Посягательство на жизнь сотрудника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:32, дипломная работа

Краткое описание

Общественная опасность посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа определяется тем, что посягательство осуществляется на два блага – основы управления в сфере охраны общественного порядка (основной непосредственный объект) и жизнь человека (дополнительный непосредственный объект). Деяние относится к категории особо тяжких. Это одно из немногих общеуголовных преступлений, за которое возможно применение смертной казни.

Содержание работы

Введение. 3
1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. 8
1.1. Понятие и виды преступлений против порядка управления. 8
1.2. Уголовная ответственность на насильственные преступления
против порядка управления в законодательстве России. 99
1.3. Правовое регулирование ответственности за преступления
против порядка управления в уголовном
законодательстве зарубежных стран. 24
2. Объективные признаки посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного органа. 27
2.1. Характеристика объекта посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного органа. 27
2.2. Понятие и классификация потерпевших от посягательства
на жизнь сотрудника правоохранительного органа. 40
2.3. Объективная сторона посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного органа. 48
3. Субъективные признаки посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного органа. 65
3.1. Содержание субъективной стороны посягательства на
жизнь сотрудника правоохранительного органа. 65
3.2. Субъект посягательства на жизнь сотрудника
правоохранительного органа. 82
Заключение. 88
Список литературы.

Содержимое работы - 1 файл

ккопия.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

Состав преступления, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, на наш взгляд имеет другой видовой и непосредственный объекты, поскольку общественная опасность этого преступления, в отличие от преступлений, предусмотренных ст. 317 и ст. 318 УК, заключается в противодействии нормальному осуществлению правосудия и на первом месте стоит охрана жизни и здоровья осужденных.

На основании Федерального закона от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ч. 2 ст. 321 УК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми санкция указанной нормы определяется в виде лишения свободы сроком до пяти лет, то есть аналогично санкции, содержащейся в норме первой части этой статьи. На наш взгляд такая позиция законодателя является, по меньшей мере, нелогичной и нуждается в корректировке, поскольку преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 321 УК, представляет собой большую общественную опасность, так как направлено против специального потерпевшего - сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких и не должно наказываться равным образом с аналогичным преступлением, направленным против осужденного.[42]

В современной юридической литературе дискуссии по поводу приоритетности того или иного из непосредственных объектов посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа уже не так остры, хотя многие авторы справедливо отмечают, что конструкция составов преступлений, когда жизнь человека при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом охраны, не является безупречной, «ибо жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица».

Общественная опасность данного преступления, как считает Ю. И. Бытко, определяется тем, что посягательство осуществляется на два блага –основы управления в сфере охраны общественного порядка и жизнь человека. А. В. Кладков определяет непосредственный объект этого преступления как законную деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а дополнительным объектом является жизнь указанных лиц, а также их близких. З. А. Незнамова полагает, что основной непосредственный объект данного преступления -нормальная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а дополнительный - жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. Таким образом, потерпевшими при совершении комментируемого преступления могут быть: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; в) близкие этих лиц.

В свою очередь, дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, является жизнь и здоровье осужденных, вставших на путь исправления, а также жизнь и здоровье сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей либо их близких. Отнесение последних законодателем к числу потерпевших от насильственных преступлений против порядка управления противоречит характеристике круга таких потерпевших, данных в ст.ст. 317, 318 УК РФ. Иными словами, еще раз прослеживается необходимость перенесения ст. 321 :УК РФ из Главы 32 «Преступления против порядка управления» в Главу 31 «Преступления против правосудия».

Перечень органов, которые следует относить к правоохранительным, в Кодексе не приводится, как не разъясняется, о каких военнослужащих идет речь в ст. 317 УК. Толкование названной уголовно-правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что под правоохранительными органами здесь понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Это не только полиция, но и другие государственные органы, сотрудники которых могут привлекаться к охране общественного порядка и общественной безопасности, хотя это не входит в круг их прямых обязанностей - таможня, ФСБ, РУОП и т.д.. На наш взгляд, нельзя согласиться с теми авторами, которые категорически отрицают возможность квалификации по ст. 317 УК РФ посягательства на жизнь сотрудников контролирующих органов.

Необходимо отметить, что в юридической литературе, комментирующей положения ст. 317 УК РФ, зачастую отождествляются понятия «сотрудник правоохранительного органа» и «должностное лицо правоохранительного органа». Перечисляя одних и тех же лиц, выполняющих в соответствии с законом функции по охране общественного порядка и общественной безопасности, авторы относят их либо к должностным лицам правоохранительных органов, либо к сотрудникам правоохранительных органов. Эту «двойственность» можно объяснить тем, что в действующих федеральных законах, определяющих основы деятельности правоохранительных органов, речь ведется в общем о должностных лицах их органов, к которым, наряду с судьями, прокурорами, следователями, относятся и сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов полиции и т.д., тогда как в ст. 1317 УК РФ говорится только о сотрудниках правоохранительных органов.[43] Употребление второго понятия правильнее, поскольку Уголовный кодекс РФ, являющийся основным источником уголовного права и вступивший b силу позже специальных нормативных актов, имеет большую юридическую и приоритет перед конкурирующими нормами иных законов.

