Политическая преступность в России: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
1.Политическая преступность в России: прошлое и настоящее ……………...4
2. Политические преступления в криминологическом аспекте………………9
3. Личность политического преступника, типология и классификация…….11
4.Примеры за 2012 год…………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….…....27

Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3

1.Политическая преступность в России: прошлое и настоящее ……………...4

2. Политические преступления в криминологическом аспекте………………9

3. Личность политического преступника, типология и классификация…….11

4.Примеры за 2012 год…………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………….…....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

В конце ХХ века отечественными специалистами, изучающими криминогенные процессы в политической сфере жизни общества были выделены основные формы и виды проявления преступности в сфере политики, проведены крупные научные исследования феномена политической преступности, опубликовано большое количество научных статей и сообщений, так или иначе связанных с рассмотрением отдельных аспектов взаимосвязи преступности и политики.

 В результате чего  политическая криминология, наравне  с экономической и семейной  криминологией, криминологией средств  массовой информации и виктимологией, была объявлена отраслью российской криминологической науки, внутри которой формируются собственные научные направления, составляющие ее основной предмет.

Основными целями данной работы являются теоретический  анализ проблемы политической преступности, выделение её самостоятельных типов и видов, определение криминологической характеристики политических преступников.

 

1.Политическая  преступность в России: прошлое  и настоящее.

Политическая  преступность представляет собой общественно  опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас. Но по политическим причинам этот вид преступности ранее не рассматривался в криминологическом плане, хотя его общественная опасность намного превосходит тот вред, который наносит вульгарная уголовная преступность, фундаментально изучаемая криминологами.

Первые попытки  криминологического осмысления политической преступности в нашей стране появились в начале 90-х годов. Актуальные аспекты проблемы (политический терроризм и политическая продажность) исследуются в научной иностранной криминологической и политологической литературе и в некоторых отечественных работах.

 Такое положение  в мировой криминологической  науке сложилось не только  в связи с политической невозможностью  подобных исследований, но и из-за  научно-практической неопределенности  юридического понимания политической  преступности. В качестве примера обратимся к одной из опасных и распространенных форм политической преступности политическому терроризму.

Генеральная Ассамблея  ООН приняла около десятка  резолюций о национальном, религиозном  и международном терроризме, но так  и не смогла дать его более или менее обобщенного юридического определения.

 Политический терроризм многолик. С одной стороны, он практикуется тоталитарными режимами для подавления воли народов, политических групп и их лидеров, с другой - используется этими подавляемыми (у некоторых часто не остается других средств) в борьбе за свои права, свободы, выживание и независимость, с третьей - применяется экстремистами различных мастей. Объединить эти диаметрально противоположные общественно опасные действия, совершаемые по политическим мотивам, в одно понятие трудно. Другие формы политической преступности еще более неопределенны.

 

 Но это не должно  служить основанием для замалчивания  существующей крупной криминологической  и политологической проблемы, актуальность  которой, как показывает политическая борьба в разных странах, в том числе и в России, не уменьшается, а возрастает. 1

 В действующем  У К РФ, да и в законодательстве  большинства стран нет понятия  «политическая преступность» и  по другим причинам. Его правовое закрепление противоречит Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), провозглашающих права и свободы каждого человека на политические и иные убеждения. Данное положение конкретизировано и в других международных нормах. Например, в Типовом договоре о выдаче (экстрадиции), принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1990. году, прямо говорится, что выдача не разрешается, «если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера». Это, однако, не означает, что в современной жизни многих стран нет уголовных преследований по политическим мотивам, которые обычно камуфлируются под те или иные уголовные деяния.

 В СССР под политической преступностью понимались контрреволюционные преступления (1918-1958 гг.), а после принятия более цивилизованного уголовного законодательства (1958-1960 гг.), - некоторые государственные преступления, совершенные по антисоветским мотивам и целям. Их криминализация предполагала защиту «единственно верной идеологии» путем уголовных репрессий. Следственное и судебное доказывание антисоветской политической мотивации было невозможно без политических оценок, критерии которых неопределенны, ситуативны и зависят не от действующего закона (он в этом случае дает лишь карт-бланш), а от действующих политиков).

В действительности советская «политическая преступность», как можно теперь судить, представляла собой репрессивную политику властей против своего народа, который не разделял или противился политическим установкам коммунистической партии.

 

С этой точки зрения репрессированных лиц следует рассматривать не как субъектов преступлений, а  как жертв политического произвола.

По международным документам они приравниваются к жертвам преступлений. А под политическим произволом по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года понимаются «различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществляющиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами».

Одной из форм политической преступности можно считать августовский путч 1991 года, организованный некоторыми представителями высшего руководства СССР с целью срыва подписания нежелательного для них Союзного договора между лидерами девяти республик (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан), которое было намечено на 20 августа 1991 года. 19 августа путчисты совершили попытку государственного переворота, организовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), изолировали Президента СССР М. Горбачева, установили контроль над средствами массовой информации ввели в Москву войска. Но в результате оказанного Б. Ельциным и другими руководителями России сопротивления путч был подавлен, а его организаторы арестованы . После этих событий коммунистическая партия была запрещена, а СССР фактически распался. И этот распад в декабре 1991 года был подтвержден нелегитимным «Беловежским соглашением» руководителей трех республик (Россия, Белоруссия, Украина).

