Региональный политический имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта федерации (на примере Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: рассмотреть механизмы формирования регионального политического имиджа, как инструмента повышения конкурентоспособности региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:
• определить понятие политического имиджа территории;
• выявить имиджформирующие характеристики региона, а также субъекты и объекты регионального имиджмейкинга;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРАЛЬНОГО ИМИДЖА
1.1 Феномен имиджа: проблема дефиниции 5
1.2 Конструирование и продвижение регионального имиджа: методологический аспект 8
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ ТАТРСТАН
2.1 Исторические предпосылки формирования современного имиджа Татарстана 14
2.2 Имидж политического лидера как одна из компонент в структуре регионального имидж 16
2.3 Основные концепты политического имиджа Татарстана 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Содержимое работы - 1 файл

Политический имидж региона (Пример Татарстана).doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

    2.3 Основные концепты  политического имиджа  Татарстана.

    После республиканского референдума о  статусе Республики Татарстан (в марте 1992 года), после травли оппозиционных депутатов, отстаивавших общую Родину и федеральные интересы в Татарстане и после подписания в феврале 1994 года договора с Москвой о переделе собственности и исчерпания главного предмета спора, встал вопрос о формировании респектабельного имиджа новых владельцев собственности.

    Особую  роль в определении нового облика региона сыграла Всероссийская  конференция по проблемам федерализма, состоявшаяся в Казани в сентябре 1993 года, итогом которой стал тезис, сформулированный представителями научной интеллигенции,  что именно Татарстан и является примером «нового федерализма». Именно с этого момента татарские лидеры стали называть себя «новыми, демократическими федералистами»17

    Так, плавно переходя от митингов и прямых погромов националистов к более цивилизованным формам использования научного сообщества, которое способно влиять на формирование сознания в межрегиональных и межгосударственных отношениях и оказывать влияние на восприятие внешними инвесторами инвестиционной привлекательности региона.

    Новый этап формирования имиджа региона также  связан с деятельностью нового поколения  депутатов республиканского парламента, выборы в который в 1995 году (как  и позже) сопровождались обвинениями  в разнузданной фальсификации итогов голосования. В частности, об этом заявляла Государственная Дума РФ.18

    Но  республиканское руководство не боялось санкций Центризбиркома и Кремля за манипулирование итогами  голосования, поскольку имело за плечами опыт голосования на референдуме  о введении новой Конституции с четко прописанными обязанностями региона. Референдум проходил в декабре 1993 года, параллельно с выборами в первую Государственную Думу и одновременно – в период торга Казани с Москвой за собственность на территории республики. Так вот, голосование в декабре 1993 года в Татарстане «сорвалось». А после завершения торга с Кремлем, в марте 1994 года, прошли сорванные выборы в Государственную Думу, с «найденными» десятками тысяч избирателей в обновленных списках, из-за «неявки» которых референдум (и выборы) в декабре не состоялись.

    Фактически  на тот период времени руководство  Татарстана мало чем отличалось от полностью независимого Дж. Дудаева. Оба субъекта не участвовали в  российских выборах и референдумах, не подписали федеративный договор (о необходимости которого до того много говорили), не признавали российских законов и не платили положенные налоги в федеральную казну.

    Однако  дефолт августа 1998 года показал, что  Татарстан не в состоянии самостоятельно отвечать по долговым обязательствам. Экономический прагматизм заставил Москву и Казань искать новые подходы в выработке общей стратегии взаимоотношений.

    Ко  всему прочему на фоне Первой чеченской  кампании имидж Татарстана также  нуждался в существенном пересмотре. Именно этому периоду формирования имиджа Татарстана свойственно использование такого PR-инструмента, как мифологизация. Г. Почепцов подчеркивал: «Мифы задаются аксиоматически, в результате они не подлежат проверке на соответствие действительности. По этой причине несоответствие с мифом делает данный отрезок действительности дефектным, но не меняет сущности мифа». 19

    Из  этой категории в тот период распространялись мифы: «благодаря суверенитету в Татарстане жизнь лучше, чем в других регионах», «благодаря президенту Шаймиеву удалось сохранить межнациональный мир в Татарстане».

