Равноправие супругов и законный режим имущества супругов по СК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 22:40, реферат

Краткое описание

Имущественные отношения супругов образуют «материальный базис» семьи и являются той сферой, где «юридический элемент необходим и целесообразен» [1]. Между тем, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что в настоящее время в правовом регулировании указанных отношений существует множество проблем.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Законный режим собственности супругов

1.1.Понятие и правовое регулирование общей собственности супругов …… 4

1.2 Режим собственности каждого из супругов ………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………19

Список использованной литературы ………………………………………….21

Содержимое работы - 1 файл

РЕФЕРАТ_Режим имущества супругов.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

  РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 

КАФЕДРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО  СТРОИТЕЛЬСТВА И  ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ:

«Равноправие супругов и законный режим имущества

супругов  по СК РФ» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           Ф.И.О. Сафонов Ю.А.

студент 5 курса, 49 группы

                                                                                              заочного отделения 
 
 
 
 
 

Оценка:

«                                   »

«    »                   2011 г. 
 
 
 
 

Москва  – 2011 г.

План

Введение …………………………………………………………………………  3

1. Законный режим собственности супругов

1.1.Понятие и правовое регулирование общей собственности супругов …… 4

1.2 Режим собственности каждого из супругов ………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………19

Список использованной литературы  ………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Имущественные отношения супругов образуют «материальный  базис» семьи и являются той сферой, где «юридический элемент необходим и целесообразен» [1]. Между тем, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что в настоящее время в правовом регулировании указанных отношений существует множество проблем. Прежде всего, это связано с отсутствием теоретических положений, призванных найти свое воплощение в содержании правовых решений. В советский период развитие отечественной науки сопровождалось появлением высокозначимых монографических исследований имущественных отношений супругов. Труды современных ученых пополнили число доктринальных источников. Однако по многим вопросам еще не создан полноценный теоретический задел, позволяющий формулировать обоснованные предложения в адрес законодателя. В теории не определены такие понятия как: «выплаты специального целевого назначения», «вещи индивидуального пользования супругов», что порождает споры о правовом режиме конкретных объектов супружеского имущества, зависящем от их принадлежности к названным категориям. Это вызывает трудности при осуществлении права собственности супругов, разделе общего имущества супругов.

     Нет четких критериев разграничения  общих и личных обязательств супругов, недостаточно детально проработан механизм увеличения (уменьшения) размера супружеской доли при разделе общего имущества супругов, остается открытым вопрос о последствиях раздела общего имущества супругов, переданного в уставный капитал юридического лица, - все это затрагивает интересы не только супругов, но и третьих лиц, вступающих с ними в имущественные отношения.

     Перемены, произошедшие в правовой жизни российского  общества, ставят перед теоретиками  новые задачи и подчеркивают актуальность проведения глубоких и всесторонних исследований в отмеченном направлении. Так, введение в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предопределило существенные изменения семейного законодательства - одной из новелл Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) стало закрепление возможности регулирования имущественных прав и обязанностей супругов с помощью брачного договора. Это вызвало необходимость теоретического анализа данного института. Однако практике применения норм о брачном договоре еще только предстояло выявить пути их дальнейшего совершенствования, что не позволило исследователям подробно проанализировать условия, составляющие содержание брачного договора, а также раскрыть особенности его прекращения и признания недействительным. В свою очередь, теоретическая не разработанность послужила одной из причин сравнительно невысокой популярности института брачного договора в Российской Федерации. 

     1. Законный режим собственности супругов

     1.1. Понятие и правовое регулирование общей собственности супругов

     Определение общей совместной собственности  закреплено в ст. 244 ГК РФ, согласно которой это общая собственность без определения долей. Общая совместная собственность образуется, только если это предусмотрено законом (п.3 ст. 144 ГК РФ).

     При анализе объектов отношений общей  совместной собственности супругов важно определить содержание понятия «имущество супругов». Раскрывая данный термин, законодатель, относит к нему не только вещи, но и имущественные права (ст. 34 СК РФ). Тем не менее, остается открытым вопрос о включении в состав имущества супругов обязательств имущественного характера (долгов).

     Гражданское законодательство употребляет термин «имущество» в различных значениях. В некоторых случаях под «имуществом» понимается вещь или совокупность вещей (ст. ст. 301 - 303, 305 ГК РФ). В содержание понятия «имущество» помимо вещей могут включаться и имущественные права (например, п.1 ст.56, п.3 ст.63 ГК РФ). Под имуществом в широком смысле гражданским законодательством подразумевается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей. К примеру, в ст. 1112 ГК РФ говорится, что в состав наследства входят «вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности».

