Спелеотуризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа

Краткое описание

Спелеотуризм - это разновидность спортивного туризма, смысл которого заключается в путешествиях по естественным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, веревки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.). Открытие новых спелеотуристских маршрутов сопряжено с исследованием пещер – спелеологией.

Содержание работы

Введение 2
Организационные вопросы подготовки и проведения спелеопутешествий 3
Снаряжение и оборудование 6
Жизнеобеспечение 7
Передвижение 12
Исследование 16
Объективные и субъективные опасности при движении по горному рельефу. 17
Штормовые ветра 18
Туманы 22
Селевые потоки 24
Горные реки 28
Ледники 30
План спелеологических походов на 2010-2011гг. 34
Спелеологический клуб «Лабиринт» 42
Список использованной литературы 43

Содержимое работы - 1 файл

Спелеотуризм.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

     Есть  еще группа снаряжения, применяемая  для прохождения сифонов, но здесь  мы ее рассматривать не будем. 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование

     В первую очередь - топографический инструмент. В минимальный комплект входят:

     Компас. Для измерения азимутов топографического хода. Чаще используют горный компас. У него достаточно хорошая точность, и при аккуратной съемке можно получить неплохие результаты.

     Эклиметр или, проще говоря, угломер. Для измерения углов наклона. В горный компас он встроен, но точность у него не очень.

     Измерительная рулетка. В спелеологии применяются рулетки на нитяной основе. Азимут измеряют простым прикладыванием компаса к ленте, поэтому она не должна быть металлической. Длина рулетки от 20 до 30 метров.

     Пикетажная  книжка. Блокнот, в который записывают результаты измерений.

     Для других исследований применяют термометры, барометры, гидронивелиры и прочие инструменты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объективные и субъективные опасности  при движении по горному  рельефу.

     К объективным и субъективным опасностям при движении по горному рельефу  относятся:

  • штормовые ветра;
  • туманы;
  • селевые потоки;
  • горные реки;
  • ледники.

Штормовые ветра

     Перед тем как разобраться, что мы вкладываем в понятие штормовых ветров, давайте  избавимся от еще одного заблуждения, пришедшего к нам из приключенческих  фильмов. Считается, что шторм - это когда ветер свистит в винтах, и огромные волны заливают палубу, а матросы, как обезьяны, прыгают по мачтам, судорожно убирая паруса.  

     Это все, конечно, так, это все правильно, но это касается путешествий по морям  и океанам, и к нашей работе не имеет никакого отношения. 

     А вот представьте себе иную картину. Когда тихо и спокойно сыплется снег, накрывая снежным пологом нитку маршрута вашей группы. Вокруг стоит ватная тишина, такая, что слышно, как ложатся снежинки. Тепло, очень тепло и тихо. Потом вы видите, как неторопливо опускаются и закрывают гребни и вершины гор свинцовые облака, и чувствуете щекой легкое дуновение первого ветерка. Так начинается метель. Если бы у вас в руках был барометр, то вы бы увидели, как опускается его стрелка, фиксируя падающее давление. Но и без барометра все ясно. Это были последние минуты вашего спокойного движения. Это началась метель.

     

     

     Если  бы вы находились в открытой степи, где есть разгуляться ветру, то получили бы картину классической метели, когда  ветер дует постоянно или порывами в одном направлении, косо неся к  земле падающий снег. Но вы находитесь в ограниченном пространстве между ущельями, где ветру разгуляться негде. Он дует короткими и слабыми порывами отовсюду и везде, отражаясь от стенок ущелья и превращая падающий снег в беспорядочно летящие в разные стороны и с разных сторон хлопья пуха, как если бы здесь только что порвали пуховую подушку. Сразу же ощутимо темнеет, словно наступил поздний вечер, и начинает быстро и неуклонно понижаться температура. Тем не менее, сильного и постоянного ветра нет, он хлещет короткими и слабыми порывами как будто отовсюду, и двигаться, вроде бы, не мешает. Вы поднимаете глаза, стремясь увидеть тропу, и вдруг обнаруживаете, что не можете ее разглядеть. Горизонт опустился и укоротился настолько, что вы не можете разглядеть его линию и совершенно не можете понять, где кончается земля и начинается небо. Хуже того, опустив глаза к своим ногам, вы не видите грань тропы и уже не можете определить направление движения. Вот так-то вот. И никаких вам ветров, и никаких вам волн. Но вы мгновенно потеряли ориентацию в пространстве. В этой белой круговерти нет ни дна, ни покрышки, ни верха, ни низа, ни севера, ни юга. Нет ничего, кроме вас и вашей группы на дне большого котла с варящимся супом. 

