Уголовно-правовая характеристика геноцида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является уголовно-правовой анализ геноцида как преступления против безопасности человечества.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику геноцида;
- определить уголовно-правовую характеристику геноцида.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… ..2
1. Общая характеристика геноцида ...………………………………………. ...4
1.1. Историческая и правовая характеристика понятия «геноцид»
1.2. Международное законодательство о геноциде
2. Уголовно – правовая характеристика геноцида …………………………...19
2.1. Объект геноцида
2.2. Объективная сторона геноцида
2.3 Субъект геноцида
2.4 Субъективная сторона геноцида
3. Геноцид и другие смежные преступления ………………………………...25
3.1. Отличие геноцида от других смежных преступлений
Заключение ……………………………………………………………….....30
Список использованной литературы ………………………………………33

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа по УП Долгова В.А. й2.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовно – правовая характеристика геноцида

 

2.1 Объект геноцида

Основным непосредственным объектом геноцида надо признать только безопасность человечества, так как  юридически допускается совершение этого преступления и в мирное время, и во внутригосударственной  политике.

Текстуальный анализ нормы о геноциде заставляет говорить о существовании дополнительного непосредственного объекта данного преступления - жизни и здоровья людей, принадлежащих к демографическим общностям. Соответственно, потерпевшими от этого преступления могут быть представители (члены) национальной, расовой, этнической или религиозной группы. Исходя из высочайшей степени общественной опасности рассматриваемого преступления, представляется, что потерпевшими от геноцида необходимо признавать всех представителей демографической группы, вне зависимости от того, скольким лицам причинен вред.

Объектом такого исследования являются общественные отношения и  интересы, связанных с установлением  и возможностью реализации у головной ответственности за совершение актов  геноцида.15

Говоря об объекте  преступления в праве, мы подразумеваем общественные отношение, урегулированные действующим законодательством, на которые посягает преступление. Наука уголовного права выделяет общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект - это объект, характерный для всех видов преступления, то есть вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Родовой - объект общий для отдельных групп преступлений. Так родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права. Непосредственный объект - это тоже совокупность общественных отношений, но по сравнению с родовым, в еще более узком объеме. Соответственно, непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых и религиозных групп. Так представляет виды объектов преступления геноцида теория уголовного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Объективная сторона геноцида

 

Состав геноцида носит формально - материальный характер. Объективная сторона геноцида, в отличие от других трех элементов состава преступления, не вызывает принципиальных споров. К объективной стороне геноцида относят действия, перечисленные в пунктах а - е статьи II Конвенции о геноциде:

Действия, совершаемые  с намерением уничтожить, полностью  или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную  группу, как таковую:

a.  убийство членов такой группы;

b.  причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c.  предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d.  меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e.  насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. 

Предупреждение геноцида и наказания за него говорят о  следующих деяниях, составляющих геноцид:

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

e) насильственная передача  детей из одной человеческой  группы в другую.

Действия, перечисленные  в пункте "b" сопряжены с причинением  вреда здоровью, но не с лишением жизни. И, тем не менее, эти действия ведут к искоренению той или иной группы путем лишения качеств, необходимых для жизни.

 

Под геноцидом следует  понимать не только физическое искоренение  группы, обладающей тем или иным характерным признаком, но и искоренение самого этого признака (например, национального, путем насильственной ассимиляции с другими группами).

Геноцид характеризуется, как преступление против человечества. Геноцид означает "отказ в признании  права на существование целых  человеческих групп, подобно тому, как человекоубийство означает отказ в признании права на жизнь отдельных человеческих существ". То есть "человечество" и "личность" в данном случае являются равнозначными понятиями. Следовательно, геноцид есть преступление против множества личностей.16

Объективную сторону  геноцида составляют деяния не только против жизни (п. а, с), но и против здоровья (п. b), семьи (п. e), что следует из самой  Конвенции. Иными словами, некоторые  из преступлений против личности. Но почему лишь некоторые? Конвенция все время оставляет впечатление недоговоренности, незавершенности. Как будто ее авторы, начав раскрывать суть этого преступления, внезапно одергивали руку, осекались и останавливались. Останавливались на середине, порождая бесконечные вопросы. Почему, например, не включили в объективную сторону состава геноцида деяния против половой свободы личности.

