Контроль и запись переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

В 1934 году на выставке радиоаппаратуры в Берлине впервые продемонстрирован звукозаписывающий аппарат, названный и запатентованный как «магнитофон». Практически одновременно в советской юридической литературе, появились первые высказывания о возможности применения звукозаписи в борьбе с преступностью». Опыт США показывает, что «практика подслушивания полицией телефонных переговоров начала особенно активно развиваться еще в период так называемого «сухого закона», т.е. прослушку разговоров внутри США впервые организовал Джон Гувер, основатель и директор Федерального Бюро Расследований. Он применял ее в борьбе против преступных группировок, занимавшихся незаконной торговлей спиртным в период "сухого закона" 1920-х годов.

Содержание работы

Введение 3стр.
Понятие контроля и записи переговоров как следственного действия 5стр.
Порядок производства контроля и записи телефонных переговоров 8стр.
Соотношение прослушивания телефонных переговоров и контроля и записи переговоров. 14стр.

---
Заключение 21стр.
Список используемой литературы 24стр.
Приложение

Содержимое работы - 1 файл

Курсач по упп.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

                  Московский университет МВД России

                           Кафедра Уголовного процесса 
 

                                Курсовая работа на тему:

                      «Контроль и запись переговоров» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Выполнил : Рядовой милиции

                                                                Курсант 312уч.вз.

                                                               Локтионов А.Н.

                                                               Проверил : полковник милиции

                                                               Ст. преподователь

                                                              Клементьева Е.С. 

                                         Дата проверки_____________

                                                Оценка_______________                                                         
 
 

                                             

 

                                                Москва 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Содержание

            Введение                                                                                3стр.

  1. Понятие контроля и записи переговоров как следственного действия                                                                            5стр.
  2. Порядок производства контроля и записи телефонных переговоров                                                                      8стр.
  3. Соотношение прослушивания телефонных переговоров и контроля и записи переговоров.                                   14стр.
 
---

    Заключение                                                                     21стр. 

    Список  используемой литературы                               24стр. 

    Приложение                                                                    27стр. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     В 1934 году на выставке радиоаппаратуры  в Берлине впервые продемонстрирован звукозаписывающий аппарат, названный и запатентованный как «магнитофон». Практически одновременно в советской юридической литературе, появились первые высказывания о возможности применения звукозаписи в борьбе с преступностью». Опыт США показывает, что «практика подслушивания полицией телефонных переговоров начала особенно активно развиваться еще в период так называемого «сухого закона», т.е. прослушку разговоров внутри США впервые организовал Джон Гувер, основатель и директор Федерального Бюро Расследований. Он применял ее в борьбе против преступных группировок, занимавшихся незаконной торговлей спиртным в период "сухого закона" 1920-х годов.

     Впервые на законодательном уровне процессуальная регламентация следственного действия - прослушивание телефонных переговоров - была дана 12.06.1990г. ещё союзным законодателем, когда в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик была введена ст.351, в которой были описаны основания и условия, а также порядок осуществления этого следственного действия1. Законодатель не ставил перед собой задачи подробной процессуальной регламентации этого нового следственного действия, поскольку это предполагалось сделать на уровне отраслевого законодательства союзных республик, в том числе - и Российской Федерации2. Однако первая попытка процессуальной регламентации прослушивания (контроля) телефонных переговоров более 10 лет оставалась нереализованной3. Соответствующие изменения и дополнения в УПК РСФСР были внесены только 20 марта 2001 года (ст. 174' УПК РСФСР). В новом УПК это ст. 186 - «Контроль и запись переговоров».4 

     Преступность, в том числе организованные её формы сегодня представляют угрозу не только для отдельных граждан, но и для общества в целом. Изменилось качество преступности, которое вызвано в частности расширяющимся применением в преступной деятельности компьютерных технологий и технических средств разведывательного назначения. В таких условиях правоприменительные органы тоже должны быть «вооружены» аналогичными техническими средствами для фиксации доказательств.