Таким образом, анализ содержания непосредственных объектов преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ, позволяет сделать следующие выводы и предложения: основным непосредственным объектом при совершении посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; дополнительным непосредственным объектом при совершении рассматриваемого посягательства выступает жизнь указанных лиц; категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяются не только в зависимости от их принадлежности к тому или иному органу управления - наряду с этим учитывается и характер исполняемых ими обязанностей. Уголовно-правовая норма, содержащаяся в ст. 317 УК РФ, ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, потерпевшими при совершении комментируемого преступления могут быть: сотрудник правоохранительного органа или иного государственного органа, а также военнослужащий, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также близкие этих лиц; необходимо перенести состав дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, из Главы 32 УК РФ «Преступления против порядка управления» в Главу 31 «Преступления против правосудия».[44]

 

2.2. Понятие и классификация потерпевших от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа

 

Важнейшим признаком состава исследуемого преступления является специальный потерпевший - сотрудник правоохранительного органа, в определение которого законодателем положено два критерия: а) принадлежность к определённому органу власти или управления; б) характер исполняемых обязанностей. Следовательно, для определения круга сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть признаны потерпевшими, прежде всего, необходимо обратиться к положениям действующего федерального законодательства. Федеральный Закон от 22 марта 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 30.06.2003 г.) определяет следующие категории должностных лиц, подлежащих к Государственной защите при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебной деятельности: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные и присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение преступлений; сотрудники федеральных органов государственной охраны;

работники таможенных органов, органов Министерства по налогам и сборам РФ, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов России, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Как видим, с одной стороны Закон проводит разницу между судьями и должностными лицами правоохранительных органов, а с другой - между должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов. Действительно, в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (в редакции от 20.02.2000 г.) «О статусе судей в Российской Федерации»2 их полномочиями является отправление правосудия, которое представляет самостоятельный объект уголовно-правовой охраны. Таким образом, судьи, народные и присяжные заседатели, судебные приставы-исполнители, не относятся к числу сотрудников правоохранительных органов и не могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ. Посягательства на их жизнь подлежат квалификации по ст. 295 главы 31 УК «Преступления против правосудия».[45]

Как было отмечено выше, категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых им обязанностей. Статья 317 ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Понятие такой деятельности выработано условно-правовой теорией и судебной практикой.

Деятельность по охране общественного порядка - законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.

Деятельность по обеспечению общественной безопасности - законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 (в редакции от 02.01.2000) «О прокуратуре Российской Федерации» она от имени государства осуществляет надзор за исполнением законов, что не является деятельностью по охране общественного порядка. Правда, прокурор уполномочен предупреждать и пресекать нарушения прав и свобод человека и гражданина, однако делает он это путем принесения протеста или представления.

Согласно УПК РФ, следователи и лица, производящие дознание, обеспечивают быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, сбор доказательств, производство дознания и предварительного расследования по уголовным делам, что не относится к деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Таким образом, указанные лица, а также работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой нами статье, а посягательство на них образует состав ст. 295 УК.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (в редакции от 15.06.1996) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» задачами уголовно-исполнительной системы, в которую входят учреждения, исполняющие наказание, территориальные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, в том числе являются обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений. Таким образом, деятельность учреждений и органов исполнительной системы и их должностных лиц направлена на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности как на территории данных учреждений, так и вне ее. Поэтому сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ.

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 20.03.2001) «Об оперативно-розыскной деятельности», ее задачи в числе других - выявлять, пресекать, раскрывать преступления, а также устанавливать виновных. Поэтому оперативно - розыскная деятельность в этой части служит охране общественного порядка, а лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК. Эта деятельность входит в компетенцию оперативных подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов.

К числу потерпевших по ст. 317 УК относятся также сотрудники органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность. Эту задачу среди всех работников внутренних дел выполняют, прежде всего, сотрудники полиции.

Те сотрудники органов безопасности, деятельность которых связана с пресечением преступности, также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления. Работники контрольных органов Президента Российской Федерации, а также сотрудники федеральных органов и государственной охраны, осуществляя в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности, охранные мероприятия и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны; участвуя в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; выявляя, предупреждая и пресекая преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах, могут выступать потерпевшими по ст. 317 УК.

Согласно Таможенному кодексу РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, вступившему в силу с 01.01.2004 г., таможенные органы, в частности, ведут борьбу с контрабандой, нарушением таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу России наркотических средств, оружия, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом (ст. 408 ТК РФ). Должностные лица таможенных органов наделены правом пресекать нарушения таможенного законодательства, применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие (ст.113 414 ТК РФ). Кроме того, органы таможни имеют право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности. В этих случаях должностные лица данных органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Информация о работе Посягательство на жизнь сотрудника