Позже, этот вид преступления нашел отражение в Уголовном  кодексе Испании: "сексуальное  нападение". В 1998 году, Международный  трибунал по Руанде, вынося вердикт по делу Жана Поля Акайезу, решил, что систематические изнасилования женщин народности тутси в провинции Таба составляют акт геноцида, "причиняющий серьезные физические или психические повреждения членам группы". Однако данное решение Международный трибунал принял на основе толкования пункта "b" Конвенции о геноциде, а не на основе применения нормы.

 

2.3 Субъект геноцида

 

Согласно статье IV Конвенции  о предупреждении преступления геноцида: "Лица, совершающие геноцид или  какие-либо другие из перечисленных в статье III деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами". Из приведенной статьи видно, что Конвенция к субъектам преступления геноцида относит исключительно физических лиц. 

Субъект преступления непосредственно  связан с уголовной ответственностью. Эта связь выражается в том, что  ответственность наступает только в случае совершения преступления. Точнее говоря, наличие состава преступления (и субъекта, как одного из его элементов) является фактическим основанием наступления уголовной ответственности. Однако понятие субъекта преступления можно рассматривать и в отрыве от понятия уголовной ответственности, как один из элементов состава преступления, наравне с объектом, объективной и субъективной сторонами.17 В отношении субъекта преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ, споров в науке практически не возникает. В российском законодательстве четко определено, какими признаками должен обладать субъект рассматриваемого преступления: физическое лицо; вменяемость; достижение определенного возраста (согласно ст. 20 УК РФ возраст наступления уголовной ответственности за геноцид составляет 16 лет).

Однако привлечение лица к ответственности Международным уголовным судом такой возраст составляет восемнадцать лет, а для привлечения национальным судом возрастные пределы устанавливаются в национальном законодательстве.

2.4 Субъективная сторона геноцида

 

Уголовный закон говорит  об общем субъекте преступления геноцида. Субъективная сторона состава выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Универсальным требованием к квалификации геноцида является установление особой цели действий виновного - стремления уничтожить полностью или частично демографическую группу. В данном случае цель совершения преступления становится обязательным субъективным признаком его состава. Законодательное определение обязательной цели при совершении геноцида предполагает, что все его проявления могут быть совершены только с прямым умыслом. По наличию указанной цели акт геноцида отграничивается от преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

С точки зрения российского  уголовного права геноцид признается преступлением, совершаемым с прямым умыслом. Интеллектуальный элемент умысла в отношении геноцида включает в себя осознание общественной опасности совершаемых действий, направленных на уничтожение определенной демографической группы населения. Сознание лица должно охватывать то, что своими действиями оно создает реальную опасность для существования этих групп. Волевой же элемент охватывает желание лица совершить действия, направленные на уничтожение перечисленных групп.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Геноцид и другие смежные преступления

 

3.1 Отличие геноцида от других смежных преступлений

 

Для квалификации геноцида необходимо установить намерение лица уничтожить полностью или частично демографическую группу населения. При этом у лица должно быть намерение  уничтожить значительную часть группы, а действия против физических лиц должны осуществляться в связи с их принадлежностью к группе.

Норма о геноциде является специальной по отношению к общим  нормам, предусмотренным ст. 105, 111, 126, 1271, 131, 132, 153 УК РФ. При конкуренции  норм об общем и специальном признаке квалификация должна производиться по норме о специальном признаке.

В случае совершения в  рамках геноцида преступлений, предусмотренных  вышеуказанными статьями УК РФ, регламентирующими  уголовную ответственность за общеуголовные  преступления, содеянное полностью охватывается ст. 357 УК РФ и дополнительной квалификации по другим статьям не требует. Основной объект перечисленных составов преступлений выступает в качестве дополнительного в составе преступления геноцида. В частности, это отношения, регулирующие охрану жизни и здоровья личности (ст. 105 и 111 УК РФ), свободы личности (ст. 126 и 127' УК РФ), половой свободы и половой неприкосновенности личности (ст. 131 и 132 УК РФ), семьи и несовершеннолетних (ст. 153 УК РФ).18

Основными отличительными признаками геноцида, отграничивающими его от смежных составов преступлений, являются, во-первых, особый непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия существования национальных, этнических, расовых и религиозных групп. Во-вторых, определенный потерпевший - представители перечисленных демографических групп населения. В-третьих, совокупность альтернативно предусмотренных действий, образующих объективную сторону состава преступления. В-четвертых, обязательная цель преступления - уничтожение полностью или частично группы населения, объединенной определенными признаками.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него в качестве самостоятельных  преступлений предусмотрены: заговор  с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида, соучастие в геноциде. При решении вопроса о наказании лиц, виновных в совершении приготовления к геноциду или покушения на геноцид, УК РФ и Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него содержат различные подходы.