     Большинство авторов предлагают учитывать обязанности  имущественного характера и в  составе имущества супругов. Как  считает Л.М. Пчелинцева, «эта позиция согласуется с установленным ч.3 ст.39 СК РФ правилом, согласно которому суд производит раздел общего имущества супругов с учетом их общих долгов, что косвенно подтверждает возможность включения обязанностей в состав общесупружеского имущества» [2]. О.Ю.Косова ссылается также на то, что «в судебной практике при разделе имущества, являющегося совместной собственностью супругов, учитываются и права требования по обязательствам, возникающим в интересах семьи, и общие долги супругов - ч.3 п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» [3].

     Распространяя режим общей совместной собственности  на имущество супругов, закон предполагает, что это должно быть имущество, «нажитое» в браке. Значение данного термина не раскрывается. В доктрине встречаются мнения, согласно которым имущество становится «нажитым» при условии совместной жизни супругов, при условии, что каждый из супругов приложил определенные усилия, осуществляя трудовую или иные виды деятельности и «для возникновения общности имущества супругов недостаточно только регистрации брака» [4]. Вместе с тем, по нашему мнению, указанное толкование исключает из состава общего имущества супругов имущество, переданное во время брака в дар обоим супругам и другие безвозмездные поступления в семью, и не согласуется с установленной ст. 34 СК РФ презумпцией общности имущества супругов. Более соответствующим существу семейных отношений представляется определение нажитого имущества как имущества, полученного хотя бы одним из супругов в период брака, для возникновения права, на которое достаточно одного лишь факта заключения брака. Данное уточнение необходимо, на наш взгляд, внести в п. 1 ст. 34 СК РФ.

     В соответствии с п.1 ст. 34 СК РФ к имуществу, нажитому супругами в период брака, относятся: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие).

     Представляется  не совсем корректным использование в ст. 34 СК РФ конструкции «трудовая деятельность». Думается, что законодатель, говоря об этом, имел в виду любую деятельность, осуществляемую трудом одного из супругов. При этом под словом «труд» понимается «всякая работа, занятие, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил» [5]. Между тем, термин «трудовая деятельность» может быть истолкован как «деятельность, осуществляемая по трудовому договору», при такой трактовке доходы от иной деятельности, осуществляемой, например, по договору об оказании услуг (т.е. гражданско-правовому договору) следует признавать собственностью того супруга, который их заработал, что не представляется верным. В целях исключения разночтений действующей редакции ст. 34 СК РФ на наш взгляд необходимо изменить формулировку «доходы каждого из супругов от трудовой деятельности» на «доходы от деятельности, осуществляемой трудом каждого из супруга». Таким понятием охватываются доходы, полученные как по основному месту работы, так и по дополнительному, где супруг трудится в свободное от основной работы время, независимо от того, осуществляется данная деятельность по трудовому договору или по договору подряда, договору об оказании услуг и иным видам гражданско-правовых договоров, что согласуется с пониманием указанных доходов в качестве имущества, нажитого супругами в браке.

     В отношении доходов от трудовой деятельности, в частности, заработной платы, и  иных денежных средств (пенсий, пособий, гонораров, других вознаграждений за результаты творческой деятельности и т.п.) существует проблема определения момента возникновения права общей совместной собственности супругов. В теории данный вопрос решается по-разному.

     Полагаем, что сопоставление момента возникновения  общей совместной собственности супругов с моментом возникновения права на получение заработной платы, иного дохода супруга вряд ли сможет обеспечить защиту интересов другого супруга, поскольку право требования уплаты перечисленных средств является личным кредиторским требованием гражданина, осуществить которое может только он сам. При неполучении одним из супругов указанных средств, например, из-за недобросовестности лица, обязанного их уплатить, право общей совместной собственности возникнет лишь формально. Так, в случае раздела имущества супругов, в составе которого учитывались бы и суммы заработка, иного дохода, несмотря на отсутствие возможности их фактического получения, невозможно принудить супруга к истребованию соответствующих сумм, если он отказывается это сделать. В то же время несправедливо присудить другому супругу компенсацию части невыплаченного заработка, иного дохода другого супруга за счет имеющегося общего имущества, поскольку другой супруг может не получить соответствующие суммы, даже если воспользуется правом их истребования.

     Владение, пользование и распоряжение общим  имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. Статья 35 СК РФ устанавливает презумпцию такого согласия, независимо от того, кто из супругов является стороной в сделке по распоряжению общим имуществом. Это правило распространяется на случаи совершения сделок с движимым имуществом, не требующих нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке. Оно означает, что лицу, заключающему сделку с одним из супругов, не нужно проверять, согласен ли на сделку другой супруг, а следует действовать, предполагая такое согласие.

