Умысел как форма вины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы будет изучение понятия, особенностей классификации умысла и его значения в уголовном праве Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и признаки умысла как формы вины;
- охарактеризовать особенности классификации умысла;
- определить уголовно-правовое значение определения вида умысла при квалификации преступления.


Глава 1. Понятие и признаки умысла как формы вины
Уголовный кодекс РФ характеризует умысел как психическое отношение, при котором лицо осознавало общественную опасность действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Правильное установление вида умысла имеет разноплановое юридическое значение. Поэтому Пленум Верховного Суда Р.Ф. в постановлении от 22 декабря 1992 года «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» подчеркнул, что при назначении наказания в числе прочих обстоятельств суды обязаны учитывать вид умысла, мотив и цель преступления.
Сознание общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно опасных последствий характеризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.
Желание – как признак умысла – это влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь. Предметом желания, целью действий виновного является общественно опасное последствие, представляющее собой признак совершенного преступления. При этом на первое место «выступают» цели и мотивы, как бы «формулирующие» четко осознанное, целенаправленное действие (бездействие), способствующие достижению результата.
Именно поэтому о желании наступления общественно опасного последствия умысла можно говорить в случаях, когда:
общественно опасное последствие является конечной целью действий виновного;
общественно опасное последствие – не конечная цель, а промежуточная, которая выступает в качестве необходимого средства или этапа достижения конечной цели, самой по себе преступной или непреступной.
Таким образом, желание как признак умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут выступать в качестве следующих факторов:
1. конечной цели;
2. промежуточного этапа на пути к достижению конечной цели;
3. средства достижения цели;
4. неизбежного сопутствующего признака деяния.
Сознание общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание его фактического содержания и общественного значения.
Оно включает представление о характере тех благ, на которые совершается посягательство, то есть об объекте преступления, о содержании действия (бездействия), посредством которого осуществляется посягательство, а также о тех фактических обстоятельствах (время, место, способ, обстановка), при которых происходит преступление.
Отражение всех этих компонентов в сознании виновного даёт ему возможность осознать объективную направленность деяния на опр

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……3
Глава 1. Понятие и признаки умысла как формы вины.…………………………5
Глава 2. Особенности классификации умысла….………………..……………….9
2.1 Прямой умысел………………………………………………………………….9
2.2 Косвенный умысел…………………………………………………….……….11
2.3 Направленность как основание классификации умысла…..………….……..14
Глава 3. Уголовно-правовое значение определения вида умысла при квалификации преступления…………………..………………….……………….18
Заключение…………………………………………………………………………23
Список источников и литературы…...…………………………………………….25

Содержимое работы - 1 файл

КУРсовая по Уголовному праву.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

4.          Ошибка в средствах совершения преступления имеет место в случаях, когда лицо использует иные, незапланированные средства (то, с помощью чего и чем осуществляется воздействие на предметы посягательства и потерпевшего). Как правило, для уголовного права ошибка в выборе средств не влияет на квалификацию содеянного (чем был убит потерпевший, кухонным ножом или кинжалом и т.д.) Если лицо ошибочно, например, использует поваренную соль в качестве яда, полагая, что большая доза смертельна, то в этом случае лицо должно отвечать за неоконченную преступную деятельность (приготовление или покушение на убийство). Если лицо, заблуждаясь в силу своего невежества, выбирает в качестве средства совершения преступления, например, молитвы, наговоры, заговоры, гадания и проч., которые по своей сути являются лишь обнаружением умысла, то содеянное нельзя отнести к уголовно-правовым деяниям. В уголовном праве подобные действия принято называть покушением с ничтожными средствами;

5.          Ошибка в причинной связи означает неправильное представление о причинной связи между деяниями и последствием. Однако это вовсе не означает, что виновный должен сознавать все детали и особенности развития причинной связи. Для признания лица действующим умышленно достаточно установить, что оно охватывало своим сознанием общие закономерности развития причинной связи, что преступное последствие может наступить именно в результате его действий. Ошибка в причинной связи может быть лишь в случае, когда лицо общие закономерности представляет неправильно. Если лицо ошибается не в результате своих действий, не в его свойствах, а только в развитии причинной связи, которая, по его мнению, и должна была привести к этому результату, то такая ошибка не меняет форму вины, не исключает уголовной ответственности;

6.          Ошибка в квалифицирующих признаках преступления выражается в том, что лицо заблуждается относительно отсутствия квалифицирующего обстоятельства, полагая, что оно совершает преступление без квалифицирующих обстоятельств, и фактически имеющиеся признаки не охватываются сознанием виновного. В этих случаях, учитывая, что у лица нет психического отношения к квалифицирующим признакам, содеянное следует квалифицировать как оконченное преступление без квалифицирующих признаков.[7]

Данная разновидность ошибки может проявиться в неверном представлении лица о наличии квалифицирующих обстоятельств, тогда как фактически они отсутствуют. При таком ошибочном представлении лица о наличии квалифицирующих обстоятельств, которых на самом деле нет, они не предусмотрены законом, содеянное надлежит квалифицировать как простой вид данного преступления (это мнимое квалифицированное преступление – разновидность юридической, а не фактической ошибки).[8]

Общим правилом для всех разновидностей фактической ошибки является: ответственность должна определяться в соответствии с виной, т.е. исходя из того, что виновный сознавал или должен был сознавать в момент совершения преступления.