В российском уголовном  законодательстве соучастие в геноциде подлежит квалификации по статье 357 УК РФ со ссылкой на соответствующую  часть ст. 33 УК РФ.19 В Конвенции предусматриваются рекомендации закрепить самостоятельную ответственность за подстрекательство к геноциду, заговор с целью совершения геноцида и покушение на геноцид. В УК РФ неудавшееся подстрекательство к геноциду охватывается нормами о неоконченном преступлении и подлежит квалификации по ст. 357 УК РФ со ссылкой на ч. 1 ст. 30 УК РФ. Поскольку состав геноцида сформулирован в УК РФ как усеченный, покушение на геноцид уже предусмотрено в ст. 357 УК РФ, где момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Заговор с целью совершения геноцида может квалифицироваться по ст. 210 УК РФ как организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем. Таким образом, Российской Федерации нет оснований следовать приведенным рекомендациям Конвенции.

Геноцид от преступлений против человечности отличают масштабы репрессий и ярко выраженные специфические  цели. Действительно, жертвы преступлений против человечности не должны в обязательном порядке принадлежать к какой-либо идентифицируемой группе, в то время как потерпевшие при совершении геноцида характеризуются принадлежностью к национальной, этнической, расовой или религиозной группе при этом виновный имеет особую цель - уничтожение этой группы полностью или частично. Как справедливо отмечал А.Н. Трайнин, геноцид слагается из отдельных действий: убийств, истязаний и т. п., каждое из которых имеет своим объектом жизнь, здоровье, благополучие человека.20

 При этом надо  учитывать, что специфическая  особенность геноцида, выделяющая  его из других преступлений против человечества, заключается в том, что его объектом является не отдельный человек, а группа людей. В составе геноцида, конечно, непрерывно совершаются насилия и преследования человека, но это не самоцель, а средство уничтожения группы; поэтому при геноциде жертвой становится не то или иное конкретное, отличающееся индивидуальными чертами лицо, а лицо, наделенное общими родовыми признаками, либо лицо, являющееся членом определенной группы, каждый член которой обезличен и обречен на уничтожение.

Что же касается военных  преступлений, то под ними понимаются международные преступления, представляющие собой деяния, посягающие на законы или обычаи войны. Геноцид от этих деяний отличает наличие специальной  цели - физического уничтожения определенной идентифицируемой группы и возможность совершения в мирное время.

От преступлений против личности геноцид отличает, во-первых, объект преступления: родовым объектом являются общественные отношения по охране личности. К непосредственным объектам преступлений этого раздела относят общественные отношения по охране жизни и здоровья личности, свободы, чести и достоинства человека, равенства прав и свобод человека и гражданина, интересов семьи и нормального развития ребенка.

Отличается в рассматриваемых  преступлениях и вид состава. Убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью являются преступлениями с материальным составом. Похищение человека, торговля людьми, подмена ребенка имеют формальный состав. Геноцид же является преступлением с усеченным составом.

Пожалуй, основным признаком, отличающим рассматриваемые преступления друг от друга, является цель, с которой  осуществляется геноцид - уничтожение  полностью или частично национальной, этнической расовой или религиозной  группы.

Относительно составов преступлений, предусмотренных ст. 280, 282 УК РФ, следует отметить, что публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти или вражды можно отграничить от геноцида по их направленности. Подобные деяния могут расцениваться и как приготовление к геноциду. Однако для квалификации таких деяний как приготовление к преступлению, предусмотренному ст. 357 УК РФ, необходимо, чтобы они создавали условия для совершения действий, направленных на уничтожение национальной, этнической расовой или религиозной группы, нужно доказать, что такие действия осуществлялись в рамках единой линии поведения виновного по уничтожению названных групп. В случае же, если действия виновного включали только распространение материалов, содержащих призывы к уничтожению перечисленных групп населения, и виновным не совершалось никаких действий, непосредственно направленных на уничтожение таких групп, его действия следует квалифицировать по ст. 280 УК РФ.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика геноцида