Урало-сибирская роспись на занятиях изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать методику организации блока занятий «Урало-Сибирская роспись» в средней общеобразовательной школе как средства активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся.
Исходя из цели, мы определили задачи:
Изучить и систематизировать искусствоведческие материалы по теме Урало-Сибирская роспись: ее историю возникновения, технику, семантику.
Обобщить педагогический опыт изучения Урало-Сибирской росписи на занятиях с детьми.

Содержимое работы - 1 файл

ппп.docx

— 94.21 Кб (Скачать файл)

Только  вятские красильщики вводили  в росписи мотивы льва в паре с  птицей-павой. У кармакских же мастеров излюбленный зооморфный мотив — забавные, симпатичные совы. Обрамления вятичей были очень живописны, отделывались «под царские кудри», «под лепнину», «под изразец». Композиционное построение у них стройное, уравновешенное, симметричное. Кармакские художники заключали свои композиции в простые, графичные рамки. Что же касается фантазийности, изобретательности, художественной емкости в построении композиций и выборе мотивов, то кармакские мастера работали значительно интереснее вятских.

  В целом же роспись тех и других выполнялась в едином стилистическом ключе, достигая большой звучности красок и их разнообразия.

   Русское народное искусство необычайно многогранно. Начиная от громадных храмовых построек, крестьянских изб, мельниц, амбаров и кончая одеждой и всей домашней утварью.  

 

1.3. Роспись предметов быта 

  На Урале и Зауралье существовали глубокие традиции в росписи предметов быта — мебели, женских орудий труда, утвари и посуды. Прялки появились в далекие времена язычества, когда человек начал делать нить. Древние символы, которыми украшали прялки, утратили свой религиозный смысл, став просто декоративными элементами. Круглые розетки означали когда-то древний символ солнца, вихревые розетки — древний знак грома, цветущее дерево — символ весны и плодородия земли.

В уральской  деревне девочек, начиная с семи лет, учили прясть, садили за детскую прялку. С возрастом отец покупал или делал взрослую прялку, нередко они передавались по наследству от матери. Прялки были свадебным подарком, женихи делали их сами, вкладывая в эту работу все свое мастерство и душу. Чтобы одеть крестьянскую семью, женщинам приходилось трудиться каждый день.

В экспозиции музея находятся прялки двух типов: наиболее ранний, древний — коренушка, которая выдалбливалась из цельного куска елового дерева, ствола и корня, и более поздний — точеная прялка.

В Алапаевском регионе крупных «заведений» по изготовлению прялок не было. Этого и не требовалось. В каждой деревне было много хороших мастеров.

В Алапаевском районе в основном были распространены прялки-коренушки. Лопасть прялки делали широкую, немного изогнутую поперек, чтобы лучше прижимать куделю. Резьба на лопасти делалась редко. Стояк у прялки тонкий, его украшали трехгранно-выемчатой резьбой и раскрашивали. К донцу прялки стояк находился под тупым углом. Донце раскрашивали одним тоном, иногда разделывали «под мрамор». Алапаевские прялки имеют некоторое силуэтное сходство с вологодскими. Точеные прялки в Алапаевском регионе появились только во второй половине XIX в. А вот в Белоярском районе было налажено их производство, поэтому коренушки здесь встречались реже.

Прялки расписывались в одно время с избой. В основном, на красном фоне, на красно-оранжевом, зеленом, синем, немного — на коричневом и желтом. Мотивы в росписи прялок аналогичны настенным, только модуль взят другой. Цветы, гирлянды, ягоды, листья, стебли, птички. В композициях больше изображается букет, встречаются также: вазон, древо, ветка (рис.8,9).

 Красильщики, чтобы угодить хозяйке дома, очень нарядно оформляли прялки. Такая прялка выявлена в селе Коптелово у Калининой Варвары Тимофеевны. На красно-оранжевом фоне большой пышный букет синих и коричневых цветов с зелеными листьями. Внизу букета изображены две синие птички. Роспись веселая, праздничная. Вся композиция заключена в рамку. Если прялка расписывалась для замужней женщины, то изображались две птички, а если для девушки одна.

Очень забавно выглядят детские прялочки. В селе Ялунинском, у Малыгиной Марии Петровны, найдена такая прялочка, расписанная с обеих сторон. На одной изображена зеленая ветка, на которой сидит смешная нахохлившаяся синяя птичка. Такая же птичка на оборотной стороне — на виноградной лозе.

