Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достижения и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 07:51, статья

Краткое описание

В Институте государства и права Российской академии наук 20 января 2006 г. состоялась научно-практическая конференция, посвященная критическому анализу десятилетнего периода развития российского уголовного законодательства и УК РФ 1996 г. Ведущие представители российской науки уголовного права собрались вместе, ощущая особенно остро в современный период свою обязанность как ученых активно способствовать правильному законотворчеству и эффективному правоприменению, несмотря на известное сопротивление, на которое в отдельных ситуациях наталкивается научная общественность.

Содержимое работы - 1 файл

Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации - достижения и недост.rtf

— 103.19 Кб (Скачать файл)

       Доктор юридических наук, профессор Х.М. Ахметшин рассматривал основные проблемы военно-уголовного законодательства России на современном этапе. Была подчеркнута необходимость включения новых норм об уголовной ответственности за специальные виды воинских должностных преступлений. Их специфика, обусловливающая необходимость их помещения в главу 33 УК РФ, заключается в наличии принципа единоначалия, широких прав военачальников вплоть до возможности применения оружия и проч. Предлагалось также дополнить главу 33 УК РФ новыми составами насильственных действий военачальников против своих подчиненных-военнослужащих.

       В выступлении заведующего кафедрой уголовного права Московской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога был проанализирован принцип системности законодательства применительно к действующему УК РФ. Под этим принципом понимается, во-первых, соответствие УК нормам международного права; во-вторых, соответствие УК законодательству иной отраслевой принадлежности; в-третьих, наличие внутренней целостности, единства и непротиворечивости норм самого УК. По мнению выступавшего, современное законотворчество в сфере уголовного права отличается бессистемностью, что усугубляется и техническим несовершенством многих норм действующего УК. Так, новые статьи 127.1 "Торговля людьми" и 127.2 "Использование рабского труда" не соответствуют международно-правовым нормам и не согласованы между собой, а также со ст. 126 "Похищение человека" УК РФ. Здесь можно наблюдать различные формулировки в квалифицирующих признаках составов, в отсутствии дифференциации наказаний в зависимости от примененного насилия и проч. Нередко вносимые в УК РФ изменения нарушают принцип системности в рамках одной и той же статьи. Профессор А.И. Рарог высказал свое несогласие с внесенным Федеральным законом от 21 июля 2004 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" изменением в определение совокупности преступлений, согласно которому ч. 1 ст. 17 УК РФ была дополнена следующей оговоркой: "за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части настоящего Кодекса в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание". Эта оговорка была обусловлена исключением из УК РФ института неоднократности преступлений и появлением вследствие этого тождественности преступлений. Выступавший предложил уточнить эту оговорку в соответствии с предложениями, которые были направлены в Государственную Думу Оргкомитетом научно-практической конференции по уголовному праву, организованной МГЮА в 2005 г.

       Доктор юридических наук, профессор сектора уголовного права и криминологии ИГП РАН О.Л. Дубовик изложила общую оценку современного состояния российского уголовного права. В целом, по мнению выступавшей, УК РФ соответствует среднему стандарту континентальной правовой системы: по структуре и основным институтам, по набору санкций, по формулировкам многих, но не всех составов преступлений. В некоторых положениях УК РФ учтены достижения и англосаксонской правовой системы. Профессор О.Л. Дубовик полагает, что глава 26 "Экологические преступления" выглядит во многом лучше зарубежных образцов, хотя сами зарубежные ученые-криминологи оценивают состояние своего уголовного законодательства как глубоко и остро кризисное по социальным и собственно правовым показателям. В качестве социальных показателей кризиса уголовного законодательства называются быстрый рост прямых затрат по поддержанию эффективного действия уголовного закона, а также косвенных затрат на уголовную юстицию. Отмечается также влияние уголовно-правовых средств на политическое состояние в стране и их избыточное использование. К правовым показателям кризиса уголовного законодательства зарубежные исследователи относят: 1) линейное, немотивированное расширение круга предметов уголовно-правового воздействия; 2) инфляцию мер уголовно-правового воздействия; 3) снижение технического уровня законотворчества, законодательной техники в целом. В выступлении также было отмечено, что в зарубежных странах усиливается тенденция отстранения специалистов и научных экспертов и даже экспертов-профессионалов из правоохранительных органов от работы над законопроектами по вопросам уголовного права. Так, в США на протяжении последних 15 лет четко зафиксирована эта тенденция по снижению влияния специалистов на уголовное правотворчество.

       Заведующая кафедрой уголовного права Российской правовой академии при Минюсте РФ, доктор юридических наук, профессор О.Н. Ведерникова посвятила свое выступление сопоставлению российского уголовного законодательства с зарубежным уголовным и международным правом. В российском УК нашла свое надлежащее отражение общемировая тенденция гуманизации права, в частности путем закрепления института ювенальной юстиции, института альтернативной юстиции, то есть применения альтернативных лишению свободы мер воздействия. Еще одним направлением развития уголовного законодательства и уголовной политики стало ужесточение наказаний за коррупцию, терроризм, тяжкие насильственные преступления и организованную преступность. Обратным эффектом такой политики стало резкое увеличение численности "тюремного населения". По мнению профессора О.Н. Ведерниковой, исключение из УК РФ конфискации имущества следует рассматривать как преступное по отношению к обществу и государству, отвечающее так называемым криминальным интересам. Конфискация имущества - это единственный вид наказания, которому вообще уделяется внимание в международных актах, так как к остальным наказаниям, в том числе к лишению свободы, международное право относится лояльно либо они вообще не используются в текстах международных актов. Восстановления конфискации имущества в системе мер уголовно-правового воздействия требуют и наши национальные интересы борьбы с преступностью. Применительно к смертной казни было отмечено, что это не только гуманитарная или философская проблема, но и правовая. По замечанию профессора, больше половины населения земного шара по-прежнему применяют смертную казнь как вид уголовного наказания (Китай, США, страны мусульманского мира). В качестве одного из аргументов эффективности этой исключительной меры О.Н. Ведерникова привела статистические данные об изменении состояния преступности в США в сторону сокращения, начиная с 1994 г., когда американский президент подписал Закон о борьбе с организованной преступностью, согласно которому было значительно расширено (до 70) количество составов преступлений, совершение которых в случае наступления смерти потерпевшего предполагает применение смертной казни.

       Подводя итоги, участники конференции констатировали, что новый УК РФ, с учетом дискуссионности ряда его положений, сохраняет свое актуальное значение как достижение российской уголовно-правовой и уголовно-политической мысли и как достаточная законодательная основа для борьбы с традиционными и новыми видами преступлений. В то же время отдельные участники конференции высказывали предложения о принятии нового Уголовного кодекса либо подготовке новой редакции действующего уголовного закона, что не исключает возможности ежегодно разрабатывать комплексные федеральные законы о поправках в УК РФ. Важным выводом представляется убедительно заявленное требование, обращенное к российским законодателям, прислушиваться к голосу научной общественности и наполнить реальным содержанием институт научной экспертизы законопроектов. Вспоминаются справедливые слова авторитетнейшего отечественного специалиста по уголовному праву профессора М.Д. Шаргородского о том, что "юридическая наука начинается там, где она может сказать "нет" законодателю".

       

      Е.Н. Трикоз,

      старший научный сотрудник отдела уголовного законодательства

      и судоустройства ИЗиСП, кандидат юридических наук

       

       "Журнал российского права", N 4, апрель 2006 г.

       

 ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

       *(1) Данная статья, как и ряд других, признаны утратившими силу со дня вступления в действие Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Информация о работе Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достижения и недостатки