Королёв Сергей Павлович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:44, реферат

Краткое описание

Сергей Павлович Королёв (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - основоположник практической космонавтики, академик, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Справедливо считающийся первооткрывателем многих направлений развития отечественной космонавтики.Дважды Герой Социалистического Труда, обладатель золотой медали им. К.Э.Циолковского.

Содержание работы

1. Биография
2. СК-4, Циолковский, Красная звезда, Коктебель.
3. Болезнь.
4. ГИРД.
5. Арест и суд.
6. Баллистические ракеты.
7. Первый искуственный спутник Земли. Лайка на орбите.
8. Полет человека в космос.
9. Смерть.

Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)


  

 

 

 

Королёв Сергей Павлович

академик, основопложник практической космонавтики.


 

 

1.      Биография

2.      СК-4, Циолковский, Красная звезда, Коктебель.

3.      Болезнь.

4.      ГИРД.

5.      Арест и суд.

6.      Баллистические ракеты.

7.      Первый искуственный спутник Земли. Лайка на орбите.

8.      Полет человека в космос.

9.      Смерть.

 

    

 

 

      Введение:

 

 

   Сергей Павлович Королёв (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - основоположник практической космонавтики, академик, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Справедливо считающийся первооткрывателем многих направлений развития отечественной космонавтики.Дважды Герой Социалистического Труда, обладатель золотой медали им. К.Э.Циолковского.

 

 

 

Биография

 

   Сергей Павлович родился в г. Житомире в 1906г. Его отец — Павел Яковлевич Королёв (1877—1929) , был учителем в гимназии. Мать — Мария Николаевна Москаленко (1888—1980), купеческая дочь. Сергею было около трех лет когда его родители, вскоре после переезда в Киев, развелись и он был отправлен в г.Нежин, к бабушке и дедушке,родителям Марии Николаевной.

   Как раз в Нежине Сергей увидел первый в своей жизни полет аэроплана, совершаемый

русским летчиком Уточкиным. Это зрелище очень впечатлило будущего конструктора, возможно благодоря увиденному Сергей и посвятит свою дальнейшую жизнь проектированию летательных аппаратов.

   В первый класс пошел в Одессе в 1917г., однако, в скором времени, из-за начавшейся революции гимназию закрыли.Обучение продолжалось дома, его мать и отчим - Георгий Михайлович Баланин — были педогогами, отчим имел и инженерное образование. Видя заинтересованность Сергея в авиации отчим записал его в модельный кружок. В 1922г. открывается одесская стройпрофшкола, в ней преподают лучшие педагоги, туда и поступил 15 летний Сергей. За два года учебы в этой школе Сергей успел позаниматься в массе кружков, но тяга к небу была непреодолима. В 1921 он познакомился с летчиками Одесского гидроотряда, которым с интересом помогал готовить сомолеты, изучая строение моторов. Вскоре ему разрешили подняться в воздух.

Увлечение авиацией, было не единственным, так же молодой Королёв увлекался столярным ремеслом, проводя свободные часы в школьной мастерской и изготавливая детали сложной формы. Эти навыки очень пригодяться ему позже, при постройки планеров.

  

   В 1923 г. было образовано общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). Сергей

стал членом этого общества.Сконструировал свой первый планер.

Знания по планеризму, истории авиации юноша приобрел самостоятельно, читая

все книги, которые только мог достать.

   Сергей хотел получить высшее образование и в 1924г. подал заявление на обучение в Академию воздушного флота, однако с поступлением возникли сложности, связанные с тем что Королёву не было еще 18 лет и тем, что он не служил в Красной Армии. Сергей поступил в Киевский политехнический институт, на механический факультет, где началось обучение авиационных инжинеров. Сергей хорошо, увлеченно и усердно, учился. На факультете он был одним из самых молодых студентов,но не смотря на это считался и одним из образованнейших студентов.

   Во время учебы приходилось работать, совершенно по разным специальностям: и разносчиком газет, и грузчиком, и кровельщиком. Однако заработанных денег практически ни на что не хватало.

   Обладая высокой трудоспособность Сергей проявлял интерес не только к техническим наукам, но так же и к литературе, архитектуре, интересуясь ими больше для общего развития, по настоящему он любил только авиацию. Особого внимания удостаивались лекции авиационного конструктора Туполева читающего студентам курс по самолетостроению. От Туполева не могло ускользнуть усердие и интерес Королёва к его предмету и конструкторству, он уважал Сергея. В дальнейшем даже называя его одним из талантлиевейших своих учеников. Без внимания Сергей так же не оставлял работы Циолковского, поражаясь увеннности с которой тот говорил о возможности познания и освоения человеком вселенной.

