Первые художники Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат

Краткое описание

Художники, которые оставались дома, обучались и состояли при Оружейной канцелярии в Петербурге, при Санкт-Петербургской типографии, Кунсткамере и др. госведомствах. В 1706 году была организована Канцелярия городовых дел, которая заведовала всеми строительными работами в Петербурге и объединяла всех находившихся на государственной службе архитекторов и живописцев.

С начала века светская живопись развивается в различных направлениях от монументальной (роспись строящихся дворцов) до миниатюрного письма, украшающего предметы быта. Но все, же излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров становиться портрет – парадный, камерный, парный.

Содержимое работы - 1 файл

первые художники петербурга.docx

— 66.37 Кб (Скачать файл)

     Графика Федора Андреевича Васильева – значительное явление русской художественной культуры начала 18 века. Достигнутый  в них художественный результат  превзошел первоначальную практическую цель- восславить новопостроенную столицу. 

  1. Алексей Федорович Зубов

     (1682-1759)

А. Ф. Зубов - крупнейший русский гравер петровской эпохи, один из первых мастеров светской гравюры. Он использовал, как правило, смешанную технику - офорт с резцом. Для этого художника характерно стремление показать новое, вседетельствующее об изменениях в жизни России.

      Зубов хотел быть как можно более  точным. Владея мастерством линейного  перспективного построения, он достоверно передал особенности зданий и  садов, умело развернул глубокую и широкую панораму Васильевского  острова и северных окраин Петербурга позади дворца Меньшикова. Образ Петербурга – основная тема его творчества.

После смерти в 1689 г. отца - Федора Зубова, выдающегося  иконописца Оружейной палаты, - братьев  Зубовых, Алексея и старшего Ивана (впоследствии тоже гравера) зачисляют  туда учениками-иконописцами.

В 1699 г. Зубов был определен в ученики  к голландскому граверу А. Шхонебеку, который приехал в Россию годом ранее по личному приглашению Петра I. Шхонебек научил Зубова работе в технике офорта, резцовой гравюры и так называемой "черной манеры" - меццо-тинто. Учеба заключалась прежде всего в копировании западноевропейских образцов. Но дать Зубову столь же прочную подготовку в рисовании с натуры, анатомии, пространственных построениях Шхонебек не мог.

Гравюра в это время была не столько  определенным видом искусства, сколько  своего рода средством массовой информации, так как давала возможность получить большое количество отпечатков одного и того же изображения. Практичный Петр I широко использовал гравюру для пропаганды проводимых им преобразований и запечатления важнейших событий своего царствования. Зубов более других русских граверов отвечал требованиям великой эпохи.

В 1710-11 гг. появляется первое крупное произведение Зубова - гравюра "Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы", второй вариант которой он заканчивает уже в Петербурге. В юном "граде Петровом" он работает необычайно продуктивно и разнообразно, здесь рождаются его лучшие вещи. Это и "Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце..." (1712), и замечательные, полные жизни и динамики, сцены морских сражений: "Баталия близ Гангута" (1715), "Баталия при Гренгаме" (1721). Это и знаменитые виды Петербурга, принесшие Зубову славу "первого поэта" города: "Вид Васильевского острова" (1714), "Вид Санкт-Петербурга" (1727).

      Самая большая работа Зубова – «Панорама Петербурга»(1716) была исполнена на 4-х больших досках и изображала длинный ряд домов по набережной, а на переднем плане большие и малые корабли на Неве. В измененном виде Зубов повторил «Панораму» в 1727 году. В ней пространство четко разделено на три плана.

      На  дальнем изображены Петропавловский собор и Троицкая площадь с прилегающими строениями; на втором, главном – водное пространство с плывущими кораблями; на переднем – жанровая сцена с галантно раскланивающимися кавалерами и дамами.

