Предъявление для опознания в стадии предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:29, дипломная работа

Краткое описание

«Предъявление для опознания» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, поскольку указанное следственное действие относится к числу активно используемых средств доказывания.
В ходе предварительного расследования часто появляются конкретные лица, или предметы, характер которых, назначение и отношение их к делу нуждаются в выяснении. В решении данной задачи используются методы криминалистической идентификации, одним из которых является выделение объекта из числа однородных по мысленному образу, сохранившемуся в памяти человека. Лицо, дающее показание (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), сообщает об известном ему человеке или объекте, указывает на отличительные признаки и может указать его в группе других.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, задачи, объекты и участники предъявления для
опознания.…………………………………………………………………..6
§ 1. Понятие и задачи предъявления для опознания………………….6
§ 2. Объекты, предъявляемые для опознания………………………...12
§ 3. Участники в предъявлении для опознания……………………....24
Глава 2. Процессуальный порядок предъявления для опознания……..33
§ 1. Подготовка к предъявлению для опознания…………………….33
§ 2. Процессуальное содержание предъявления для опознания…….42
§ 3. Фиксация предъявления для опознания………………………….48
Глава 3. Актуальные проблемы предъявления для опознания…………52
§ 1. Предъявление для опознания в отсутствие визуального контакта………………………………………………………………..…....52
§ 2. Опознание по "фейсменеджеру"………………………………….61
Заключение…………………………………………………………......63
Список использованной литературы……………………………………..67

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

          Далее в описательной части излагаются сведения о кон­кретном месте, где проводится предъявление для опознания, о том, каково освещение, с какого расстояния опознающий наблюдал предъявленных лиц, с какой позиции велось на­блюдение, какие действия осуществлялись в процессе на­блюдения (менялись ли позы предъявляемых, освещение и т.п.). В указанной части протокола отмечается, предлага­лось ли опознаваемому занять любое место среди предъявля­емых граждан и воспользовался ли он этим правом, а также делается отметка о предупреждении опознающего (если он является свидетелем или потерпевшим) об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных пока­заний.

      В заключительной части по возможности дословно излага­ются объяснения опознающего. Если опознание состоялось, то в протокол должны быть внесены все полученные доводы опознающего, подтверждающие опознание.                                           Заключительную часть протокола целесообразно излагать в первом лице, как и показания при допросе и очной ставке. Вопросы, задава­емые опознающему после изложения им объяснений, обыч­но не включаются в протокол. На наш взгляд, существенные вопросы следователя, направленные на обоснование выводов об опознании, и ответы на них опознающего целесообразно включать в протокол предъявления для опознания.[57]

  Протокол должен быть изложен точно и ясно. Следователь, составляя протокол и стараясь сохранить смысловую точ­ность показаний опознающего, должен соблюдать грамматические правила языка, на котором ведется судопроизводство. В протоколе предъявления для опознания указывается, кто производил фотосъемку, аудио-, видеозапись, какие объекты зафиксированы, отмечаются условия съемки, записи.

     Полученные фотоснимки монтируются затем в фототабли­цу (снабженную краткими пояснительными надписями к каждому снимку), которая прилагается к протоколу предъ­явления для опознания. Помимо этого к протоколу могут прилагаться и диапозитивы. Преимущество диапозитивов пе­ред фотографическими карточками заключается в том, что проецирование их на экране с помощью современных проек­ционных аппаратов позволяет увидеть предъявлявшиеся для опознания объекты в крупном плане, что обеспечивает про­смотр кадра группой лиц (например, составом суда).

Но нельзя считать бесспорным широко распространенное в литературе мнение о том, что фотографии, фонограммы, видеозаписи являются частью протокола следственного действия. Очевидны различия в физической природе сигнала, передающего информацию: письменные знаки в протоколе, участки намагничивания на фонограмме, участки различного помутнения на эмульсии на фотоснимке и видеопленке. Кроме того, изображения не могут быть частью протокола – знакового описания. Представляется, что протокол и приложения к нему образуют достаточно сложное сочетание различных средств фиксации. При наличии протокола эти средства выступают в качестве дополнительной гарантии объективности и полноты запечатления фактических данных. Не являясь частями друг друга, протокол и приложение к нему составляют как бы комплексное доказательство, элементы которого, фиксируя полученные данные с помощью различных средств, взаимодополняют и обогащают друг друга.[58]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Актуальные  проблемы  проведения предъявления  для опознания

 

§ 1. Предъявление для опознания в отсутствие визуального контакта

 

Необходимость обеспечения безопасности личности при производстве по уголовному делу не вызывает сомнений. Однако на законодательном уровне окончательно она не решена до сих пор.