   В институте  был планерный кружок, куда он разумеется ходил. Работая много и с удовольствием Сергей зачстую оставался на ночь в мастерской, точно, до малейших деталей отрабатывая модели, за ним никода ничего не доделывали. Построенные в мастерских института модели участвовали во всевозможных выставках, получая высокие оценки. В кружке было заведено, что тот кому принадлежит разработка и постройка планера, тот на нем и летает. Один из таких полетов едва не лишил мир этого гения еще в юности. При испытании построенного с товарищами КПИР-3 Королёв случайно посадил планер на кучу мусора, из которой торчала труба, ей он и был травмирован. Пролежав несколько дней Сергей поправился.

   В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Королёв перевелся в Москву в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. В марте 1927 года Сергей окончил планерную школу. В мае того же года, на выставке межпланетных аппаратов, происходит знакомство с работами Ф.А. Цандера, попадает в руки работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», что заставляет молодого человека гораздо более внимательно относиться к полетам в космос, а как следствие и ракетам.

   В сентябре 1927г. Королёв отправляется в Крым, на планерные состязания в Коктебеле, где его включили в тренировочную группу. Именно в Крыму его одолела мысль сделать планер собственной конструкции.

СК-4, Красная звезда, Коктебель, Циолковский.

   На последнем курсе МВТУ Королёв проходил практику в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро А.Н.Туполева. Одновременнно конструируя лехкомоторный двухместный самолет СК-4 в качестве дипломной работы и трудясь на авиационном заводе в Филях. Руководил дипломной работой Туполев. Королёв был настроен собрать что-то, что не было бы похоже на все остальное, самолет расчитывался на максимальную дальность полета. Был продуман до мельчайших деталей, что поражало и вызывало уважение коллег по цеху. Одобренный руководителем двухместный самолет был построен и испытан.

   В том же 1929г. Происходит, важнейшая для дальнейшего ракетостроения и освоения космоса, встреча Королёва и Циолковского, она произвела на Королёва неизгладимое впечатление, поселило в его душе страстное желание полета к звездам, желание строить ракеты и летать на них.

   В сентябре 1929г. Королёв со своим коллегой Сергеем Люшиным представили на планерных соревнованиях планер собственной конструкции названный «Коктебель», на этом же планере находясь в воздухе больше четырех часов Королёв установил рекорд парения.

   Следующим изобретением этого талатливого конструктора был планер Красная звезда, строение этого планера вызывало немало сомнений по поводу способности парить вообще, но не смотря на это планер был допущен к выступлению на Всесоюзном слете планеристов в октябре 1930г. На нем выступал летчик-испытатель В.А. Степанченок, выполнивший на этом планере первую в истории петлю Нестерова.

 

Болезнь.

   Королёв на выступлении в октябре 1930г. не присутствовал, в это время его одолела тяжелая болезнь. Он заболел тифом. Болезнь прошла с осложнениями, в виде сильных головных болей, потребовалась операция. Сергей выздоровел, но это далось не легко ему и его близким. Процесс выздоровления затянулся на несколько месяцев, в течении которых он вынужден был отказаться от работы. Королёв тосковаал по любимому делу и как только стал чувствовать себя лучше тут же взялся изучать труд Циолковского «Реактивный аэроплан». Мысль о постройки ракеты с реактивным двигателем для полета в заатмосферное пространство полностью овладела конструктором, ее прообразом должен был стать планер на реактивной тяге.

 

ГИРД.

   Кооперативно с Ф.А. Цандером (конструктором ракетных двигателей, последователем Циолковского) Королёв создает одну из первых в стране ракетостроительных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), главой которой с 1932г. Королёв являлся, а так же был председателем ее Технического совета. В довольно сжатые сроки ГИДР становится центром, притягивающим всех интересующихся ракетной техникой, привлекались сторонники идей Циолковского. Цандер уже имел кое-какие наработки теоретического и практического характера, полученные во время разработки первого в стране реактивного двигателя ОР-1, работавшего на сжатом воздухе и бензине. В этом направлении молодым конструкторам помогал и Циолковский, после письма написанного ему, с просьбой быть консультантом.

В апреле 1932 г. ГИРД становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933г. в результате слияния ГИРДа с Лениградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) на их базе образовывается Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), руководителем РНИИ становится И.Т. Клейменов, а Королёв его заместителем. В 1934г. Королёв, из-за разногласия во взглядах на перспективы развития ракетной техники переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

Март 1934г. : Королёв, на конференции по изучению стратосферы, выступает с докладом о возможности полета человека в стратосферу на ракетоплане, доказывает что для этого лучше подходит жидкое топливо, рассказывает как он представляет себе этот ракетоплан. Залогом успеха Сергей Королёв считал координацию усилий ракетчиков и ученых других отраслей науки.

