Классификация и построение криминалистических версий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе научной и нормативной литературы охарактеризовать и рассмотреть особенности, виды криминалистической версии, её проверку и построение.
При анализе используются следующие методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой, а так же нормативной литературы по проблеме исследования.

Содержание работы

Введение…………………………….…………………..……………...……..3
1. Общие положения о криминалистических версиях……………….…5
1.1. Понятие, значение и общая характеристика версий…….................5
1.2. Классификация криминалистических версий…………………...…9
2. Процесс построения и проверки версий…………….…….……..…...13
2.1. Этапы построения версий…………………………………………….13
2.2. Построение и проверка версии…………………..…………....……..16
Заключение……………………………………………………..………..….21
Список использованной литературы………………………………….....25

Содержимое работы - 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

    а) факт, выходящий за пределы содержания версии, не имеет отношения к данному событию, не связан с ним;

    б) версия в целом нереальна, не отражает объективно существующей между фактами связи и не может определять направленность расследования. Версия подлежит замене;

    в) версия нуждается в известной  корректировке, уточнении, дополнении, но не требует замены.

    Версия  — это предположение о факте, явлении, относящемся к делу. Не могут  считаться версиями предположительные  объяснения фактов, не связанных с  предметом доказывания. В этом другой признак версии — ее относимостъ.

    Наконец, еще одним признаком версии служит специфика субъекта ее выдвижения и проверки: следователь, прокурор, сотрудник органа дознания, эксперт, суд. Именно поэтому выражения типа "версия свидетеля", "версия потерпевшего" и т. п., иногда употребляемые в обиходе и даже в литературе, в сущности означают не версии в точном смысле этого слова, а предположения, объяснения этих лиц, которые могут стать основой для версий, а могут и не стать.

       Как указывает А.Г. Филиппова  при построении версий  широко  используются приемы логического  мышления - такие, как анализ и  синтез, индукция и дедукция, аналогия.1 Напомним, что анализ - это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления; синтез - исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция - это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция - вывод от общего к частному. При использовании приема индукции для  построения  версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов - к объяснению их происхождения. Наконец, аналогия - прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления делается вывод- если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одной причиной.

    Например, зная способ совершения кражи и что  именно таким способом совершает  кражи неоднократно судимый Н., следователь  или оперативный работники выдвигают  версию: «Возможно, данную кражу совершил Н.».

    Наряду  с конкретными фактическими данными  основанием версии могут стать аналогия, интуиция, справочные сведения "обобщенного  характера, в том числе положения науки и практики, среди которых важное место занимают криминалистические характеристики преступлений. Предположения наиболее общего характера именуются типичными версиями (Р. С. Белкин, 1966).

    Типичная  версия — наиболее характерное для  данной ситуации с точки зрения соответствующей  отрасли научного знания или обобщенной практики судебного исследования (оперативно-розыскной, следственной, судебной, экспертной) предположительное объяснение отдельных фактов или события в целом.

    Смысл таких (например, следственных) версий заключается в объяснении события при минимальных исходных данных, что необходимо для определения направленности расследования при дефиците информации. Однако типичные версии должны быть неизбежно конкретизированы уже на начальном этапе расследования.1

    Проверка  версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Необходимые данные получаются процессуальным путем, т. е. в результате проведения следственных действий. Версии проверяются также и путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, но такая проверка носит лишь предварительный, ориентировочный характер и ее результаты требуют закрепления собранными по делу доказательствами.1

    Итак, рассмотрим, как же это происходит проверка версий на практике. Из нее  выводятся все следствия, т. е. определяется, какие факты должны быть или каких  фактов не должно быть, если версия истинна. Проверка версии и заключается в установлении наличия или отсутствия этих фактов. Так, если при обнаружении трупа в петле выдвигается версия о самоубийстве путем повешения, то следствиями из этой версии будут: прижизненный характер странгуляционной борозды на теле трупа; наличие условий для укрепления петли, наложения ее на шею и последующих действий (наличие крюка, прочно укрепленного в стене или потолке, подставки для самоубийцы и т. п.); наличие мотивов для самоубийства и др. Отсутствие любого из этих фактов потребует логичного объяснения, и если это объяснение будет противоречить проверяемой версии, то ее следует признать неверной и выдвинуть иную.

    В процессе расследования строятся и  проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без проверки ни одной версии, даже маловероятной. Проверяются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всегда и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале, естественно, проверяется наиболее вероятная версия.

    Обеспечить  целенаправленную проверку всех версий, полноту, объективность и всесторонность расследования невозможно, если следователь не будет планировать свою работу.

    Итак, проверка версий производится путем  проведения как следственных, так  и оперативно-розыскных мероприятий, производимых органами дознания.

    Определив следственные версии, подлежащие проверке по делу, следователь приступает к  составлению плана следствия.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В процессе познания суждения выполняют  эвристическую роль, а в доказывании — демонстрационную функцию. В свою очередь, предмет познания шире предмета доказывания, ибо включает в себя установление не только доказательственных фактов, но и другой информации, имеющей криминалистическое значение и позволяющей успешно решать задачи расследования преступлений.

    Методом организации расследования выступает  планирование действий следователя, а логической основой планирования служат следственные версии — одна из разновидностей версии.