     Без выявления раскрытия совершенных  преступлений, изобличения преступников, как справедливо отмечает В. А. Азаров, в России невозможно эффективно защищать личность, ее права и свободы, а также интересы общества и государства5.

   Актуальность  данной темы состоит в том что  контроль и запись переговоров  считается малоизученной. И в ней имеется множество спорных вопросов на которые необходимо уделить внимание. В данной курсовой работе я приведу некоторые точки зрения и попробую разобраться в данной проблеме и придти к однозначному выводу.

   Цели  курсовой работы изучить точки зрения авторов которые уделяли свое внимание данной теме. Сопоставить их точки зрения. Изучить нормативно правовые акты которые регулируют данную область уголовного процесса.

   Задачи  курсовой работы . Выяснить  однозначное  понятие контроля и записи переговоров как следственного действия.  Точный порядок производства данного следственного действия. Сопоставить и сравнить прослушивание телефонных и записи переговоров и контроль и запись переговоров.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  контроля и записи  переговоров как  следственного действия

     УПК России определяет контроль переговоров как прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограммы (п. 1141 ст. 5 УПК). Эта, несколько расплывчатая, формула не проясняет познавательного значения данного приема. В процессуальной литературе не сложилось единого взгляда на сущность контроля и записи переговоров. Уголовно-процессуальный закон (186 УПК) регламентирует данное действие в главе 25 УПК, наряду с обыском и выемкой, вследствие чего ряд исследователей видят в нем новое следственное действие. Другие же ученые разделяют высказанное автором суждение о том, что при контроле переговоров отсутствует определяющий признак следственного действия – непосредственное извлечение следователем доказательственной информации из соответствующего источника и ее закрепление, поскольку следователь сам переговоры не прослушивает и не фиксирует. Также обращается внимание на совпадение требований, регламентирующих контроль переговоров, в УПК РФ и прослушивание переговоров в п. 9 ст. 6 Закона об ОРД, что свидетельствует об одинаковой природе указанных действий. Кроме того, следователь, вправе организовать прослушивание телефонных переговоров за рамками ст. 186 УПК. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК и ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД он может поручить проведение прослушивания оперативному органу и в этом случае речь явно идет не о следственном, а об оперативно-розыскном мероприятии. Следователь также вправе истребовать от оперативного органа материалы прослушивания, независимо от того, проводилось ли прослушивание и запись в качестве следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия, оперативный же орган и в том и в другом случае представляет фонограмму следователю со своим сопроводительным документом (ст. 186 УПК, ст. 11 Закона об ОРД). Из сказанного следует, что предусмотренный ст. 186 УПК контроль и запись переговоров – это типичное оперативно-розыскное мероприятие. Но, с другой стороны, УПК РФ содержит и несовпадающие с Законом об ОРД, правила контроля и записи переговоров и признает полученную в результате этого информацию доказательством по делу, что несколько сближает данный познавательный прием с другими следственными действиями.

   Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность  контроля и записи не только телефонных, но и иных переговоров. К последним относятся переговоры с использованием радио и других переговорных устройств (мобильные телефоны, пейджинговая связь, телетайп, электронная почта). Но нельзя считать, что «иные переговоры», это любой диалог, который люди ведут в обычной для них обстановке, не применяя технических средств, т.е. дома, на работе, в транспорте и т.д. В то же время, указанное действие может иметь различные цели.

   В одном случае оно направлено на получение  информации, имеющей значение для расследования и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, содержащейся в телефонных переговорах, которые подозреваемый, обвиняемый и другие лица ведут между собой. «Другими» могут быть лица, из числа родственников и близкого окружения обвиняемого и подозреваемого, а также лица, находящееся с ними в криминальных связях. Однако, как правильно отмечено в литературе, недопустим контроль переговоров между защитником и подзащитными. В этом случае оказалось бы нарушенной охраняемая законом профессиональная тайна адвоката (п. 3 ч. 3 ст. 56), раскрыта линия защиты, что фактически подрывало бы состязательное построение процесса.