     Говоря  о совершении указанных в п. 2 ст. 35 СК РФ сделок с общим имуществом супругов, О.Ю. Косова подчеркивает, что  если речь идет о приобретении, а не об отчуждении имущества, то невозможно признание такой сделки недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга - «приобретенное супругами во время брака имущество становится общим, даже если другой супруг возражал против его приобретения» [6]. Если же с приобретением имущества семьей были понесены несоразмерные стоимости приобретенного имущества расходы, то защитить интересы супруга, который возражал против совершения сделки, по мнению О.Ю. Косовой, представляется возможным, применив в последующем при разделе общего имущества п. 2 ст. 39 СК РФ, на основании которого доля супруга, израсходовавшего таким образом имущество в ущерб интересам семьи, может быть уменьшена. Данная позиция, по-видимому, основывается на формулировке п.2 ст. 35 СК РФ, в которой подчеркивается, что презумпция согласия другого супруга действует именно в отношении сделок по распоряжению общим имуществом. Однако такое толкование, с нашей точки зрения, представляется спорным. Если приобретение имущества супругом происходит за счет общих средств, например, по договору купли-продажи, то это связано с отчуждением указанных денежных средств, которые также относятся к объектам общего имущества супругов (в силу прямого указания ст. 128 ГК РФ деньги входят в понятие «имущество»). Следовательно, в таких случаях речь идет о распоряжении общим имуществом супругов, что позволяет нам сделать вывод о возможности применения норм о признании данной сделки недействительной по мотивам отсутствия согласия одного из супругов при наличии соответствующих оснований. Помимо купли-продажи, приобретение имущества может происходить по договору мены и т.п.

     Правило о презумпции согласия супруга на совершение сделки не распространяется на сделки одного из супругов по распоряжению недвижимостью и сделки, требующие нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке. При совершении таких сделок одним из супругов требуется получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Такая сделка может быть признана недействительной на основании отсутствия письменного нотариально удостоверенного согласия другого супруга. Срок исковой давности по данной категории дел установлен в один год и его отсчет начинается со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о совершении такой сделки (п.3 ст.35 СК РФ) [7]. Нотариальное удостоверение сделок, о котором идет речь в первом абзаце п.3 ст. 35 СК РФ, обязательно в двух случаях: когда необходимость такого удостоверения прямо указана в федеральном законе, а также в случаях, когда это предусмотрено в соглашении сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида это нотариальное удостоверение не требовалось (ст. 163 ГК РФ).

     В связи с этим предлагаем следующую  редакцию указанной нормы: «Для совершения одним из супругов сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга». Причем, при толковании нормы в данной редакции важно учитывать, что общие денежные средства супругов также входят в понятие «имущество», владение, пользование и распоряжение которым регулируются ст.35 СК РФ.

     Постановлением  Правительства РФ от 12 августа 1994г. №938 «О государственной регистрации  автомототранспортных средств и  других видов самоходной техники на территории РФ»48 предусмотрена обязательная регистрация автотранспортных средств. Такая регистрация также носит учетный характер. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать автомобиль по его прямому назначению как средство передвижения, но при этом не будет являться основанием, изменяющим или прекращающим право собственности на это транспортное средство.

     Что касается автомобиля как объекта  общей собственности супругов, то представляется неверным существующий порядок, при котором в случае записи в качестве собственника одного из супругов для пользования автомобилем другим супругом необходима выдача доверенности на управление транспортным средством. Поскольку автомобиль является общей совместной собственностью, то супруги в его отношении являются сособственниками, вне зависимости от того, кем он приобретен (п.2 ст. 34 СК РФ). Таким образом, каждый супруг наделен равным правом на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Думается, что в указанном случае для пользования транспортным средством достаточно оформить нотариальное свидетельство о том, что автомобиль является объектом общей совместной собственности супругов без оформления доверенности, срок которой ограничен тремя годами (ст. 186 ГК РФ), что предполагает совершение дополнительных действий по передаче полномочий пользователя в будущем. В связи с этим представляется целесообразным изменить ст. 74 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате), возлагающую на нотариусов обязанность выдавать свидетельство на долю в общем имуществе супругов, закрепив обязанность выдавать еще и свидетельства, подтверждающие факт нахождения объектов имущества в общей совместной собственности. Такое же дополнение следует внести в ст. 35 Основ законодательства о нотариате («Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой»).

Информация о работе Равноправие супругов и законный режим имущества супругов по СК РФ