В научной литературе обосновывается необходимость защиты различных участников уголовного процесса: должностных лиц, ведущих производство по делу; свидетелей и иных лиц, содействующих уголовному правосудию. По нашему мнению, обеспечение как процессуальных, так и внепроцессуальных мер безопасности должно распространяться на всех участников, вовлекаемых в сферу уголовного процесса.[59]

С этой целью законодатель в ч. 8 ст. 193 УПК РФ установил, что опознание может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Перечень технических средств, тактических приемов обеспечения этого требования в УПК не оговорен.

Как сказано в УПК, такой вид опознания проводится по решению следователя в целях обеспечения безопасности опознающего. Расширительному толкованию данное условие не подлежит. Но, несмотря на это, Смирнов А.В. и Калиновский К.Б. считают возможным проведение опознания в указанных условиях для решения еще одной задачи - для предупреждения процессуальных нарушений со стороны опознаваемого.[60] И их не останавливает тот факт, что протокол такого следственного действия может быть признан полученным с нарушением требований УПК РФ, то есть недопустимым.

В законе не указаны основания для проведения опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Значит, они определяются по усмотрению следователя. При этом он сам может прийти к убеждению, что необходимо провести опознание в указанных условиях, об этом могут ходатайствовать заинтересованные лица или рекомендовать это оперативные службы. Чаще всего такая форма предъявления для опознания используется при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений в целях защиты несовершеннолетних и малолетних.

Опознание по правилам ч. 8 ст. 193 УПК РФ может проводиться независимо от того, участвует опознающий в уголовном судопроизводстве под псевдонимом на основании ч. 9 ст. 166 УПК РФ либо в материалах дела названы его полные данные.

Вынесения постановления для обоснования необходимости производства опознания в условиях, указанных в ч. 8 ст. 193 УПК РФ, не требуется, поскольку основанием для такого опознания является само участие самого опознающего под псевдонимом.

Если опознающий не имеет псевдонима, то также нет необходимости выносить постановление, так как в  ч. 2  ст. 164 УПК РФ в перечне следственных действий, производимых на основании постановления следователя, отсутствует  опознание по правилам ч.8 ст.193 УПК РФ. Обстоятельства, послужившие основанием для производства опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Указываются в протоколе данного следственного действия.[61]

   Данное мнение разделяют не все авторы. Например, Власенко Н., Иванов А. считают, что исходя из анализа норм УПК РФ, предпочтительней было бы облекать такое решение в письменную форму.[62] Отсутствие постановления не может быть расценено как нарушение уголовно-процессуального закона. С другой стороны, и составление мотивированного постановления о проведении опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, также не следует расценивать как обстоятельство, могущее повлиять на признание протокола опознания полученным с нарушением закона, и соответственно - недопустимым доказательством.

В целях реализации положений, закрепленных в ч. 8 ст. 193 УПК, управлением криминалистики Генеральной прокуратуры РФ разработана инструкция по установлению окна с односторонней видимостью. В соответствии с инструкцией для осуществления опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, оборудуется специальная комната, в перегородку между частями которой встраивается окно с односторонней видимостью. Окно содержит два стекла: одно с зеркальным металлизированным покрытием, обеспечивающее одностороннюю видимость, другое - обыкновенное, прозрачное, создающее необходимый уровень звукоизоляции. Для обеспечения односторонней видимости через окно освещенность в части комнаты с опознаваемым выше, чем в части комнаты, где находится опознающий. Опознаваемые должны быть хорошо освещены с помощью нескольких достаточно мощных осветителей или естественного света.[63]

Согласно ч. 8 ст. 193 УПК при предъявлении лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, понятые должны находиться в месте нахождения опознающего. При этом понятые имеют возможность воспринимать обстановку и в месте нахождения опознаваемого. В зависимости от того. каким образом организованно опознание, «…возможно привлечение большего количества понятых для их присутствия не только в названном месте, но и в помещении, либо в месте, где находится опознаваемый».[64]  По этому вопросу высказывался и Рыжаков А.П., который также предлагает размещать еще двух понятых в месте, где находится опознаваемый со статистами.[65]

В данном виде опознания необходимо участие сотрудника оперативной службы для нахождения в том же месте, что и опознаваемый.

В рассматриваемом следственном действии может принимать участие и защитник обвиняемого (подозреваемого). Вопрос о том, где он должен находиться в момент производства опознания, в ст. 193  УПК РФ не раскрыт.

При производстве опознания в рассматриваемых условиях защитник опознаваемого  подозреваемого, обвиняемого либо они сами могут заявить ходатайство о допуске защитника в помещение с опознающим на том основании, что в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 53 УПК РФ защитник вправе участвовать в следственных действиях, производимых с участием его подзащитного. Если опознающий участвует в уголовном процессе под псевдонимом, то данное ходатайство удовлетворению не подлежит на том основании, что личность защищаемого скрывается от других участников уголовного процесса. Это в дальнейшем может негативно сказаться на безопасности опознающего. Участие защитника в этом случае выразится в присутствии  и в реализации своих прав в том же месте, что и его подзащитный, и в равной с ним мере.[66] Однако в рассматриваемом случае защитник будет лишен возможности наблюдать за ходом и результатами опознания, правильностью его проведения.

Тем не менее, защитник обвиняемого (подозреваемого) должен находиться там же, где опознающий. Но сзади него, чтобы исключить возможность увидеть его лицо. Кроме того, необходимо создать невысокий уровень освещенности в помещении, где находится опознающий.[67] Также предлагается, чтобы «защищаемое лицо (опознающий), для обеспечения безопасности и неразглашения сведений о нем защитнику, может находиться в маске, скрывающей его лицо».[68] В случае отсутствия условий, исключающих визуальное наблюдение, лучше от такого опознания отказаться и проводить его по фотографии.

Сам процесс опознания проходит так. Перед началом опознания необходимо убедиться, что опознаваемый не может видеть опознающего. Вначале в часть комнаты, где находится окно с односторонней видимостью, приглашаются понятые, им разъясняются порядок и цели предъявления для опознания, их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК. Затем приглашаются лица, среди которых будет предъявляться опознаваемый, им тоже разъясняются порядок и цели производства следственного действия. После этого приглашается опознаваемый. В присутствии защитника и понятых опознаваемому разъясняются его права и суть происходящего действия.

Затем следователь, защитник обвиняемого (подозреваемого), понятые и опознающий собираются в другой части комнаты. Опознающему разъясняется порядок производства опознания. Свидетель и потерпевший предупреждаются об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При этом потерпевшему (свидетелю) также разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ.

Находящемуся за зеркальным стеклом опознающему предлагается осмотреть предъявленных для опознания людей и сообщить, не видел ли он кого-либо из них ранее, а если видел, то когда, где и при каких обстоятельствах. По телефону или иным способом опознаваемому может быть предложено встать, повернуться, пройтись и т.д. Опознанному предлагается назвать свою фамилию, имя и отчество. У опознающего выясняется, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо.

По результатам следственного действия составляется протокол предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего, в котором указываются процессуальное положение и псевдоним опознающего, порядок проведения и результаты опознания. В протокол заносятся сведения о лицах, среди которых предъявляется для опознания опознаваемый: указываются фамилия, имя, отчество этих лиц, дата рождения и адрес проживания.

В бланке протокола нет графы для указания сведений об их внешности, одежде, особых приметах и т.д. Между тем одним из необходимых требований для проведения этого следственного действия является сходство лиц, предъявляемых для опознания, по внешним признакам: по сложению тела, возрасту, росту, по форме и цвету лица, волос, глаз, прическе, по цвету и фасону одежды, по особым приметам. Несоблюдение этого правила может повлечь признание результатов предъявления для опознания недопустимым доказательством.

Протокол подписывается всеми участниками следственного действия. По окончании опознания следует предпринять меры по предотвращению контакта опознающего с опознаваемым. У защитника опознанного лица отбирается подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

При отсутствии специально оборудованных помещений Л. Брусницын предложил проводить опознание «…с помощью автомобиля с тонированными стеклами, когда следователь, опознающий и понятые находятся внутри его, а остальные участники следственного действия – снаружи. Можно поместить опознающего внутри здания, а опознаваемого перед зданием для опознания через окно. Для создания условий, указанных в ч. 8 ст.193 УПК, могут использоваться либо части одного помещения (коридора, холла), разделенные стеклянной дверью; наблюдение опознающего в этих случаях может исключаться, например, с помощью жалюзи на двери либо за счет затемнения комнаты с опознающим и яркого освещения комнаты, где находится опознаваемый».[69]

При отсутствии комнаты, оборудованной зеркальным стеклом с односторонней видимостью, для обеспечения безопасности опознающего можно использовать узкое отверстие в сплошной непрозрачной преграде, разделяющей опознаваемого с опознающим.

Информация о работе Предъявление для опознания в стадии предварительного следствия