История общественных движений и политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций

Краткое описание

Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.

Содержимое работы - 1 файл

История общественных движений и политических партий.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Слабой стороной ПСР на протяжении всей ее истории была ее организация. Как уже отмечалось, первый съезд партии принял «Временный организационный устав П.С.Р.».

Устав предусматривал, что членом ПСР является всякий, принимающий программу партии, подчиняющийся ее постановлениям и участвующий в одной из партийных организаций. Основными принципами построения и деятельности партийных организаций признавались: а) выборное начало, временным коррективом к которому является право кооптации; б) установление «живой и органической связи между партийными работниками» путем осведомления о положении дел на местах и взаимного контроля сверху вниз и снизу вверх; в) строгое подчинение партийной дисциплине «при развитии начал самодеятельности отдельных элементов партии». Высшей инстанцией являлся съезд партии, который должен был собираться не реже одного раза в год. (На практике эта периодичность не соблюдалась. За всю историю партии состоялось лишь 4 съезда). Идейное и практическое руководство партией возлагалось на ЦК, избиравшийся съездом в числе 5 членов. Избранному ЦК предоставлялось право пополнять свой состав путем кооптации, но не более чем 5 членами. (На 1-м съезде в ЦК были избраны Е.Азеф, А.А.Аргунов, М.А.Натансон, Н.И.Ракитников и В.М. Чернов). При ЦК создавались специальные комиссии или бюро, ведавшие вопросами: крестьянским, рабочим, военным, литературно-издательским, техническим и др. Существовал также институт разъездных агентов.

К высшим органам партии относился и ее Совет, который состоял из членов ЦК, представителей всех областных комитетов, а также представителей Московского и Петербургского комитетов. Созывался Совет по мере надобности по инициативе ЦК или половины общего числа областных комитетов для решения неотложных вопросов тактики и организационной работы. (Первый Совет ПСР состоялся в мае 1906 г., последний, 10-й – в августе 1921 г.).

На 5-м Совете партии в 1909 году Устав был дополнен пунктом об обязательности членских взносов, но дополнение это так и не стало нормой партийной жизни. Финансы партии составлялись главным образом из пожертвований состоятельных членов партии и лиц, сочувствующих ее террористической деятельности, а также за счет поступлений от различных экспроприаций.

При обсуждении программы, проекта устава и других вопросов повестки дня мнения делегатов 1-го съезда разделились.

Левое крыло, оформившееся в октябре 1906 года в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», выступало за немедленную подготовку социального переворота, проведение социализации земли и предприятий. Основной формой борьбы они считали террор.

Правое крыло явилось ядром Народно-социалистической партии (партии энесов). Его лидеры – П.Пешехонов, В.Мякотин, Н.Анненский и др. предпочитали легальные формы организации и борьбы, были сторонниками преобразований не явочным, революционным путем, не «снизу», а «сверху», с помощью государства, отстаивали принцип не социализации, а национализации земли.

Большинство же эсеровских организаций объединились на основе принятой партийной программы, предусматривавшей в качестве основной задачи свержение царизма и созыв Учредительного собрания.

Первая российская революция внесла существенные коррективы в тактику эсеров. Прежде всего во много раз возросли масштабы их деятельности. Гораздо шире и интенсивнее стали пропаганда и агитация, неоднократно увеличился выпуск предназначенной для этой цели литературы. Расширилась террористическая деятельность ПСР: если до революции на ее счету было всего 6 террористических актов, то за два с половиной года революции число их возросло до 200. В 1905 году боевые дружины эсеров действовали при Белостокском, Витебском, Гомельском, Виленском комитетах партии социалистов-революционеров, летучий боевой отряд существовал в Минске, Бобруйске, Ветке.

Эсеры не признавали революцию 1905-1907 гг. буржуазной, вместе с тем не считали ее социалистической. По их мнению, революция была «социальной», переходной между революциями буржуазной и социалистической. К движущим силам революции они относили, в первую очередь, крестьянство, затем – пролетариат и интеллигенцию, отождествляющую свои интересы с интересами трудящихся. Союз этих трех социальных сил, оформленным выражением которого должна была стать единая социалистическая партия, рассматривался ими как залог успеха революции.

Насущной задачей революции эсеры считали принятие демократической конституции, завоевание политических и гражданских свобод, используя которые они надеялись путем демократических выборов получить большинство сначала в органах местного самоуправления, а затем в общенациональном органе – Учредительном собрании. Именно Учредительное собрание должно было стать высшим законодательным органом и  определить окончательную форму правления в стране.

