Государство, право и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования курсовой работы является взаимоотношение государства и личности, изучаемые в объеме государства и права, то есть выявление общих закономерностей этих взаимоотношений с целью выработки государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук и применяемых в юридической практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА. ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА 5
Понятие общества, личности и государства 5
Государство и правовой статус личности 6
Структура правового статуса личности 9
2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ 14
Понятие системы прав и свобод личности 14
Виды прав и свобод 15
3. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ 19
3.1 Положительные тенденции в развитии прав и свобод 19
3.2 Ограничения прав и свобод 20
3.3 Перспективы развития личности и государства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Содержимое работы - 1 файл

государство право и личность.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

      Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В  демократическом обществе взаимосвязь  и единство прав и обязанностей проявляется через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантий осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается, как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

      Так же как права и свободы, юридические  обязанности подразделяются на конституционные  и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

      Понятие «юридические обязанности» тесно связано  с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

      Правовой  статус, имеющий общий характер и  распространяющийся на всех граждан  страны, обычно получает нормативную  конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие. 
 
 

      1.3 Структура правового статуса личности. 

      Правовой  статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. Ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства».

      Интерес — это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых  предписаниях, но и в общих принципах  права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов личности — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое положение личности».[2]

      В целом же нельзя не отметить, что  споры о понятии правового  статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим анализом.

      Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может  быть достигнуто выходом за пределы  сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать  раскрытию  активной,  созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

      Социальная  активность человека неотделима от его  сознания. Поэтому изучение всех юридических  категорий, в том числе и правового  статуса, должно осуществляться в неразрывном  единстве с сознанием и деятельностью индивида

      Рассмотрим  сущность элементов, составляющих правовой статус,— юридических прав и обязанностей.

      Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

      Права личности, или субъективные права,—  это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение.

      Способ  возникновения, форма проявления и  реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

      Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.[3]

      Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

      Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

         Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор признаков: «Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а)   возможность пользования определенным социальным благом,

б) полномочие совершать определенные действия и  требовать соответствующих действий от других лиц,

в) свободу  поведения, поступков в границах, установленных нормой права».[4]

      Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными благами в  обществе.

      Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.

      Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, совершенствование общественных отношений невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.[5]

      Таким образом, интересам личности, в конечном счете, подчинено общественное производство, политика государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

      Принимая  на себя обязательства по обеспечению  прав граждан, государство имеет  право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

      Обязанность — это объективно необходимое, должное  поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая  объективная необходимость определенного  поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

      Государство в системе обязанностей указывает  целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода  выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие требованиям, заключенным в обязанности.

      Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.[6]

      В Международном пакте о гражданских  и политических правах предусмотрена  возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Подобные ограничения предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе . В основе этих ограничений лежит стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.

      Таким образом, правовой статус личности в  обществе обеспечивает координацию  действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.

      Государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нару­шенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.

      Если  бы правам граждан не соответствовали  обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности — это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического  правого государства.[7]

Информация о работе Государство, право и личность