Все виды рассмотренных ошибок (юридической и фактической) так или иначе характеризуют сознание лица, поэтому вопрос об ошибке возникает только в случаях совершения умышленных преступлений.

Согласно ст. 27 УК РФ, если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону, влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий.

В целом такое преступление признается совершенным умышленно.


Заключение

 

Таким образом, умысел - психическое отношение, при котором лицо осознавало общественную опасность действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Прямой умысел имеет место в случае, если лицо, его совершившее, осознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ).

Под косвенным умыслом понимается, что лицо, совершившее преступление, осознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (ч. 3 ст. 25 УК РФ).

У прямого и косвенного умыслов он почти всегда совпадает, его образуют осознание лицом общественно опасного характера своего действия или бездействия и предвидение его общественно опасного последствия. Различие состоит только в том, что при прямом умысле субъект предвидит как неизбежность наступления вредных последствий, так и возможность или вероятность их наступления; при косвенном умысле лицо предвидит лишь возможность или вероятность наступления вредных последствий.

Основное различие прямого и косвенного умысла заключается в волевом моменте, характеризующем направленность воли субъекта. При прямом умысле субъект желает наступления преступного результата, тогда как при косвенном умысле субъект либо безразлично относится к вредным последствиям своего деяния, сознательно допуская их наступление («преступное безразличие»), либо субъект не желает наступления преступного результата, однако ради достижения другой желаемой цели мирится с ним, допускает его.

Кроме основных двух видов умысла, указанных в законе, в теории уголовного права выделяются и иные виды (подвиды) умысла, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при расследовании и судебном рассмотрении дел. По условиям формирования различают заранее обдуманный, внезапно возникающий и аффектированный умысел, а в зависимости от предвидения субъектом последствий своих действий – определённый и неопределённый умысел.

Сознание общественно опасного характера совершаемого дея­ния и предвидение его общественно опасных последствий харак­теризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент прямого умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.

Однако УК РФ 2007 г. не включает сознание противоп­равности совершаемого деяния в содержание этой формы вины. Поэтому преступ­ление может быть признано умышленным и в тех (весьма редких) случаях, когда противоправность совершенного деяния не осоз­навалась виновным.

Современное уголовно-правовое понимание умысла в УК РФ достаточно проработано с учетом зарубежного опыта и исторических особенностей российского уголовного права, поэтому в ближайшее время, очевидно, что пересмотра понятия, признаков и видов умысла в уголовном законодательстве России не предвидится.


Список источников и литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 2003.

2.      Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.). - М., 2007.

3.      Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы вины. М., 1987.

4.      Иванов  Н.  Умысел  в  уголовном  праве  России  //  Российская  юстиция.  2002.  №12.  С.  16

5.      Комментарий  к  Уголовному  Кодексу  РФ.  Под  ред.  Ю.А.  Скуратова.  М.  Юрист.  2000.

6.      Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.

7.      Мальков  В.  Вина  -  основание  юридической  ответственности.  //  Законность.  2002.  №11.  С.  29

8.      Нерсеньян  В.А.  Некоторые  проблемы  неосторожной  формы  вины  //  Сов.  государство  и  право.  1989.  №3.  С.  110

9.      Радченко В.И.  Комментарий  к  уголовному  кодексу  Российской  Федерации. - М.: Вердикт, 2004.

10. Селезнев  М.  Умысел  как  форма  вины.  //  Российская  юстиция.  2002.   №3.  С.  11

11. Смирнов К.П. Умысел как форма вины. // Российская юстиция, № 12.2000.

12. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. М., Наука.1994.

25

 



[1] Уголовный кодекс РФ. ст. 25

[2] Бюллетень Верховного Суда  Р.Ф. 1992 г. № 2, с. 6.

[3] Радченко В.И.  Комментарий  к  уголовному  кодексу  Российской  Федерации. - М., 2004. С. 215

[4] Селезнев  М.  Умысел  как  форма  вины.  //  Российская  юстиция.  2002.   №3.  С.  13

[5] Уголовный  кодекс  Российской  Федерации часть вторая ст. 25

[6] Комментарий  к  Уголовному  Кодексу  РФ.  Под  ред.  Ю.А.  Скуратова.  М.  Юрист.  2000. С. 445

[7] Иванов  Н.  Умысел  в  уголовном  праве  России  //  Российская  юстиция.  2002.  №12.  С.  17

[8] Иванов  Н.  Умысел  в  уголовном  праве  России  //  Российская  юстиция.  2002.  №12.  С.  19


Информация о работе Умысел как форма вины