Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт, развиваясь в условиях, когда наметились тенденции к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи, с чем начаты важные структурные преобразования, активно идёт процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьёзных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объёма пассажирских перевозок, а также число транспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной из серьёзнейших социально-экономических проблем. От её успешного решения в значительной степени зависит не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Содержание работы

Глава 1. Понятие и общая характеристика против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
1.2. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств по Уголовному Кодексу Российской Федерации
Глава 2. Юридический состав нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1 Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.2 Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 года в нём содержались в  Главе 10 следующие статьи об ответственности  за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (статья 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (статья 212), и нарушения действующих на транспорте правил (статья 213).

В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовном кодексе 1960 года были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (статья 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (статья 213.1).

В 1968 году статья 212 была объединена со статьёй 211, так как законодатель счёл, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

В том  же 1968 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (статья 211.1); за выпуск в эксплуатацию технических неисправных транспортных средств (статья 211.2). Позднее статья 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен статьёй 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

В 1973 году рассматриваемая группа преступлений была дополнена статьёй 213.2 «Угон воздушного судна».

Кроме глав 1 и 10 две статьи гл. 3 «Преступления  против жизни, здоровья, свободы и  достоинства личности», по мнению некоторых  учёных, должны были быть отнесены к  группе транспортных преступлений. Это  часть 2 статья 127 (оставление и опасности) и статья 129 (неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие).

Примерно  с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделяться группа транспортных преступлений как  подсистема «преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Таким образом, к моменту принятия в 1996 году нового Уголовного кодекса в  доктрине уголовного права сложилась  довольно стройная система транспортных преступлений. И хотя некоторые преступления этой группы продолжали оставаться в разделе «Иные государственные преступления», многие учёные высказывались о несоответствии родовых объектов и степени опасности иных государственных преступлений и транспортных преступлений. Вместе с тем находилось всё больше сторонников выделения всех преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, с учётом их специфики и общности родового объекта в самостоятельную главу Кодекса.

В следственной и судебной практике возникали вопросы  относительно квалификации и разграничения со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений.4

На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического  транспорта указывалось и в Постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года (с последующими изменениями).

В развёрнувшейся в теории уголовного права дискуссии  относительно содержания главы о  транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько  наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулём водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений. Предлагались и привилегированные составы при наличии таких признаков, как обусловленность наступивших последствий нарушения правил движения действиями других лиц, наличие скрытых дефектов транспортного средства, экстремальные условия ситуации.

Однако  законодатель пошёл по иному пути, унифицировав нормы о транспортных преступлениях, за исключением трёх (ст. 265, 270, 271 УК), и сконструировав их в зависимости от тяжести последствий:

ч. 1 –  причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью либо крупный материальный ущерб (в некоторых нормах);

ч. 2 –  смерть человека;

ч. 3 –  смерть двух или более лиц.5

Объединив нормы об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспорта в самостоятельной главе  Уголовного кодекса, законодатель сохранил прежние составы преступлений, дополнив систему транспортных преступлений лишь ст. 265 (оставление места дорожно-транспортного происшествия). Однако в статьи, предусматривающие ответственность за рассматриваемые преступления, были внесены существенные изменения и дополнения.

1.2. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств по Уголовному Кодексу Российской Федерации

Увеличивающиеся с каждым годом интенсивность  и объём перевозок, а также число транспортных средств выдвигаются в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Этот  вывод подтверждается также неблагоприятной  динамикой и увеличением удельного  веса таких преступлений в общей структуре преступлений. Так, в 1998 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 116 040 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14 841 и получили ранения 127 182 человека, в том числе пострадало 24,7 тысяч детей и подростков в возрасте до 16 лет.

Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности  за них в самостоятельную главу, заключается в том, что они  совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении  с источниками повышенной опасности, при общении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.6

В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование «транспортные». Однако разработчики Уголовного кодекса 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы резюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые учёные, название главы «Транспортные преступления» не отражает в полной мере специфики этих преступлений и даёт основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях.

Заголовок главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»  УК 1996г. предоставляет более удачным, так как раскрывает содержание видимого объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части Кодекса, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которыми предусматривают ответственность именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта.

Преступления, относящиеся к числу транспортных,  характеризуются определёнными  общими объективными и субъективными  признаками.

Это, в  первую очередь, видовой объект рассматриваемой  группой преступлений – безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема подового объекта раздела IX УК – общественной безопасности. Общественная безопасность в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений, посягательства на которые предусмотрены главой 24-28 УК.

С объективной  стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении  установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. 7Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, то есть отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК отсылает к Правилам дорожного движения. Сами эти Правила в уголовном законе не расшифровываются. Их нарушение при отсутствии предусмотренных в ст. 246 УК последствий является административным правонарушением.

Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем, как действия, так и бездействия. Исключения составляют приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), что может быть совершено лишь путём действия, и неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270 УК), осуществляемое путём бездействия.

Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем  как материальные составы (исключения составляют ст. 270 и 271), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью личности или, в некоторых случаях, крупного материального ущерба. Нарушения правил, повлекшие лёгкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.

Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие  последствия находятся в причинной  связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. Поэтому вопрос о причинной связи должен обсуждать после установления факта нарушения соответствующих правил, обеспечивающих безопасное движение и эксплуатацию транспорта, и выяснения объёма и характера вредных последствий, которые зачастую являются результатом сложного взаимодействия ряда причин и условий.8 Таковыми могут быть неправомерные действия (бездействие) водителей других транспортных средств; неосторожное поведение иных участников движения, особенности дороги и погоды; техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и так далее.

Если  вредные последствия являются результатом  совместных действий нескольких лиц, то и эти лица могут привлекаться к ответственности по различным статьям Уголовного кодекса при наличии в их действиях (бездействии) признаков конкретного состава преступления.

Несколько этапов развития причинной связи  при совершении рассматриваемых  преступлений:

  1. вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;
  2. создаётся аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, ещё может предотвратить эти последствия;
  3. техника полностью выходит из-под контроля субъекта и зависит лишь от ситуации;
  4. причинение вреда становится неизбежным.9

При бездействии  причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется  некоторыми особенностями:

  1. на субъект возложена обязанность выполнения определённых правил;
  2. субъект имел возможность выполнить эти правила;
  3. выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;
  4. субъект не выполняет правил предосторожности.

С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 265, 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными, что специально подчёркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде, как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК).

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего  возраста. Исключение составляет ст. 267 УК. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает некоторые специальные признаки, что даёт основание говорить о специальном субъекте ряда составов транспортных преступлений (например, ст. 263, 264, 266 УК).

Преступления  против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) – это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.

Посягательство  на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материальную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств