Предъявление для опознания в стадии предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:29, дипломная работа

Краткое описание

«Предъявление для опознания» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, поскольку указанное следственное действие относится к числу активно используемых средств доказывания.
В ходе предварительного расследования часто появляются конкретные лица, или предметы, характер которых, назначение и отношение их к делу нуждаются в выяснении. В решении данной задачи используются методы криминалистической идентификации, одним из которых является выделение объекта из числа однородных по мысленному образу, сохранившемуся в памяти человека. Лицо, дающее показание (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), сообщает об известном ему человеке или объекте, указывает на отличительные признаки и может указать его в группе других.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, задачи, объекты и участники предъявления для
опознания.…………………………………………………………………..6
§ 1. Понятие и задачи предъявления для опознания………………….6
§ 2. Объекты, предъявляемые для опознания………………………...12
§ 3. Участники в предъявлении для опознания……………………....24
Глава 2. Процессуальный порядок предъявления для опознания……..33
§ 1. Подготовка к предъявлению для опознания…………………….33
§ 2. Процессуальное содержание предъявления для опознания…….42
§ 3. Фиксация предъявления для опознания………………………….48
Глава 3. Актуальные проблемы предъявления для опознания…………52
§ 1. Предъявление для опознания в отсутствие визуального контакта………………………………………………………………..…....52
§ 2. Опознание по "фейсменеджеру"………………………………….61
Заключение…………………………………………………………......63
Список использованной литературы……………………………………..67

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

             В силу своей гносеологической сущности субъективные (рисованные) портреты в принципе не могут объективно зафиксировать признаки внешности. Не случайно В. Е. Эминов и В. А. Снетков, рассматривая проблемы предъявления для опознания фотоснимков и кинофильмов, в отношении рисунков отмечают: «Представляются необоснованными рекомендации о возможности предъявления этих портретов для опознания изображенных на них лиц, проводимого в порядке следственного действия», и «Полученные рисунки не имеют судебного доказательственного значения».[20]

            Поэтому субъективные портреты не могут быть использованы в целях предъявления для опознания изображенных на них объектов в силу своей недостоверности. Однако обнаруженное с помощью такого портрета лицо или другой объект при необходимости могут предъявляться для опознания или в натуре, или по фотоизображению с соблюдением требований УПК РФ.

         Как известно, людей можно предъявлять для опознания не только по внешнему облику, но также по голосу и особенностям речи. Еще Джон Филдинг, возглавлявший лондонскую полицию с 1754 по 1780г., удачно идентифицировал около 3 тыс. преступников по их голосам. Процедура опознания по голосам принята судами англоговорящих стран в качестве полноценного доказательства уже в течение нескольких десятилетий. Дело в том, что голос и речь, формирующиеся у человека примерно к 20 годам, на протяжении всей его последующей жизни обладают определенным комплексом конкретных, только ему присущих признаков, лишь часть которых может измениться в результате болезни, старости, определенного образа жизни.[21] Хотя в законе об этом ничего не говорится, данная разновидность предъявления для опознания давно и в целом успешно используется в следственной практике.[22]

       В настоящее время имеются тактические рекомендации по организации и проведению предъявления для опознания в такой форме. Нет сомнения в том, что она должна быть закреплена в законе.

       В криминалистической литературе говорится также о возможности предъявления для опознания человека по походке. Организовать предъявление для опознания в такой форме крайне сложно: необходимо подобрать трех человек с аналогичными, достаточно резко выраженными аномалиями походки, располагать значительным по площади изолированным участком местности, по которому предъявляемые лица могли бы передвигаться в течение более или менее продолжительного времени, и т. д. Кроме того, доказательственное значение предъявления для опознания в такой форме невелико. Даже те авторы, которые считают это возможным, отмечают, что результат предъявления для опознания по походке может стать доказательством лишь тогда, когда походка предъявляемого лица отличается яркой индивидуальностью.

        Подведем итоги. Очевидно, что объектами предъявления для опознания, помимо живых лиц и трупов, могут быть предметы (вещи), письменные и графические документы, животные, их трупы, необработанные части животных (голова, шкура), объемные пластические модели (практически речь здесь может идти о посмертных масках). Безусловно, возможно и во многих случаях целесообразно предъявление для опознания по голосу и особенностям речи. Эти виды и формы рассматриваемого следственного действия должны быть закреплены в законе. Часть 1 ст. 193 УПК РФ, следует сформулировать так:

        «Следователь может предъявить для опознания свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому лицо, предмет, труп человека, посмертную маску, животное, труп животного или необработанные части трупа. В случае необходимости лицо может быть предъявлено для опознания по голосу и особенностям речи».

         Соответственно ч. 5 указанной статьи должна выглядеть так: «При невозможности предъявления объекта по внешним признакам опознание может быть произведено по его фотографии, предъявляемым одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех. Опознание лица может быть также произведено по голосу. Для этого голос опознаваемого лица или его аудиозапись предъявляется для прослушивания вместе с голосами или аудиозаписями других лиц, не имеющих резких акустических различий с голосом опознаваемого лица. Общее число голосов или аудиозаписей должно быть не менее трех».

       Этот перечень объектов и форм предъявления для опознания должен быть исчерпывающим. Иными словами, предъявлять участки местности, помещения, строения, образцы почерка, подписи, запахи, суммативные (жидкие и сыпучие) вещества, результаты реконструкции лица по черепу и субъективные портреты недопустимо. Нецелесообразно также предъявлять людей по особенностям походки. Подобные действия должны рассматриваться как нарушение закона, а их результаты - как не имеющие доказательственного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Участники предъявления для опознания

 

В соответствии с уголовно – процессуальным законом предъявлять для опознания на стадии предварительного следствия вправе следователь, дознаватель, орган дознания, руководитель и член следственной группы, руководитель следственного органа, прокурор.

Часть 1 ст. 193 УПК РФ гласит: "Следователь может предъявить для опознания...".[23] Термины "может" и "может быть" неоднократно употреблены в различных частях комментируемой статьи (ч. ч. 1, 5, 8 ст. 193 УПК РФ). Соответственно в данном случае речь идет о праве, а не об обязанности лица, осуществляющего рассматриваемое следственное действие.[24]

Следователь (дознаватель) вправе предъявить для опознания, то есть осуществить следственное действие, в ходе которого в присутствии понятых будут приняты предусмотренные ст. 193 УПК РФ меры к установлению тождества или различия опознаваемого с ранее наблюдавшимся лицом, предметом и т.п. Закон не требует вынесения постановления о предъявлении для опознания. Именно поэтому нельзя согласиться с противоположным немотивированным суждением Гуева А.Н., который считает, что "о предъявлении для опознания выносится постановление, которое должно отвечать общим требованиям ст. 164 УПК РФ.[25]

Следователь (дознаватель) мысленно принимает решение о необходимости и возможности предъявления для опознания и приступает к производству данного следственного действия. При этом он решает задачу установления тождества или различия опознаваемого объекта с ранее наблюдавшимся лицом, предметом и др.

Сведения, полученные в результате этого следственного действия, могут быть затем проверены путем допроса лиц, участвующих в опознании.

Под "лицом", которое может быть предъявлено для опознания, обычно понимаются: обвиняемый, подозреваемый, потерпевший или свидетель.[26] Между тем сама процедура предъявления для опознания, обязательность предъявления вместе с опознаваемым и других физических лиц (опознание юридических лиц не производится) позволяют констатировать возможность расширительного толкования использованного в комментируемой статье термина "лицо". Расширительное понимание данного термина позволяет включать в его содержание не только вышеуказанных субъектов, но и по меньшей мере статистов. Ведь они также предъявляются для опознания вместе с человеком, которого принято именовать опознаваемым. Соответственно "лицо", о котором идет речь в ч. 1 и некоторых других частях ст.193, - это не синоним понятия "опознаваемый".

Возможность такой трактовки термина "лицо" указывает также на то обстоятельство, что законодателем не запрещается производить опознание ранее не допрошенного лица. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, вначале дадим определение понятиям "обвиняемый", "подозреваемый", "потерпевший" и "свидетель". Это важно сделать, тем более что в отличие от опознаваемого опознающими, как следует из того же первого предложения ч. 1 ст. 193 УПК РФ, могут быть только указанные субъекты.

Обвиняемый, о котором идет речь в ст. 47 УПК РФ, - это гражданин, в отношении которого вынесено и подписано следователем (дознавателем и др.) законное и обоснованное постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Подозреваемым лицо становится после возбуждения в отношении него уголовного дела, его задержания в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ или заключения под стражу, до предъявления обвинения.

Потерпевшими человек или организация станут после того, как следователь (дознаватель и др.) оформил и подписал соответствующее постановление, а суд - определение о признании его потерпевшим. Иначе говоря, гражданин, которому преступлением причинен вред, а также организация (предприятие, учреждение), имуществу и деловой репутации которой преступлением причинен вред (в лице ее представителя), могут выступать в качестве опознающего (опознаваемого) потерпевшего только после того, как вынесено постановление (определение) о признании  потерпевшим.

Свидетелями являются лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, и которые при этом не привлечены к участию по делу в качестве специалиста либо эксперта.[27]

Располагая любым из вышеназванных статусов как на момент дачи первых показаний, так и на момент производства опознания, участник уголовного процесса вправе стать лицом, которому будут предъявлены для опознания определенного рода объекты.

Может случиться ситуация, что, давая первые показания, лицо обладало одним статусом, а на момент предъявления для опознания - другим. К примеру, когда пострадавшего о приметах лица, совершившего преступление, до вынесения постановления о признании его потерпевшим допрашивали в качестве свидетеля. Это не является препятствием для вовлечения его в уголовный процесс в качестве опознающего и тем более лица, предъявляемого для опознания. Для того чтобы законность участия его в следственном действии в качестве опознающего не могла быть поставлена под сомнение, важно, чтобы данный конкретный человек по уголовному делу ранее был допрошен, обладал статусом обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля.

Безлепкиным Б.Т. высказано несколько иное суждение. Сначала, давая определение предъявлению для опознания ограничил круг опознающих свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и обвиняемыми. Однако через несколько абзацев он уже высказывает совершенно иное мнение. Он пишет, что при опознании трупа "опознающими выступают лица, хорошо знавшие покойного, которые в данном уголовном деле вообще не занимают процессуального положения".[28] С таким утверждением трудно согласиться. Во-первых, привлечение к предъявлению для опознания лица, не занимающего даже процессуального положения свидетеля, идет в прямой разрез с требованиями ч. 1ст. 193 УПК РФ. Во-вторых, "лица, хорошо знавшие покойного", все же обладают уголовно-процессуальным статусом. Ведь сведения о личности покойного имеют отношение к уголовному делу. Следователем (дознавателем и др.) такие опознающие как раз и привлекаются к опознанию трупа для установления личности пострадавшего. Соответственно, исходя из правил ч. 1 ст. 56 УПК РФ, "лица, хорошо знавшие покойного", выступают в уголовном процессе в качестве свидетелей.[29]

Помимо обладания определенным уголовно-процессуальным статусом, опознающий должен быть способен правильно воспринимать приметы и особенности объекта, который он ранее наблюдал, и давать о них объяснения (показания). Когда же у следователя возникают сомнения в наличии у опознающего такой способности, назначается соответствующая судебная экспертиза, в ходе которой устанавливается психическое или физическое состояние опознающего.

При предъявлении для опознания может быть только один опознающий. Одно следственное действие - один опознающий. Правда, следует признать, что в одном из комментариев к УПК РФ высказана и иная точка зрения. Так, по мнению Гуева А.Н., "опознающих может быть несколько". Следователь (дознаватель и др.) вправе "всем одновременно предъявить для опознания лицо (предмет)".[30] Такое утверждение не соответствует букве закона. В статье 193 УПК РФ применительно к опознающему всегда используется единственное число: "Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому" (в ч. 1), "Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим" (в ч. 3), "если опознающий указал", "опознающему предлагается" (в ч. 7), "в целях обеспечения безопасности опознающего", "визуальное наблюдение опознающего опознаваемым". Так же обстоят дела и с бланками протоколов этого следственного действия, закрепленными в ст. 476 УПК РФ. В каждом из приложений N 64 - 66, 68 к ст. 476 УПК РФ имеется графа, где указываются "фамилия, имя, отчество потерпевшего, свидетеля, обвиняемого или подозреваемого", а в приложении N 67 к ст. 476 УПК РФ - графа, куда должны быть занесены "процессуальное положение, фамилия, имя, отчество" опознающего.

Опознаваемым может быть не только обвиняемый, подозреваемый, потерпевший или свидетель. До вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановления о признании его потерпевшим, о заключении под стражу и т.п. принято считать, что лицо обладает статусом свидетеля. Однако если исходить из буквального толкования ч. 1 ст. 56 УПК РФ, свидетелем именуется лицо, вызванное для дачи показаний. Соответственно того, что ему может быть известна какая-либо информация, имеющая отношение к возбужденному уголовному делу, недостаточно, чтобы безоговорочно признать наличие у гражданина статуса свидетеля. Свидетелем такое лицо, может быть, и не будет, но лицом, которое предъявляется для опознания, оно вполне может стать. С учетом же того, что вместе с опознающим опознанию подвергаются и люди, внешне похожие на опознаваемого, лицом, предъявляемым для опознания, может выступать и человек, которому по сведениям следователя  ничего не известно о расследуемом событии.

Информация о работе Предъявление для опознания в стадии предварительного следствия