В 1934г. Выходит первая печатная работа С.П. Королёва «Ракетный полет в стратосфере»,  в ней описывал множество проектов, в том числе упровляемой крылатой ракеты и ракетоплана РП-318-1. Один из экземпляров книги был отправлен Циолковскому, который высоко оценил ее.

 

Арест и суд.

В 1937г. Репрессии и произвол царившие в стране добрались и до Реактивного научно-исследовательского института , после ряда арестов работников института, 27 июня 1938г. был арестован и сам Королёв по обвинению во вредительстве в области военной техники. 27 сентября 1938г. осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР. Приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей и пяти годам поражениям в правах. Был выслан на Колыму, на золотой прииск.

После повторного рассмотрения дела (о чем ходатайствали он сам и известные летчики, в том числе и авиаконструктор А.Н. Туполев) в 1940г. Королёва перевели в Московское Конструкторское Бюро при НКВД где он трудился под руководством Туполева, тоже заключенного. В 1941г., в июле, КБ вместе с заводом было эвакуировано в Омск.

Группа ученых будучи запертых в КБ трудились слаженно и продуктивно. Королёва назначили заместителем начальника сборочного цеха. Под его руководством был собран фронтовой бомбардировщик Ту-2, значительно превосходящий итальянские и немецкие самолеты. Паралельно Сергей Павлович разрабатывал проект управляемой аэроторпеды и проектировал новый вариант ракетного перехватчика. Эти разработки стали поводом для перевода Сергея Павловича в 1942г. в подобное КБ - ОКБ-16, работающее под руководством В.П. Глушко, при Казанском авиазаводе №16, в котором шли разработки ракетных двигателей нового типа с целью использования их в авиции. В этом КБ Королёв, со свойственным ему энтузиазмом, включается в работу по созданию реактивного двигателя и использованию его в авиации. В январе следующего года Королёва ставят заместителем Главного конструктора двигателей, он работает над практическим использованием жидкостных ракетных ускорителей на серийных самолетах. Давняя мечта о создании ракетоплана не дает покоя конструктору, паралельно работе над жидкостным ракетным ускорителем он продолжает разработку проекта, начатого еще в Омске. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем "РД-1", изложенный в работе "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем "РД-1". В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете "Пе-2".

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о досрочном освобождении Королёва. Но возвратиться в Москву он не мог - не доведены до конца испытания. Еще год он работает в Казани, уже вольнонаемным. Королёв покинул Казань только в августе 1945г.

 

Баллистические ракеты.

Вернувшись в августе 1945г. в Москву Сергей Павлович был включен в группу по изучению трофейных немецких ракет Фау-2, в сентябре отбывает в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. В Берлине Королев детально изучает строение немецких ракет, учится собирать их, распределяя работу  буквально над каждым компонентом отдельному специалисту, соответственно области его  знаний. Оказывал содействие в работе Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, главнокомандующий советских войск в Германии.

Тем временем международная обстановка все осложнялась, все больше и больше назревала «холодная война», страна срочно нуждалась в укреплении обороноспособности, были необходимы баллистические ракеты, но их не было. 13 мая 1946 г. Совмин СССР было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В рамках этого постановления предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королёв. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Королёв был назначен начальником отдела и Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия главного научно-технического института (НИИ-88) 9 августа 1946г. Продолжая работы по изучению трофейных ракет ученые приходят к выводу что немецкий путь развития ракет, несмотря на  их достижения, принципиально ничего нового не содержит, нужно учесть опыт немецких ученых, но все же двигаться в заданном еще в 30-х годах сотрудниками ГИРД и РНИИ направлении.

Первоочередная задача — создание аналога Фау-2 из отечественных материалов.

Королёв взялся за работу, кропотливо продумывая и просчитывая ракету он то и дело сталкивался с проблемами выбора технологий, выбирая между старыми проверенными новыми перспективными, но недостаточно проверенными. Так же ведя борьбу за каждый килограмм веса конструкции. Сергей Павлович рассматривал все идеи, коих возникало немало, все их он должен был продумать, проработать и только после этого давть им ход. Принимаемые решения порой казались такими невероятными и смелыми, что трудно было поверить в их правильность, однако раз за разом конструктор доказывал свою правоту.

Информация о работе Королёв Сергей Павлович