     Вам остается только одно — найти площадку, недалеко от того места, где вас застигла метель, поставить базу и штормовать, потому что попытки найти наиболее выгодное для стоянки место по памяти приведут к отходу от нитки маршрута, без гарантии того, что вы найдете запомнившееся вам место, а не налетите на лавинный кулуар. Нельзя пытаться продолжать движение по маршруту, потому что вы не видите его. Движение наугад приведет к большим физическим нагрузкам и потере направления. Вы заблудитесь. 

     Нельзя  рассчитывать пересидеть метель, потому что начавшаяся метель редко заканчивается  до рассвета следующего дня. Вы все равно вынуждены будете ставить базу. Нельзя рассчитывать на сохранение относительно высокой температуры воздуха в районе вашей стоянки, потому что показателем скорого окончания метели является как раз замещение теплого воздуха на поднимающийся снизу холодный. Утро после метели всегда свежее и морозное. 

     Нельзя  рассчитывать на небольшое количество выпадения снежного покрова во время  метели, потому что показателем скорого  окончания метели является усиление снегопада перед ее концом. Основная масса снега наваливает перед рассветом и грузит палатки базы. Значит, базу нужно ставить всерьез и капитально, закрепляясь по-штормовому и не упуская мелочей. 

     Можно, однако, рассчитывать, что метель закончится перед рассветом следующего дня, потому что за ночь температура воздуха падает настолько, что изменяется кардинально уровень барометрического давления. Хотя, конечно, редко, но бывают исключения. В случаях прорыва обширных северных циклонов, метель может продлиться и два, и три дня.

     

     

     Случается, что, двигаясь по маршруту, вы внезапно оказываетесь в снежной круговерти, похожей на метель, с теми же характеристиками ветра, с так же летящим со всех сторон снегом, но, казалось бы, без  всяких поводов для этого. Не было ни повышения температуры, ни увеличения и нагнетания облачности, ни предварительного снегопада. Не было ничего, предваряющего непогоду. Это — снежный разряд. 

     Снежный разряд, почти так же, как и  слепой дождь, налетает внезапно, обычно короток и проходит так же, как  и начался, оставив после себя на зелени альпийских лугов белое безобразие, которое быстро растает после того, как разряд пройдет. Снежный разряд, в отличие от метели, можно просто пересидеть, как грозу, под штормовыми накидками. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, имея достаточное количество полевого снаряжения и голову, в нужном объеме отягощенную знаниями, можно без потерь и особых проблем штормовать в полевых условиях. 

     Однако  в условиях высокогорных маршрутов  случается соприкоснуться с одной  очень серьезной неприятностью, при столкновении с которой не удастся обойтись, что называется, «малой кровью», потому что сталкиваются с этим на больших высотах при движении по гребню, на перевалах и под вершинами. Эта неприятность называется ураганный ветер. 

     Ураган никогда не несет с собой снегопада, мало того - он может проходить при синем и ясном небе, но он поднимает с земли такую поземку, что бывает сложно различить, что-либо в двух метрах от своей руки. Скорость ветра при урагане такова, что не оставляет возможности движения ни вверх, ни вниз - сдует, а сила ветра такова, что пробивает любую одежду, выбивая все тепло. Но, самое главное, этот ветер исключает возможность постановки базы, потому что ее просто снесет. Это — ловушка, выхода из которой нет. Но при отсутствии выхода, те же ураганы оставили лазейку, которую необходимо использовать в создавшейся ситуации. Те же ураганные ветры намели в подветренных местах склонов очень много плотного снега, в объеме, достаточном для организации группового укрытия.  
 

     При откапывании снеговых пещер необходимо помнить, что вход в нее должен находиться с подветренной стороны, потому что иначе его скоро  задует и что он должен быть всегда ниже уровня пола пещеры для свободного вытекания скопившегося углекислого газа. Иначе укрывшиеся от урагана люди скоро уснут от навалившейся на них усталости и прилившего тепла. Но уже вряд ли проснутся.