В последние  годы политическая преступность в России проявляется в форме террористических актов, преследующих политические цели, массовых беспорядков (забастовок), вандализма, публичных призывов к

 

насильственному изменению  конституционного строя Российской Федерации, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, раздувания антисемитизма, сепаратизма, русофобии и фашизма .

 Наличие  в стране многочисленных общероссийских  партий и политических общественных объединений существенно затрудняет борьбу с политической преступностью в правоприменительном плане.

Обратимся к  наиболее опасному политическому деянию - политическому терроризму. Как уже говорилось, он до сих пор не имеет четкого определения в мировой практике. Оценочно считается, что до 65% актов терроризма в мире совершается по политическим мотивам.

Еще одна составляющая политической преступности - политическая коррупция. Она не менее опасна, чем политический терроризм. В советское время ее расцвет падает на период застоя. Ее публичное признание состоялось в 80-е годы . Возможности советской политической коррупции были ограничены. Она позволяла лишь получить власть или удержать ее.

 В современной  России политическая коррупция распространена намного шире. Она позволяет конвертировать власть в капитал, а последний во власть. Но ее труднее «вылущить» из общей лавины коррупционных деяний. Во-первых, любая коррупционная деятельность выявляется в 1-2% случаев; во-вторых, при расследовании и судебном рассмотрении коррупционных преступлений далеко не всегда выясняется их политическая подоплека.

 Политическая  коррупция очень часто связана с финансовыми взносами на политические цели, на организацию выборной кампании, на покупку государственных должностей, на оплату лоббирования политических интересов, на покупку конфиденциальной государственной информации и т. д. В российском законодательстве эти вопросы почти не отрегулированы. Именно отсутствие правового контроля за политической коррупцией превращает проведение федеральных, региональных и местных выборов в битву тугих кошельков, в особо криминальные кампании. Подобные коррупционные действия, а также противозаконные лоббизм, фаворитизм, протекционизм и другие виды политической коррупции у нас вообще не криминализированы.

Политические  последствия любых форм коррупции  огромны: смещение целей политики от народа к олигархии, снижение доверия  к власти, падение престижа страны в мире, извращение политической конкуренции, риск крушения демократии. Коррупция расчищает путь диктатуре. Гитлер пришел к власти на эксплуатации лозунга борьбы с коррупцией в Веймарской республике. Но он не только не справился с коррумпированностью в рейхе, но превратил его в один из самых коррумпированных режимов.

 О политической  коррупции говорится на всех  уровнях власти. Сенсационные разоблачения  политических коррупционеров мы  слушаем и читаем ежедневно,  но адекватного правового регулирования этих процессов и правовой борьбы с реальной политической коррупцией пока не было. Ныне появилась надежда, что последние действия правительства РФ, объявившего борьбу с экономическими преступлениями и различными формами коррупции, помогут сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Следует помнить лишь об одной опасности: надо чтобы эта борьба не стала политизироваться в целях перегруппировки политических элит, которая уже началась. Некоторые симптомы ее в той или иной мере проявляются как в центре, так и в отдельных регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

  1. Политические преступления в криминологическом аспекте.

Политические преступления в криминологическом аспекте можно выделить из всей массы преступлений по их мотивации. Политическими мотивами следует считать такие, которые связаны:

а) с борьбой  за государственную (политическую) власть ,

 б) с борьбой  против существующей власти.

 В советское  время к этому добавлялись  еще две группы деяний и  лиц:   

в) несогласие с  мероприятиями властей, хотя бы и  без какого-либо им противодействия и

 г) наличие потенциальных  противников власти (действительных  или вымышленных): лиц и групп,  которые не выражали даже своего  недовольства режимом, но могли  бы, как считалось, стать опасными  для него, например, в силу своего  социального происхождения.

 В современных условиях  двух последних групп нет, они  полностью декриминализированы.  Первые же две могут иметь  место, хотя направленность их  активности, разумеется, в корне  была бы противоположна тому, что происходило при советской  власти.

 Как пишет немецкий  криминолог Г. Шнайдер, «политическая преступность всегда возникает там, где предпринимаются попытки помешать или способствовать политическим изменениям... преступными средствами и методам»3. Это и происходит при борьбе за власть или против нее.

 Когда мы говорим  о борьбе за власть или против  власти, необходимо уяснить, каков  государственный уровень этих  действий, чтобы их можно было  признать политическими. В советское  время этот уровень был сильно  понижен. Недовольство действиями  не только центральных властей, но и местных, особенно партийных, расценивалось как политическое преступление. Более того, встречались, и нередко, дела о противодействии

Информация о работе Политическая преступность в России: прошлое и настоящее