    Однако  компромисс был найден снова и  реализовался в простой схеме: республиканское  руководство отказывалось от попыток  выхода из состава России, а Москва щедро оплачивала необходимую ей лояльность. Но такое решение обоих сторон должно было быть легитимизировано, в этой связи 1000-летний юбилей Казани очень гармонично  вписался в  вышеуказанную схему.

    В период 1999 – 2005 годов руководство  Татарстана к формированию имиджа региона  относилось чрезвычайно серьезно. А Москва в нем видела парадную витрину государства для стран мусульманского Востока и национальных регионов России.

    С другой стороны, прошел период переваривания  региональной элитой богатств, изливающихся из нефтяных скважин. Истеблишмент стал динамичнее и способен на извлечение новой выгоды из приобретенного опыта. Правильное понимание среднесрочной конъюнктуры в компромиссах разных этажей власти. Политическая целесообразность как главная пружина формирования имиджа. История как отправная точка для создания политического креатива. Правильный выбор «экспертов».20

    Именно  вторичным использованием приобретенного опыта по формированию репутации  стала инициатива мэра Казани К. Исхакова по «возврату чудотворной Казанской  иконы Божией Матери». Как средство политического PR. Но к истории она вновь имела отношение лишь как отправная точка креатива. 21

    Празднование  тысячелетия Казани было широким  и масштабным. На 2005 год на социально-экономическое  развитие Татарстана выделялось из федерального бюджета 9,9 млрд. рублей (на восстановление экономики послевоенной Чечни – 5,8 млрд.).22 При этом республика с точки зрения налоговых платежей является регионом-донором, не нуждающимся в федеральных вливаниях средств. И неважно, что археологические раскопки 1947 года под руководством Н.Ф. Калинина позволяют высказать обоснованное подозрение, что к «тысячелетию» приписано 300 лет. 23

    И в то же время официальное внутриреспубликанское  «тысячелетие» города Елабуги, «молодит»  город, первое упоминание о котором  содержится в 960-е годы во внешнеполитической переписке Хазарии с Кордовским халифатом.24 Но Елабуга – всего лишь райцентр, которому «не положено» отбрасывать историческую тень на приоритет столицы. Политическая целесообразность празднования 1000-летия Казани, политические усилия по наращиванию авторитета Татарстана берут верх над фактами.

    И еще один факт свидетельствует о  политической основе 1000-летия. День празднования – 30 августа – без исторических оснований определен президентом  Татарстана М. Шаймиевым. Причем дата совпадает  с датой официального требования Верховного Совета Татарстана о выходе из состава России, содержащегося в духе Декларации о суверенитете, принятой 30 августа 1990 года. Идея выхода из состава России теперь законсервирована и закамуфлировано празднуется как «День города Казани».

    Таким образом, на сегодняшний день Республика Татарстан позиционируется как  благополучный,  привлекательный  для инвесторов регион с высокими темпами экономического развития, хорошим  уровнем жизни населения и  культурного развития. В политическом пространстве это регион, оказывающий серьезное влияние на политику Федерального центра, зачастую диктующий свои правила игры. Но все же, публичный имидж Татарстана – результат политического компромисса федеральной власти и региональной элиты и удачно сложившейся внутри- и внешнеполитической конъюнктуры. 