1905 год стал апогеем неонароднического революционного демократизма, совпавшим с развитием революции по восходящей линии. В этот период партия открыто призывает крестьян к захвату помещичьих земель, но не отдельными крестьянами, а целыми деревнями или обществами. В мае 1905 года состоялся съезд представителей партий, работающих в деревне, на котором было объявлено создание Центрального крестьянского союза Партии социалистов-революционеров. Съезд постановил призвать крестьянство ко всеобщей экономической политической стачке

Эсеры, подобно большинству социалистов, воодушевленных ростом революционного движения, бойкотировали 1 Государственную (»Булыгинскую») думу, основанную на узком избирательном праве. Однако, когда стало ясно, что идея бойкота не находит широкого отклика в стране, особенно среди крестьян, руководство партии изменило свое отношение к Думе. 1-й Совет ПСР (апрель 1906 г.) принял специальную резолюцию о Думе. Считая, что Дума не способна оправдать чаяния народа, Совет вместе с тем отмечал оппозиционность ее большинства, наличие в ней рабочих и крестьян. Отсюда делался вывод о неизбежности борьбы Думы с правительством и о необходимости использовать эту борьбу для развития революционного сознания и настроения масс. Значительным оказалось влияние эсеров на Трудовую группу, объединившую крестьянских депутатов. От имени 33 депутатов в Думу был внесен земельный законопроект, основанный на принципах эсеровской аграрной программы.

Эсеры приняли участие в выборах и провели во II Государственную думу 37 депутатов. Таким образом, ПСР стала парламентской партией. На состоявшемся в Таммерфорсе II экстренном съезде (февраль 1907 г.) была разработана думская тактика ПСР. Съезд признал необходимым создать самостоятельную думскую группу, добиваясь соглашений с левыми внутри оппозиции и стремиться к совместным выступлениям. Съезд принял также решение: если царизм покусится на II Думу, ответить на это всеобщей стачкой и вооруженным восстанием.

Эсеры вместе с трудовиками сформировали в Думе «левое меньшинство». Они выступали с трибуны Думы по большинству обсуждавшихся вопросов, особенно активно в прениях по аграрному законодательству. Эсеровский аграрный законопроект во II Думе собрал 105 подписей, в том числе большого числа трудовиков.

Поражение революции резко изменило обстановку, в которой действовала партия эсеров. Царский указ от 3 июня 1907 года о роспуске II Думы, изменявший избирательный закон от 11 декабря 1905 года, означал гибель революции.

Но эсеры не считали концом революции наступившую реакцию. Все события 1905-1907 гг. они рассматривали лишь как «пролог революции». 3-й Совет партии (июль 1907г.) определил ближайшие цели: собрание сил как в партии, так и в массах, и в качестве очередной задачи – усиление политического террора. Одновременно отвергалось участие эсеров в III Думе. Те же установки сохранила и Первая общепартийная конференция эсеров, состоявшаяся в Лондоне 21 июля – 1 августа 1908 года.

С основным докладом на 1-й конференции выступил В.М.Чернов. Он призвал эсеров идти «в профессиональные союзы, кооперативы, клубы, образовательные общества» и бороться с «пренебрежительным отношением ко всему этому «культурничеству». Не снималась с повестки дня и подготовка к вооруженному восстанию. Но сил у партии не было, она распадалась. Из ПСР уходила интеллигенция, организации в России гибли под ударами полиции, ликвидировались типографии, склады с оружием и книгами.

Сильнейший удар по партии эсеров нанесла аграрная реформа Столыпина, направленная на разрушение общины – идейной основы эсеровской «социализации».

В резолюции «О борьбе с земельным законодательством», принятой на Лондонской конференции ПСР, отмечалось, что своим земельным законодательством правительство надеется успокоить крестьянство мелкими подачками, стремится внести в него разлад, поощряя расхищение общинных земель, распылить его усиленным насаждением личной земельной собственности и хуторского хозяйства. Для борьбы с выходами из общины эсеры предлагали следующие меры: совершенствование общинных распорядков в целях большей их справедливости и согласованности с требованиями хозяйственного прогресса (переделы, правильная разверстка платежей, уменьшение чересполосицы и т.д.); пресечение выходов путем общественных приговоров; бойкот кулаков, стремившихся выделиться из общины; соглашения с переселенцами и пролетаризированными элементами деревни, желавшими расстаться с надельной землей на условиях выдачи им пособий и т.п.

В 1908 году последовало разоблачение руководителя Боевой организации, члена ЦК ПСР Е.Азефа, который с 1893 года был платным агентом полиции. Авторитет партии резко упал.

В мае 1909 года состоялся 5-й Совет партии. На этом Совете была принята отставка ЦК, признавшего себя политически и морально ответственным за Азефа, и избран новый ЦК из лиц, не имевших связей с Азефом, но не игравших до этого видной роли в партии.

О кризисе в партии эсеров говорили и возникшие в ее недрах группы «инициативного меньшинства» и «Почин».