     

     

     Пещеры  откапываются довольно легко, за 4–5 часов  на группу из 4–6 человек, либо лавинной лопатой, либо подручными средствами. В них достаточно тепло и сухо, потому что влага, накапливающаяся в процессе жизнедеятельности, уходит по стенам вниз, не задерживаясь, а снег, как ни странно на первый взгляд это звучит, является отличным теплоизолятором, однако же, злоупотреблять примусами, поднимая температуру до комнатной, все же не следует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Туманы

 

     Итак, туман - это просто водяная взвесь, образовавшаяся над поверхностью земли  при температурно-влажностных условиях, близких к появлению точки  росы. 

     Туман образуется ясным весенним утром над влажной землей, после прошедшего накануне дождя, под воздействием солнечного тепла. Это, так сказать, здоровая разновидность тумана, говорящая вам о том, что все уже позади и вас ждет ясный, погожий день, а туман рассеется с первыми лучами солнца. 

     Но  во всех других случаях туман предваряет наступление дождя. И если при  ясном утреннем солнце вы движетесь  по маршруту, но потом, после 10-11 часов  вдруг видите внизу белую полосу поднимающегося вверх тумана, неторопливо  заполняющего все ущелье, не сомневайтесь и не льстите себя надеждами. Скоро этот туман доберется до вас, закроет солнце, соответственно, понизится температура, повысится влажность и наступит момент каплевыпадения. Дождь начнется как бы ни откуда и будет сеяться до вечера. 

     При другом варианте развития событий туман начнет скапливаться вечером, постепенно уплотняясь и набираясь сил, но в этом случае, вероятнее всего, он прольется таким же мелким и противным дождем только утром, зато будет сопровождать вас весь следующий день. 

     Но, кроме того, что туман предваряет дождь, он сам по себе неприятен тем, что в своей массе несет воду. При стопроцентной влажности все личное снаряжение пропитывается водой довольно быстро, а потому рекомендуется вещи открыто не хранить, а увязав потуже, уложить в рюкзак. В противном случае, есть шанс получить увеличение веса переносимого вами груза до 20%. 

     Туман, конечно же, существенно снижает  видимость, но в условиях пеших переходов  это редко влияет на потерю ориентировки в пространстве.

     

     

     Однако  туман существенно снижает слышимость и меняет направление и распространение звука, потому очень часто в тумане сложно определить местонахождение его источника. Это надо учитывать. 

     Но, поскольку туман непосредственной опасности для нас не представляет, а несет информацию о подстерегающих неудобствах, отнесемся к нему с должным уважением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Селевые потоки

     Редчайшее и страшнейшее природное явление  из всех, ранее перечисленных нами. Можно по пальцам пересчитать  случаи сходов селевых потоков в  том или ином, горном районе, скажем, за последние 50 лет. Причем для этого хватит пальцев на одной руке. Однако бедствия они приносят такие и разрушительный эффект от них такой, что возникающие легенды, естественно, превозносят и их эффект, и частоту их схода во много раз. Селевые потоки меняют русла рек и очертания ущелий, сносят и создают заново озера и ледники. Я уже не говорю о таких мелочах, как мосты и дороги, дома и поселки. Все, что создал человек, кроме специальных противоселевых плотин, для селевого потока не является препятствием. Селевой поток не оставляет после себя человеческих жертв, он оставляет только пропавших без вести. 

     Как мы уже знаем, долинные ледники, медленно ползущие из-под вершин до зоны интенсивного снеготаяния, волокут в своем  объеме огромное количество снега, льда и камней, из которых впоследствии складываются морены, а сами ледники, вытаивая, становятся источниками горных рек. Проблема только в том, что язык ледника, выкладывая и расталкивая камни новой морены, делает это неравномерно, точно так же неравномерно вытаивает и сам ледник, и снег ледника, который лежит на его поверхности. Растаявшая вода скапливается в ложбинах морены, выложенных ледником. Так образуется моренное озеро, от которого берет начало горная река. Все горные реки вытекают из моренных озер. Однако, находясь на моренном озере, вы никогда не увидите истока реки, хотя точно знаете, что река появляется несколько ниже по дну ущелья. Причина в том, что дно озера выложено камнями морены, и вода питает реку, фильтруясь между камнями дна, а моренные озера не имеют свободного излива. 

Информация о работе Спелеотуризм