 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Формирование  имиджа региона - это сложный и  многосторонний процесс, который должен включать в себя важные составляющие от принятия и неукоснительного выполнения основополагающих принципов и стратегий, до конкретных целевых установок, определяющих внешний имидж региона, его образ, как данную территорию воспринимает общественность, средства массовой информации и внешние инвесторы и нужны новые возможности использования технологий управления формированием и продвижением имиджа региона и новых видов воздействия на факторы потенциала региона:

    Управление  важным и сложным процессом формирования и продвижения имиджа региона осуществляется путем воздействия на выявленные факторы, составляющие ценность региона и влияющие на его позитивный имидж, и, следовательно, повышающие его конкурентоспособность и факторы, отрицательно влияющие на этот создаваемый образ региона посредством специально подобранного инструментария в виде комплекса массовых коммуникаций разного вида и характера, репутационного менеджмента, политического консалтинга.

    Для обеспечения эффективной реализации стратегии формирования имиджа региона  необходим системный подход к  организации процесса формирования имиджа региона, означающий взаимосвязь стратегии формирования имиджа региона и комплексной маркетинговой стратегией региона.

    Основные принципы формирования территориального имиджа могут быть сформулированы следующим образом:

    1) конгруэнтность внутреннего и  внешнего имиджа региона;

    2) объединение усилий и системное  продвижение субъектов регионального  имиджмейкинга;

    3) использование различных видов  коммуникаций, широкого спектра  инструментов, выбор которых должен  основываться на их преимуществах,  недостатках и учете взаимного  влияния;

    4)  сочетание эмоционального и рационального компонентов в структуре имиджа в целях усиления синергетического эффекта коммуникации.

    На  примере Республики Татарстан мы видим, что территориальный имиджмейкинг, на сегодня, является важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности Российских регионов, позволяющим посредством PR-технологий привлечь внимание инвесторов, федерального центра, а следовательно расширить ресурсную базу и усилить перспективу уверенного развития.  
 

  •  
  • БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

    Научная литература

    1. Гавра Д. П. Структурная модель имиджа / Петербургская школа PR  и рекламы. Вып. 4. Сб. статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов, СПб, 2006.
    2. Казанский В. Пиарстан и Казанский политический маятник // Наше время. 2007. № 33.
    3. Мингалеев Р.Н. Конструирование имиджа региона российскими СМИ: на примере Республики Татарстан. Автореф. канд. дисс. полит. наук.  Казань. 2008.
    4. Почепцов Г.ГИмиджелогия. Киев. 2002.
    5. Чижов Д.В. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity, №1 (1), 2008.
    6. Яковлев М.В. Формирование политического имиджа региона в условиях современной России. Автореф. канд. дисс. полит. наук. М., 2006.
     

    Интернет-ресурсы

    1. Быстрова Т.Ю. Аналитика и феноменология имиджа // URL://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/50/image_analytic/image_analytic6.htm
    1. Иванченко А.С. Кризисная Россия в цифрах и фактах // URL: http://priroda.inc.ru/blog/krizis.html
    1. Николаев  Н.В. Татарстан: жизнь после Шаймиева // URL: http://www.tatpressa.ru/news/tatarstan-zhizn-posle-shaymieva-111.html
    1. Ольшанская Л. Технология формирования имиджа // URL:www.reklama.rezultat.com/brand/index.htm.
    1. Сидоренко М.В. О методах формирования имиджа и «1000-летии Казани» // URL:http://m2direct.ru/
    1. Таранова  Ю.В. Классические и новые технологии формирования имиджа региона. //URL:http://www.statebrand.ru/upload/files/doc_1236587677.
    1.  Хузин Ф.Ш, А.Г. Ситдиков А.Г. История Казани //URL:http://rusarch.ru/huzin3.htm
    1.   Шаркова Е.А. Конструирование и продвижение имиджа российского региона: методологические проблемы и практический опыт 2000-х годов. // URL: http://www.statebrand.ru/upload/files/doc_1224233059.
    1.   Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона – что это такое? // URL://regionpr.ru/page122.html
    1.  Яковлев И.П.  Стратегические компоненты имиджа // URL: //pravo33.wordpress.com/2010/02/14/
  •  

    Информация о работе Региональный политический имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта федерации (на примере Республики Татарстан)