Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:24, реферат

Краткое описание

Сформулируем основные направления, которые будут изучены и раскрыты в процессе написания данной работы:
1. Плюрализм взглядов на характер взаимоотношения государства и права;
2. Влияние государства на право;
3. Основные направления воздействия права на государства.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Плюрализм взглядов на характер взаимоотношения государства и права. 6
Глава II. Влияние государства на право. 10
Глава III. Основные направления воздействия права на государства. 18
Заключение. 24
Список используемых источников. 27

Содержимое работы - 1 файл

Соотношение государства и права.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

 

Соотношение государства и права

 

 

 

 

 

Выполнила: Омарова А.Ж.

                    Проверил:          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2010

3

 



Оглавление

Введение.

Глава I. Плюрализм взглядов на характер взаимоотношения государства и права.

Глава II. Влияние государства на право.

Глава III. Основные направления воздействия права на государства.

Заключение.

Список используемых источников.


Введение.

Теория государства и права – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений.

Это базовая общеюридическая наука, формулирующая свои выводы и рекомендации для отраслевых дисциплин. Её формирование как науки было сложным и противоречивым, так как общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов. Именно поэтому многие научные прогнозы, представления, выводы о настоящем и будущем государственно-правового устройства общества, закономерности его развития многоплановы и неоднозначны.

Предмет общей теории государства и права составляют государственные и правовые явления, закономерности их возникновения и развития, а также объективные и социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношения к другим явлениям общественной жизни.

Следует считать, что основные  понятия теории государства и права  каким-то образом соотносятся друг с другом. Именно рассмотрение этого соотношения, исследование этих связей и взаимодействий между государством и правом я поставила целью своей работы.

Мы живём в XXI веке, когда каждый человек должен  понимать как основные закономерности существования государства, в котором он живёт, так и основные закономерности развития права одновременно, то есть, исследование этого вопроса действительно является актуальным. 

Невозможно изучать государство без учёта основного его средства самоорганизации и воздействия на общественные отношения – права, и наоборот, невозможно изучать право без учёта его использования государством, «подчинённости» государства праву, без учёта государства как главной силы в обеспечении реализации права. Однако, имея в виду в процессе познания эту органическую взаимосвязь, мы можем, в зависимости от задач и целей исследований, акцентировать своё внимание либо на проблемах государства, либо на проблемах права. Фактически так дело и обстоит с «разделением труда» в науке общей теории государства и права: одни авторы преимущественно исследуют общетеоретические проблемы государства, другие – общетеоретические проблемы права. Но нельзя при этом забывать, что и те, и другие изучают связи и взаимодействия между государством и правом, представляющие собой весьма обширную сферу знаний. И именно эта сфера объективной и субъективной диалектики развития государственных и правовых явлений объединяет их в единую науку, поскольку данная проблематика (связи и взаимодействия между государством и правом) находятся между ними.

Назовём имена тех учёных, которые занимались исследованием соотношения права и государства. Так, например, Аржанов М. А. в труде «Государство и право в их соотношении» говорит о том, что с момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно. Тем не менее, государство и право - относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется: «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз»[1]. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. Как заметил С.С. Алексеев, «право существует и развивается в известном противоборстве с государством оно — мощный антитоталитарный фактор»[2].

Также проблемой занимались Бердяев Н. А., Макаров О. В., Матузов Н.И., Четвернин В.А. и другие. 

Сформулируем основные направления, которые будут изучены и раскрыты в процессе написания данной работы:

1.             Плюрализм взглядов на характер взаимоотношения государства и права;

2.             Влияние государства на право;

3.             Основные направления воздействия права на государства.

В процессе работы будут использованы высказывания различных учёных для более полного раскрытия цели и задач исследования. Таким образом, приступим к непосредственному их рассмотрению.

 


Глава I. Плюрализм взглядов на характер взаимоотношения государства и права.

Особенности реального взаимодействия государства и права в ре­шающей степени зависят от характера того общества, в котором они существуют, демократическое оно или тоталитарное, правовое или неправовое, гражданское или негражданское. Отсюда — разные воззрения на рассматриваемый вопрос.

Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства. Первый тип он называл государственным позитивизмом, который видит в государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве[3].

Здесь выражен, с одной стороны, этатистский подход к взаимосвязи государства и права, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике, а с другой - естественно-правовой, который основывается на признании прав человека как изначальной и непреложной ценности. Он только сейчас взят на вооружение и законодательно закреплен в новой российской Конституции.

Идея правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее, право не просто «спутник» государства или его «приложение», «придаток»; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от волюнтаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

В.А. Четвернин признает две концепции соотношения права и государства: позитивизм и юридический либертаризм. В позитивистском правопонимании признается тезис о сущностном единстве права и государства. Это сущностное единство означает силу, произвол верховной вла­сти, произвольно узаконенное насилие. Для позитивистов правовая сущность государства и силовая сущность права - одно и то же. Государственная власть и право оказываются воплощением одного и того же произвола.

В юридическом либертаризме сущностное единство права и государства имеет совсем иной смысл.

Если право - это не властный произвол, тогда и государство, которое устанавливает право (правовые законы), нельзя считать воплощением вла­стного произвола. Ошибочно думать, что законы, выражающие принцип формального равенства, являются лишь случайным результатом произ­вольной государственно-властной деятельности. Нельзя полагать, что государство - это чисто силовая, в сущности, произвольная организация вла­сти, и одновременно утверждать, что государство с его произвольным законодателем, пусть даже современное государство, должно признавать, со­блюдать и защищать права человека. Поэтому юридический либертаризм утверждает: право и государство суть воплощения одного и того же принципа формального равенства, равной свободы. Государство (органы властно организованного сообщества свободных индивидов) официально выражает или санкционирует нормы правовой свободы и своими властными средствами обеспе­чивает их соблюдение. Государство - необходимый и важнейший компонент правовой свободы.[4]

Проблема соотношения государства и права освещена также в учебнике Головистиковой А.Н. и Дмитриева Ю.А. Здесь выделяются пять основных подходов, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.

Первый подход получил название этатистский. Согласно ему государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.

Второй - сложился на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этого подхода возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третий - дуалистический и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воз действие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертый — позитивистский. Он базируется на философии юридического позитивизма, который был распространен в конце XIX века в Германии и России. Рассматриваемый подход проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятый подход обычно именуется либерально-демократическим. Он обосновывает идею связанности государства правом и исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.[5]

В современной литературе обычно указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1.      тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2.      либеральная (право выше государства);

3.      прагматическая (государство создает право, но связано им).[6]


Глава II. Влияние государства на право.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности»[7].

Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как таковом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество - исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как аутентичное (авторское) правотворчество, так и делегированное.

Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь «согласиться» с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Словом, власть не является единственной правотворящей силой. В известном смысле право создается всем обществом.

Но, в конечном счете, право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле «свое» право никто создавать не может. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Разумеется, если под правом наряду с юридическими нормами понимать также естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство. Однако и «прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима. Законы должны стоять на страже прав.[8]

Информация о работе Соотношение государства и права