    Криминалистическая  версия — это основанное на фактических  данных предположение о сущности или отдельных обстоятельствах  события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при  решении вопроса о возбуждении  уголовного дела, расследовании или  судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.

    В процессе расследования и судебного  следствия криминалистические версии могут выдвигаться следователем, работниками оперативно-розыскных органов, экспертом и судьей. Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные версии. Оперативно-розыскные версии выдвигаются при проведении оперативно-розыскных мероприятий, экспертные — в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий, а экспертные также способствуют проверке судебных версий.

    Основной  же криминалистической версией является следственная версия, выдвигаемая следователем при расследовании преступления. При этом всегда выдвигается несколько (не менее двух) Следственных версий, ибо именно такой путь познания обеспечивает полноту, объективность, всесторонность и достоверность результатов расследования. Одно же выдвинутое предположение по тем или иным требующих выяснения вопросам существа и обстоятельств уголовного дела не может считаться следственной версией. Не имея альтернативных суждений, оно превращается в утверждение. Далее речь будет идти только о следственных версиях.

    Указанные версии классифицируются по разным основаниям. С точки зрения уровня (степени  общности объясняемых обстоятельств) чаще всего они делятся на общие и частные. При этом общие версии выдвигаются в отношении события преступления в целом как главном факте или о сущности его отдельных обстоятельств, характеризующих основные элементы предмета доказывания. Частные версии связаны с предположениями относительно других, менее существенных доказательственных фактов или более частных обстоятельств преступления.

    Не  менее распространено и трехчленное  деление версий на общие, по отдельным  сторонам преступления и частные.

    В этом случае под общей версией  понимается предположение о сущности события преступления в целом (убийство, несчастный случай, естественная смерть от случайного стечения обстоятельств, самоубийство и т. д.), под версиями по отдельным сторонам преступления — версии по обстоятельствам, характеризующим все элементы состава преступления. Версии же в отношении более мелких вспомогательных (по сравнению с предыдущими) обстоятельств, имеющих главным образом поисково-следственный и ориентирующий характер, но могущие иногда играть ключевую роль в раскрытии преступления, называются частными. К ним, например, относятся версии о системе, виде оружия, примененного преступником; месте и расстоянии, с которого произведен выстрел; времени пребывания подозреваемого в определенном месте и т. д.

    По  степени определенности выделяются типовые и конкретные версии.

    Типовые версии — версии самой высокой  степени научного обобщения, строящиеся на основе и с учетом типовых ситуаций и представляют собой некие абстракции. Типовые версии обычно имеют ориентирующее значение и базируются на незначительном объеме информации. Конкретные версии выдвигаются в связи с расследованием конкретного преступления и опираются на близкую типовую версию. При этом конкретные версии могут быть типичными и атипичными. В типичных версиях преобладают признаки какой-то типовой версии, а в атипичных — индивидуальные и не характерные для соответствующей типовой версии признаки.

    По  степени сложности выясняемых обстоятельств версии делятся на сложные, относящиеся к целой группе взаимосвязанных фактов, требующих объяснения, и простые, направленные на выяснение единственного, обычно частного факта.

    Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся исследуемого события. Эти  данные могут быть получены из любых  источников - как процессуальных, так  и непроцессуальных.

    Проверка  версий производится путем проведения как следственных, так и оперативно-розыскных  мероприятий, производимых органами дознания. Проверка версии состоит в обнаружении фактических данных, подтверждающих либо опровергающих версию. Необходимые данные получаются процессуальным путем, т. е. в результате проведения следственных действий. Версии проверяются также и путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, но такая проверка носит лишь предварительный, ориентировочный характер и ее результаты требуют закрепления собранными по дел доказательствам и.

    В процессе расследования строятся и  проверяются все возможные версии. При этом нельзя оставлять без проверки ни одной версии, даже маловероятной. Проверяются версии по возможности одновременно, параллельно, хотя на практике такая возможность существует далеко не всегда и проверку некоторых версий приходится на какое-то время откладывать. В таких случаях вначале, естественно, проверяется наиболее вероятная версия.

    Обеспечить  целенаправленную проверку всех версий, полноту, объективность и всесторонность расследования невозможно, если следователь не будет планировать свою работу.

    Выдвижение  следственных версий и планирование расследований настолько творческий процесс, что на протяжении всей своей  практики следователь постоянно  совершенствуется и предела в  этом нет.  Опытные следователи  знают, что на первый взгляд самая  абсурдная версия, противоречащая логике, на практике  в ходе расследования  уголовного дела становятся единственно  правильной моделью, объясняющей ход  событий.

    К сожалению, в следственных подразделениях МВД и Прокуратуры этим вопросам уделяется второстепенное внимание. Следователи, если и составляют планы, то скорее всего это наброски в  рабочих тетрадях,  а по несложным  делам это не делается вовсе.  Основная масса следователей считает, что при значительной нагрузки в 10-15 дел в производстве одновременно это лишняя бюрократическая процедура.

    Однако, по-нашему глубокому убеждению планирование  расследования и составление  следственных  версий должно производиться  по каждому уголовному делу. Так  как при наблюдательном производстве прокурор или куратор контрольно-методического  отдела следственного управления могут  по составленным планам проследить ход  мыслей следователя и направления  расследования, дать указания и рекомендации, если сбор доказательств проведен не качественно и не в полном объеме.   
 

Информация о работе Классификация и построение криминалистических версий