституции демократическим и правовым.

Дальнейшее развитие это конституционное положение получает в нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П: «Конституционному запрету повторного осуждения за одно и то же преступление корреспондирует закрепленный в Уголовном кодексе Российской Федерации принцип, в силу которого наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, и запрещается возложение уголовной ответственности дважды за одно и то же преступление (части первая и вторая статьи. Это означает, что принцип «non bis in idem», как он установлен Конституцией Российской Федерации и регулируется уголовным законодательством Российской Федерации, исключает повторное осуждение и наказание лица за одно и то же преступление, квалификацию одного и того же преступного события по нескольким статьям уголовного закона, если содержащиеся в них нормы соотносятся между собой как общая и специальная или как целое и часть, а также двойной учет одного и того же обстоятельства одновременно при квалификации преступления и при определении вида и меры ответственности.

Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и подлежит обязательному учету правоприменителем при квалификации преступного деяния»[5].

 

2.5. Недействительность незаконно полученных доказательств

 

Запрет использования доказательств, полученных с нарушением закона, является одной из сторон презумпции невиновности. На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Человек должен быть гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и этому служит норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Даже в том случае, когда, например, следственные органы, проводя несанкционированный обыск на квартире у подозреваемого, обнаруживают там склад оружия или наркотики, полученная информация не должна признаваться как доказательство.

Несмотря на то, что эти доказательства могут свидетельствовать о действительном совершении преступления, их постановка в основу обвинительного приговора невозможна из-за того, что незаконность получения ставит под сомнение их достоверность. Кроме того, нарушение закона при добывании доказательств всегда нарушает права человека, которые провозглашены Конституцией как высшая ценность. В этом случае сама по себе благородная цель — раскрытие обстоятельств совершения преступления — не оправдывает средства — совершения другого нарушения закона (что в ряде случаев является преступным) и нарушения прав человека.

Не имеет правового значения, каким органом добыты незаконные доказательства: органами дознания, предварительного следствия или суда. Главное — они не могут лечь в основу обвинительного приговора.

К незаконным относят доказательства, полученные с нарушением норм Конституции и закона, прежде всего, УПК РФ. Этот акт детально регламентирует весь ход дознания, предварительного следствия и судебного процесса по уголовным делам. Он предусматривает гарантии защиты прав подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на всех стадиях. Нарушение любой из статей УПК РФ признается нарушением закона, следовательно, доказательства, добытые в этом случае, считаются незаконными, например, показания, полученные под влиянием угроз, насилия, обмана, незаконного психологического воздействия и иных недозволенных методов.

Исходя из этого, не могут быть признаны в качестве доказательств данные, получение которых было сопряжено с нарушением конституционных норм о правах человека, в том числе нарушением права на охрану достоинства личности, на запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, права на неприкосновенность частной жизни, жилища и т.д.

Из судебной практики:

Определением Верховного Суда РФ от 13.07.2010 № 11-О10-74 оправдательный приговор по делу о незаконном обороте оружия и боеприпасов оставлен без изменения. Протокол обыска по месту жительства оправданного, а также связанные с ним протокол осмотра изъятого оружия и заключение судебно-баллистической экспертизы признаны недопустимыми доказательствами, поскольку органы расследования нарушили требования ст. 166 УПК РФ при производстве обыска. Иными доказательствами объективные сведения о незаконном хранении оружия и боеприпасов не подтверждаются[6].

 

2.6. Право на пересмотр приговора

 

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок, порядок его осуществления регулируется Уголовно-процессуальным кодексом. Помилование — освобождение от наказания или замена его другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

Право каждого осужденного на пересмотр приговора в отношении него вышестоящим судом является дополнительной гарантией от незаконного или необоснованного привлечения человека к уголовной ответственности, так как оно обеспечивает дополнительную проверку законности и обоснованности осуждения.

Пересмотр приговора, не вступившего в законную силу, осуществляется вышестоящим судом в кассационном порядке по жалобе осужденного, его адвоката, потерпевшего, протесту прокурора. Обращение в кассационную инстанцию влечет обязательный пересмотр приговора, если жалоба была подана в установленный УПК РФ срок - в течение 7 суток со дня вынесения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения копии приговора. Результатом рассмотрения дела в кассационном порядке может быть оставление приговора в силе, смягчение назначенного наказания или применение закона о менее тяжком преступлении. Суд в этом случае не может применить более строгое наказание или применить статью УК РФ, предусматривающую ответственность за более тяжкое преступление, кроме случаев, когда по этим основаниям принесен протест прокурора или подана жалоба потерпевшим.

Неблагоприятное для осужденного решение суда кассационной инстанции может быть вновь обжаловано в вышестоящий суд или прокуратуру. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров допускается лишь по протесту прокурора, председателя суда, их заместителей, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Акт помилования не ставит под сомнение правильность квалификации судом деяния осужденного, правильность применения меры наказания, поскольку правосудие осуществляется только судом и вмешательство других органов в эту деятельность недопустимо. Помилование представляет собой акт прощения осужденного, выносимый от имени государства его главой. В соответствии со ст. 50 (часть 3) Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Из судебной практики:

 

Рассматривая вопрос о законодательных гарантиях реализации данной конституционной нормы, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 ноября 2002 года № 16-П указал: «Право осужденного за преступление просить о смягчении наказания является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости и законности. Данное право, гарантирует осужденному возможность смягчения его участи вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него обвинительным приговором. Оно принадлежит каждому осужденному независимо от того, за совершение какого преступления он был осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения. Признать не соответствующим Конституции РФ лишение осужденного, находящегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, а не в исправительном учреждении, права обращаться непосредственно в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания[7].

 

2.7. Гарантия от самообвинения

 

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Уголовно-процессуальный кодекс включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т. е. могут быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания, такие случаи указаны в УПК.

Закрепление в Конституции РФ нормы о праве каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и изъятие из УК РФ нормы об ответственности за недонесение о совершении преступления близкими родственниками и за уклонение от дачи свидетельских показаний, если они касаются близких родственников, свидетельствует о гуманизации нашего законодательства, его соответствии общечеловеческим ценностям. Из содержания этой статьи можно также сделать вывод о сближении норм права и норм морали, поскольку доносительство всегда считалось аморальным в сознании людей и вызывало общественное осуждение. Демократическое государство уважает человека, его чувства к близким и не принуждает его причинять им вред, даже в случаях действительного нарушения ими закона.

Конституционное право каждого - не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников - одновременно выступает гарантией права на достоинство, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

   

2.8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью

 

Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Так, закон охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права, например, они имеют право участвовать в судебном разбирательстве, знакомиться со всеми материалами дела и др. Ряд уголовных дел (клевета, оскорбление и др.) подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от потерпевшего зависит и прекращение этих дел в случае примирения с обвиняемым. Но некоторые дела, начинаясь по жалобе потерпевшего (изнасилование, нарушение авторских прав и др.), не могут быть прекращены по его желанию вследствие их повышенной общественной опасности.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба. Соответствующий гражданский иск рассматривается вместе с уголовным делом.

Права потерпевшего гарантируются Конституцией РФ(ст. 52) также и в отношении «злоупотребления властью», что означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, даже не являясь преступлением, нарушают закон. Закрепляя различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, государство тем самым создает реальный механизм судебного обеспечения прав потерпевших.

Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. (ред. от 28.12.2010) установлена система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей, экспертов, частных обвинителей, законных представителей и других лиц, включающая меры безопасности и социальной защиты.

Информация о работе Конституционные гарантии правосудия