Гравюры Зубова просты по композиции - это панорамы. Со "школьной" точки зрения, в них немало ошибок - в рисунке, перспективных построениях и т. д. Но в самих ошибках художника - обаяние юности, когда все ново, все впервые. Энергия молодости, ощущение начала, утра, которое пронизывает всю петровскую эпоху, живет в гравюрах Зубова. Теснятся корабли на Неве, теснятся облака на небе, бегут волны, стреляют пушки, из труб дворцов и домов идет дым, по набережным прогуливаются дамы и кавалеры, едут экипажи, резвятся собаки. Все в движении. Это не просто вид города. Это мечта, на глазах обретающая реальность, ведь многие здания, которые изображал Зубов, существовали еще только в проекте.

После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери "светлейшего" князя - Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. Он пытается устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получает. К 1730 г. его уже нет в Петербурге, он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 г. он создает  портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство - известный "Вид Соловецкого монастыря" - огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 г. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 г., а последнее упоминание о нем - 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

3. Григорий Семенович Мусикийский

Г.С. Мусикийский — художник, автор миниатюрных эмалевых портретов Петра, членов его семьи и сподвижников (эмальер). О его жизни и работе практически ничего неизвестно. Известны лишь 16 подписных его работ да несколько фактов из биографии.

      Один  из исследователей конца 19 века – П.Н. Петров, ссылаясь на виденные им исповедальные  росписи (но, к сожалению, не указавший  их местонахождения), определил  время  рождения художника – 1670 или 1671 годы. Именно это и принято в науке. Из этого следует, что в 1709-1710 годах, к которым относятся первые известные  сведения о Мусикийском, он был уже опытным, почти 40-летним мастером. За спиной его стояли многие годы работы.

      За  образец в миниатюре на эмали  брался какой-либо известный живописный портрет. Но другая техника, другой материал, другие приемы и размер приводили  к переосмыслению, а не простому копированию. Мусикийский также вводит жанр группового портрета на эмали. Например, «Портрет семьи Петра 1» (1720) – статичная, плоскостная, но яркая нарядная, праздничная композиция, идущая от традиций эмали 17 века.

      Наиболее  знаменитые портреты Мусикийского – овальные парные изображения Петра 1 на фоне Петропавловской крепости(1723) и Екатерины - на фоне Екатерингофа (1724). Некоторые исследователи связывают эти миниатюры с 20-летием основания Санкт-Петербурга.

     Петр  изображен по пояс на фоне насыщенно-голубого неба. Он стоит, облокотясь правой рукой с жезлом на пушку, в темном, чуть поблескивающем военном доспехе. Через левое плечо перекинута малиново-лиловая мантия, подбитая горностаем. Ярко синеет лента ордена Андрея Первозванного. В глубине, за Невой с многочисленными парусными судами,- панорама центральной части Петербурга. Портрет Екатерины помещен на фоне пышного занавеса, а справа, в глубине, художник изобразил маленький двухэтажный дворец в парке Екатерингофа – тогда еще пригорода Петербурга,- который был подарен императором жене.

      Портрет Петра Мусикийский написал, взяв за основу гравюру А.Зубова на титульном листе «Книги Марсовой». Портрет Екатерины почти без изменения скопирован с оригинала художника Ж. Натье, а вид Екатерингофа- с гравюры Ростовцева.

     В этих двух миниатюрах Мусикийского портреты расположены более свободно, умело и логично связаны с фоном. Художник уже овладел приемами пространственной композиции, преодолев свойственные ранним его произведениям черты парсунности.

      Большой интерес представляет овальная миниатюра 1716 года с парными портретами Петра 1 и Екатерины. Не совсем правильно  называть ее чисто портретной. Скорее, это сложная композиция. Между  большими портретами Петра и его  жены художник изобразил два сросшихся  сердца, соединенных ветвями. Чуть пониже - гирлянды и монограммы под коронами. Это должно свидетельствовать о нерушимом союзе Петра и Екатерины, о любви и верности. Сердца написаны на фоне условного регулярного сада, окруженного высокой стеной. Интересно, что Мусикийский дает здесь изображения, никак не связанные друг с другом, в совершенно разных проекциях. Например, сад, в отличие от лиц смотрится как бы с высоты птичьего полета.

      Тяготение Мусикийского к самостоятельным многофигурным композициям подтверждают несколько групповых портретов семьи Петра 1 , исполненных им в 1710-х – начале 1720-х годов.