   Вторая  цель – защита потерпевших, свидетелей, их родственников и близких от угроз совершения в отношении  их преступлений, осуществляемая посредством изобличения лиц, высказывающих в контролируемых переговорах такие угрозы, а также раскрытие этих преступлений.

  Контроль  переговоров является существенным ограничением конституционного права  граждан на тайну переговоров, которое  допускается лишь на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Поэтому правовая регламентация контроля переговоров призвана определить пределы вмешательства в личную жизнь. Различие в целях контроля обусловило и различие в основаниях его проведения.

  На мой взгляд контроль и запись переговоров является следственным действием так как данной действие указанно в УПК РФ как следственное действие. Это действие непосредственно направленное на собирание доказательств по уголовному делу , а этот признак непосредственно указывает на то что это следственное действие.    
 
 
 
 
 
 
 

2.Порядок  производства контроля  и записи телефонных переговоров

     Первым основанием для получения разрешения суда следователь должен иметь достаточно веские основания предполагать, что в телефонных переговорах подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 186 УПК), и на этом основании возбудить перед судом ходатайство о прослушивании. Ходатайство облекается в форму постановления, согласованного с прокурором, и должно содержать развернутую информацию, определяющую фактические основания и пределы ограничения тайны телефонных и иных переговоров. Указывается дело, в ходе расследования которого необходимо осуществить контроль переговоров, основания контроля (имеющиеся в деле доказательства), данные о лице, переговоры которого будут контролироваться и фиксироваться, срок в течение которого предполагается осуществлять контроль (он не может превышать шести месяцев), а также наименование органа, которому получается техническое осуществление контроля и записи.

   Второе  основание для контроля и записи телефонных переговоров потерпевшего, свидетеля, их близких является заявление этих лиц о том, что по телефону подозреваемый, обвиняемый или лица из их окружения высказывают в их адрес угрозы совершения насилия, или других преступных действий с тем, чтобы побудить их отказаться от изобличающих показаний, либо передать вымогателям какие-либо ценности, совершить в их интересах какие-либо действия и т.д. При таких обстоятельствах согласия суда на контроль и запись переговоров не требуется ибо указанные лица высказали свое согласие на прослушивание. Свое решение о прослушивании следователь, с согласия обратившихся к нему лиц,  оформляет мотивированым постановлением.

   Однако  если потерпевший, свидетель, близкие  им лица с таким заявлением не обращаются, но в тоже время имеются данные о том, что угрозы вымогательством, совершением других преступных действий, высказываемые при переговорах, могут быть зафиксированы и послужить уликами, способствующими успеху расследования, следователь вправе проявить инициативу в установлении контроля. В этом случае он, также с соблюдением указанных выше требований закона, возбуждает перед судом ходатайство о даче разрешения на контроль и запись переговоров.

   Свое  постановление, либо разрешение суда следователь  направляет в соответствующее подразделение  ФСБ или МВД, которые осуществляют прослушивание. В течение всего  срока контроля следователь вправе истребовать фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Но подразделение, осуществляющее контроль и запись, вправе и по своей инициативе представить фонограмму следователю. Она направляется ему в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткая характеристики использованных при этом технических средств.

   Непосредственное  восприятие сведений, зафиксированных  в фонограмме, осуществляется следователем путем ее прослушивания после  осмотра фонограммы. При осмотре и прослушивании участвуют понятые, при необходимости специалист а также, как об этом сказано в ч. 7 ст. 186, лица, чьи переговоры записаны (возможно оба участника переговоров).

   Из  контекста этой нормы следует, что  привлечение этих лиц к прослушиванию фонограммы не является обязательным. Это представляется правильным. Преждевременное придание этому оперативному, и негласному по существу, мероприятию открытого характера, т.к. осведомление лиц, ведших переговоры, о том, что их содержание известно следователю фактически представляло бы собой разглашение данных предварительного следствия, способное серьезно осложнить ход расследования.

Информация о работе Контроль и запись переговоров