Группа «инициативного меньшинства» представляла левое крыло в ПСР. Ее лидерами были Я.Л.Делевский (Юделевский) и В.К.Агафонов (Сиверский). Представители группы призывали очистить эсеровскую теорию от марксистских догматов и вернуться к народническим началам о роли личности и инициативного меньшинства. Они называли утопией идею всенародного вооруженного восстания против самодержавия. Единственным эффективным средством политического освобождения России, на их взгляд, мог быть только террор, проводимый инициативным меньшинством, т.е. партией. Эта группа призывала также отказаться от принципа централизма в построении партии и заменить его принципом автономии и федерации. В июне 1909 года группа «инициативного меньшинства» выходит из ПСР.

Группа «Почин» выражала настроения правого крыла партии. В нее входили ряд видных деятелей ПСР – Н.Д.Авксентьев, И.И.Бунаков (Фондаминский), С.Нечетный (С.Н.Слетов) и др. В июне 1921 года она выпустила первый и единственный номер журнала «Почин». «Починовцы» не отказывались от стратегических целей партии. Они расходились с официальной линией лишь в вопросах тактики, считая не соответствующей моменту такие ее проявления, как «бойкотизм», «отзовизм», и «боевую подготовку». Более того, «починовцы» высказывали сомнения в пользе террора, предлагали сосредоточить внимание на легальной деятельности.

Разногласия в ПСР еще более обострились в годы первой мировой войны. Начавшаяся война поставила перед эсерами новые сложные вопросы: характер войны, каким должно быть отношение к ней социалистов, можно ли быть одновременно и патриотом, и интернационалистом, как относиться к правительству, возглавившему оборону страны, допустимы ли призывы к классовой борьбе во время войны и т.п.

В первые годы войны среди эсеров преобладали оборонческие настроения. Оборонцами оказались большинство участников «Заграничного совещания центральных работников п.с.р по вопросу о линии поведения в условиях мировой войны» (22 августа 1914 г.,  Швейцария). Если война возникла, рассуждали они, то социалистам нужно защищать родину. Не отрицая политическую борьбу с правительством и во время войны, они вместе с тем подчеркивали, что эта борьба должна вестись методами, не подрывающими непосредственно национальную оборону.

Последовательно интернационалистскую позицию отстаивал на совещании М.А.Натансон. Он исходил из следующего положения: социалисты даже во время войны не должны забывать о том, что интересы правящих классов и интересы народа остаются противоположными и поэтому социалисты не могут становиться на позицию единства нации.

Левоцентристской была точка зрения В.М.Чернова, который считал, что царское правительство ведет не оборонческую, а завоевательную войну, защищает не народные, а династические интересы, поэтому социалисты не должны оказывать ему никакой поддержки. Они должны выступить против войны, стать той «третьей силой», которая призвана вмешаться в борьбу империалистических сил. Тактику эсеровской партии в этих условиях Чернов определял как «превращение переживаемого цивилизованным миром военного кризиса в кризис революционный». Прекратить войну, добиться мира без аннексий и контрибуций, подчеркивал крупнейший эсеровский теоретик, можно только объединенными усилиями всех социалистических сил.

Руководствуясь этими соображениями, В.М.Чернов и М.А.Натансон участвовали в международных конференциях социалистов-интернационалистов в Циммервальде в сентябре 1915 г. и в Кинтальской  в апреле 1916 г.

Идеи левых эсеров-интернационалистов в начале войны не пользовались сколь-нибудь заметным влиянием, но по мере ухудшения внутреннего и внешнего положения страны, нарастания политического кризиса они находили все больше сторонников.

Отметим также, что оборончество среди эсеров не перерастало в социал-шовинизм. Его представители не разделили полностью идею «классового» мира, не были сторонниками войны до победного конца с целью империалистического передела мира. Для них главным было отстоять независимость своей родины, заключить справедливый мир.

Война еще более усугубила организационные трудности в ПСР. Почти полностью были прерваны связи с эмиграцией, где находилось большинство теоретиков и лидеров партии, до крайней степени были затруднены связи между организациями внутри страны. В первые же дни войны были закрыты российские легальные эсеровские печатные органы, выполнявшие в определенной степени роль общепартийного объединяющего начала.

Таким образом, Февральская революция 1917 года застигла эсеров не в лучшем состоянии. Тем не менее им удалось за удивительно короткий срок восстановить и многократно увеличить собственный потенциал, стать одной из правящих политических партий. По темпам и масштабам своей организационной работы партия опережала другие социалистические партии. Уже 2 марта 1917 года в Петрограде состоялась конференция эсеров, на которой был избран городской комитет, исполнявший до 3-го съезда ПСР функции ЦК.

Информация о работе История общественных движений и политических партий