      Рассмотрим  «Семейный портрет Петра 1» 1717 года. Слева, в креслах с высокими спинками, сидят Петр и Екатерина . левой рукой Екатерина указывает на стоящих рядом детей, как бы представляя их зрителю. Единую группу образует старший сын Петра – царевич Алексей, младшая дочь Елизавета и старшая Анна. А перед ними - маленькая трогательная фигурка младшего сына. В глубине слева – пышный занавес, спускающийся красивыми складками, за ним – колонны. Справа – виднеющийся в просвете кусочек голубого неба.

      Для миниатюры той поры подобные групповые  портреты были новшеством. Композиционное решение этой миниатюры говорит  о том, что Мусикийский был хорошо знаком с европейским парадным, и в том числе групповым, портретом, известном в России прежде всего через гравюру.

      К теме семейного портрета Петра 1 Мусикийский вернулся еще раз несколькими годами позже. Это миниатюра 1720 года. Традиционная композиция парадного портрета с большим занавесом в глубине развернута по горизонтали. Заметные изменения претерпели почти все фигуры, кроме Петра, у которого художник, сохранив старую позу, несколько изменил только лицо. Фигура императрицы совсем иная. Она более величественная и значительная. За образец художник взял здесь портрет, написанный в Париже в 1717 году Ж.М. Натье. Чуть повзрослели и дочери , и особенно маленький Петр Петрович. Нет уже фигуры царевича Алексея, умершего в 1728 году. Зато изображена младшая дочь Петра Наталья.

      Чем же все-таки привлекательны миниатюры  Мусикийского? В первых известных миниатюрах это праздничная цветовая гамма, но, прежде всего, удивительное обаяние и своеобразие придают его работам непосредственность, наивность восприятия мира, простодушие изображенных, явно отмеченных теплыми нотками; а это идет уже от личного отношения художника к своим моделям.

      Постепенно, год от года, возрастает мастерство художника. В его работах 1720-х  годов уже не только более интересные композиционные построения, но и хороший  рисунок, более строгая и благородная  колористическая гамма. Мусикийский обращается теперь и к другим жанрам.

      Удивительное  благородство и красота цветовых сочетаний, общая живописность отличают его религиозную композицию 1720 года. «Плач богоматери» - небольшая овальная миниатюра, вставленная в панагию, украшенную большим количеством драгоценных камней. Богоматерь изображена в темно-синей одежде и столь типичном для Мусикийского по тону малиново-лиловом покрове. Безжизненно тело Христа у нее на коленях. Вся композиция представлена на фоне грозового неба с очень тонкими переходами серого цвета от почти белого до глубокого мрачно-темного. Художнику прекрасно удалось передать цветом трагичность сцены,- и в этом проявилась сила живописного таланта. 
 

    4.Русский  портрет первой  трети 18 века.

Два его  полюса: Иван Никитин и Андрей Матвеев. Первые гоф-малеры, придворные портретисты. От них – начало двух путей в русском портретном искусстве.

Они работали для Петербурга: трезво мыслящий Никитин, лирик Матвеев. От творчества обоих город сохранил крупицы. Но если рядом с именем Никитина мы не видим других – единомышленников или учеников,- то Матвеев открыл потомкам многие имена. Имена учившихся у него. Работавших с ним.

    4.1.Иван  Никитин( середина 1680-х – 1753(54))

И. Н. Никитин – первый художник Нового времени. Он происходил из семьи московских священнослужителей, у него было два брата Роман и Иродион.Иван Никитин учился в Москве у И.-Г. Таннауэра. У него он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы. Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А.Шхонебек.

     Благодаря своим родственным связям был близок ко двору и выполнял портреты членов царской семьи. Начало его творческого пути знаменует портрет племянницы Петра 1 Прасковьи Иоанновны. Он подписан Никитиным 28 сентября 1714 года. Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. В портрете нарушены многие из общепринятых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Это сказывается в отсутствии должной анатомической правильности, в прямой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы.

Информация о работе Первые художники Петербурга