Такое же внимание в росписи женских  орудий труда художники уделяли  швейке, на которой женщины шили одежду, скатерти, рушники, полога, носовой  платочек милому. Швейки оформлялись  изящно, с большим вкусом. В декорировании швеек главенствовали резьба или токарная работа, а потом уже делалась роспись. Формой многие швейки напоминали Эйфелеву башню или колокольни церквей. Оформлялись они просечной резьбой в три-четыре яруса, между ярусами наносилась трехгранно-выемчатая резьба. Расписывались швейки многоцветно. Как и прялки, швейки делились на два типа: коренушки и точеные. Стояки точеных швеек нередко расписывали разноцветными яблоками. В донце, у основания стояка, выдалбливалось гнездо, ящик для хранения ниток и иголок. К головке швейки прикреплялась льняная тряпочка, за которую крепили ткань.

На Урале  также был распространен бурачный промысел: изготовление и роспись бураков-туесов. В бураках хорошо хранилась пища в поле, на покосе. Использовали их и для сбора ягод.

Центры  бурачных промыслов: Нижняя и Верхняя  Салда, Нижний Тагил.

Только  в Нижней Салде было 15 таких центров. Позднее изготовляли белые бураки, т.е. не раскрашенные, в Арамашевской, Махневской, Красногорской волостях. В XVII и XVIII веках белые бураки украшали тиснением при помощи металлических чеканов. В начале XIX в. тиснения стали расписывать. В конце XIX и в начале XX вв. от тиснения отказались и только расписывали.

Роспись нижнесалдинских бураков отличалась от росписи нижнетагильских. В Нижней Салде бураки расписывали на ярких фонах - красном, светло-зеленом, оранжевом, красно-вишневом, сиреневом. Композиция росписи была несложная, компактная и емкая. Мотивы: ветка, цветок, иногда букет или травяной орнамент «трава-вьюнок». Письмо слабое, неуклюжее.

Нижнетагильские бураки расписывались профессионалами, их композиции симметричные, хорошо уравновешенные. Сюжеты росписи сложные. Например, на одном из бураков на темно-зеленом фоне изображены два букета цветов с виноградной лозой, головкой сахара и свечой. Во время росписи избы украшались также сундуки.

Помимо  этих предметов, росписью украшались коромысла, вальки, жбаны. Росписью и резьбой декорировались также набелки кросен.

Знакомство  с уникальной коллекцией Нижнесинячихинского музея-заповедника дает некоторое представление о еще одном пласте народной художественной культуры, расширяет наши познания в области духовной и творческой жизни уральцев. 

1.4. Техника Урало-Сибирской росписи

Домовая роспись выполнялась масляными  красками. Техника письма была несложной, почти не применялся трафарет, в  изобразительном плане — очень живописна. Кисть художника не шла рабски по контуру, не раскрашивала ранее намеченный рисунок, а самостоятельно строила и творила. Орнамент создавался сразу, «на глаз», в результате чего изображение получало свежесть, сочность и наивную непосредственность. В росписи преобладали цветные тона: зеленый из местных минеральных красителей, оливково-зеленый, суриковый.

Обычно  народные живописцы брали в поездку  краски, на месте их растирали, используя  олифу. После подготовки поверхности  — выравнивания, очистки пемзой, шпаклевки или склеивания тканью, делалась окраска, грунтовка (на два-три раза).

По готовому фону наносились пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов и пальцами делалась «подмалевка», мелкие ягодки выполнялись без нее. Отделка делалась кистями: мастер моделировал форму мотива, сердцевину, лепестки цветов и прописывал задуманный рисунок листьев. Каждая краска наносилась своей кистью. Нередко применяли беличьи хвосты, заячьи лапки. Основной прием уральской росписи получил название «разбел». На кисть брали две краски — основную и на кончике — белила. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Таким образом, белильную оживку выполняли одновременно с цветной прокладкой. Этим самым достигался очень живописный эффект в росписи, звучность ее красок: постепенный медленный переход от одного цвета в другой, неповторимая игра цветовых оттенков, когда живописные мазки просвечиваются один из-под другого, создавая свечение нижних слоев из-под верхних, мягкость и нежность очертаний рисунка. Эта особенность уральской росписи была замечена при исследовании.

Оранжевые цвета имели в росписи до четырех  тонов; голубые — до трех. Например, синий цвет имел темно-синие, звонко-васильковые и бледно-голубые тона. Когда роспись подсыхала, для объединения отдельных деталей в букет, куст, ветку, гирлянду, наносили черные приписки и цветные травки. Они придавали композиции орнаментальность и форму, задавали определенный ритм. Участки, намеченные для разделывания «под мрамор», «под орех» (двери, комоды, нижняя часть стен), растушевывались по сырой грунтовке в нужный цвет.

   В урало-сибирской росписи применяют небольшое количество цветов, причем Большая роль отводится цветному фону. Он позволяет достигать звучности росписи при относительно небольшой яркости отдельных красок. Этому же способствует композиционный прием, когда живописное поле обрамляют другим, контрастным цветом, например, оранжево-красный — кобальтово-синим, голубовато-зеленый — киноварно-красным и т.п.

   Для урало-сибирской росписи характерен достаточно необычный способ держания кисти и выполнения при ее помощи рисунка. Кисточку кладут на слегка расставленные последние фаланги указательного и среднего пальцев, сверху кладут большой палец, прижимая таким образом кисть, а мизинец и безымянный палец слегка поджимают. В процессе работы мизинцем можно слегка опираться на расписываемую поверхность (7).

    Роспись выполняют, передвигая вращательным движением кисть вперед и назад. Движение руки при нанесении элементов росписи, особенно графических, должно совершаться плавно, непрерывно, совершаемым как бы на одном дыхании. Спиралевидное движение должно быть ровным и слитным.  
    Основным живописным элементом, лежащим в основании главных мотивов, например, ягодки и цветка, является разживка. Обычно она выполняется белой краской, что и послужило причиной для того, чтобы дать ей название разбел. Различие разбела и разживки состоит в том, что первый выполняется только белой краской, а второй - краской почти любого цвета, в том числе и белого.  
     Белой краской разживку выполняют только в тех случаях, когда фон выполнен темной краской, например, кричневой, синей или зеленой. Хорошо смотрится разживка белой краской, когда фон выполнен ярким цветом - оранжевым или красным. В случае, если для фона вы выбрали светлые тона - голубой, желтый, золотистый, то разживку лучше выполнять синим или черным цветом.  
    Основная функция разживки - придать гармоничность сочетанию нередко контрастных цветов.Именно благодаря разживке можно не стремится к тому, чтобы цвета красок, применяемых при росписи, сочетались между собой. Благодаря разживке существует также возможность работать только чистыми красками и избежать их смешивания. Кроме того, разживка придает мотивам объемность.  
   Кисть при выполнении разживки, а также всех мотивов, включающих этот прием, должна стоять почти вертикально по отношению к поверхности, на которую наносится рисунок. Наклонять ее в сторону той части, на которую нанесена краска моделирующего цвета, следует совсем немного.

 Благодаря этому мазок приобретает четкие ровные границы с наружной стороны и мягкий переход от цвета разживки к основному цвету подмалевка.  
   Выполняется Урало-Сибирская роспись в несколько этапов: сначала тонируют расписываемую поверхность, затем после ее высыхания наносится изображение, причем, определенным образом: на один конец кисти берут краску того цвета, каким будет выполняться мотив, а на другой берут белила или краску другого, моделирующего цвета. Круглую или плоскую кисть берут описанным выше способом и кладут на поверхность на поверхность изделия таким образом, чтобы след краски моделирующего цвета формировал контур мотива. Небольшой наклон в сторону кончика, на который взяты белила или другая моделирующая краска, позволяет достигнуть мягкости перехода от основного цвета мотива до его контура, а также четкости контура (9).

Приписки  и травки в урало-сибирской росписи  играют меньшую роль по сравнению  с росписями Поволжья. Но и здесь  черные приписки и цветные травки объединяют мотивы в компактный букет, плотную веточку. Вместе с тем они разбивают замкнутость отдельных форм, связывают их с фоном, увеличивая узорность последнего, усилив впечатление орнаментальности всей композиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Методика организации  блока занятий  «Урало-сибирская  роспись» 

2.1. Тематическое планирование  блока занятий  «Урало-сибирская  роспись»

   Значение изучения народного искусства - возрастающий интерес к национальной истории, культуре и народным традициям - все это повышает духовный потенциал страны. «В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность формировать общекультурный интеллект личности, приблизить ее к природе, как началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры и обрести милосердие, терпимость, уважение к человеку» (Гачев Г.Д.).

  Народное искусство- фундамент мировой художественной культуры. Научной разработкой теоретических вопросов народного искусства занимались: А.В. Бакушинский, В.С. Воронов, А.Б. Салтыков, В.М. Василенко, И.Я. Богуславская и другие.Тема «Урало-Сибирская роспись» представляет интерес для изучения ее на занятиях ДПИ в рамках знакомства с народными традициями России и актуальна в качестве изучения как одного из региональных компонентов Урала. Эта роспись является живописной за счет техники двойного мазка, она единственная домовая роспись и в этом ее уникальность.

Информация о работе Урало-сибирская роспись на занятиях изобразительного искусства