Понятие преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определить понятие преступности.
Задачи работы: дать понятие преступности, выявить ее свойства, основные показатели, тенденцию развития преступности в современном обществе, определить, что такое латентная преступность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Понятие и основные свойства преступности………………………………
2. Основные количественные и качественные показатели преступности….
3. Общие закономерности, свойственные развитию преступности в современном обществе (тенденции в динамике и структуре преступности)..
4. Определение «латентная преступность». Методика ее определения….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Содержимое работы - 1 файл

Семчугова контрольная по криминологии.docx

— 49.35 Кб (Скачать файл)

Немаловажное значение имеет  такой показатель преступности, как  ее территориальное распределение  по различным регионам страны (география  преступности).

География преступности – это пространственно-временное распределение уголовно наказуемых деяний (по уровню, структуре, динамике), связанное со спецификой различных регионов мира, разных стран или административно-территориальных единиц одной страны, с численностью, структурой и расселением населения на изучаемых территориях, со своеобразными формами организации жизни людей, условиями их труда, быта, отдыха, культуры, национальных традиций и иных особенностей.

Важное место в географии  преступности занимают ее структура  и динамика. Территориальное распределение  различных видов групп преступлений по их удельному весу в структуре  всей преступности или по темпам прироста (снижения) различных видов преступлений и преступности в целом дает возможность  выявить криминологически значимые сдвиги и их причины.

Территориальное распределение  преступлений может быть крайне неравномерным. Поэтому изучение географии преступности имеет исключительное значение для  сравнительной криминологии при  анализе причин преступности и ее изменений, при выработке эффективных  и оптимальных мер борьбы с  ней применительно к отдельным  регионам и территориям.

Показатель территориального распределения преступности (R) рассчитывается по формуле: R = u / V, где u – показатель объема преступности на одной из административно обособленных территорий, входящих в состав государства; V – показатель объема преступности на территории, в состав которой входит конкретная административно обособленная территория.

 

 

 

 

 

 

3.  Общие закономерности,  свойственные развитию преступности  в современном обществе (тенденции  в динамике и структуре преступности)

 

Структура преступности - представляет собой качественную характеристику преступности. Ока отражает соотношение  между различными видами преступлений в общей совокупности учтенной преступности либо соотношение различных категорий  лиц, совершивших преступления, в  общей структуре выявленных преступников.

Динамика преступности с 1920-2000 гг. имеет два периода спада  и несколько подъемов:

    1. Первый подъем (максимальный - в 1924 г.) происходил в ходе и сразу после гражданской войны;
    2. Снижение после войны до 1940 р.;
    3. Во время войны рост (максимальный - в 1946 г.); 4) снижение после войны до1960 г.;
    4. Затем рост преступности до сегодняшних дней.

Рост уровня зарегистрированной преступности наблюдается и по стране в целом. Наибольшее ее повышение  отмечалось в периоды обострения кризисных явлений в социально-экономической  жизни общества в 1990–1993 и 1998–1999 годы. После небольшого спада, наблюдавшегося в 2000 году, в России вновь возобновилось  устойчивое повышение уровня преступности.

После дефолта 1998 г. по уровню преступности Новосибирск занимает среди городов-миллионников 3 место, уступая 1 и 2 места Перми и Екатеринбургу, а в 2000 г. и 3 место Омску. Уровень преступности в Перми – « криминальной столице» России в 1999 г. достигал показателя 42 зарегистрированных преступлений на 1 тыс. В 2001 г. уровень преступности в Перми составлял 36 преступлений на 1 тыс. жителей, что соответствует уровню преступности в Новосибирске, достигнутому в 1993 г.

В сибирском регионе Новосибирская  область (по данным за 2001 г.) уступала по уровню преступности восточносибирским субъектам сибирского федерального округа. Но в Западной Сибири незначительно опережала пограничные субъекты.

Общее количество зарегистрированных преступлений и уровень преступности достигли в Новосибирске максимума  в 1993 г. В последующем существенный их рост не наблюдался. Это позволяет предположить, что в будущем не следует ожидать скачкообразного роста преступности при условии, если не произойдет изменений в сценарии развития города.

Динамика уровня преступности в Новосибирске в целом совпадает  с общероссийскими показателями. Но уровень преступности в Новосибирске: а) несколько более чувствителен к кризисным явлениям в социально-экономической  жизни; б) его рост начинает замедляться  по сравнению с общероссийским трендом. По-видимому, криминализация российского  общества накапливается, тогда, как  резервы криминализации Новосибирска при сложившихся условиях практически  исчерпаны.

Любопытно, что выполненный  ранее прогноз о росте числа  преступлений до 58,7 тыс. в 1994 г и 73,3 тыс. в 1995 г. не подтвердился. Ошибка в прогнозе возникла вследствие экстраполяции тенденции экспоненциального роста преступности и не учета пока неизвестных фундаментальных ограничений на масштабы преступности.

Сопоставление Новосибирска с другими городами по уровню преступности позволяет оценить наихудший  вариант развития событий, который, вероятнее всего, неизбежен в  столь длительном прогнозном периоде. Так, в 2001 г. в мегаполисах США уровень преступности составлял 46 зарегистрированных преступлений на 1 тыс. человек, что примерно соответствует современному состоянию криминогенной обстановке в г. Перми. Не исключено, что в результате интеграции в мировую цивилизацию Новосибирск достигнет к 2020 г. данного уровня, а масштабы регистрируемой преступности соответственно составят более 60 тыс. преступлений в год.

Таким образом, после непродолжительного периода стабилизации дальнейшее повышение  уровня и масштабов преступности в Новосибирске в указанных границах следует считать общественно нормальным и требующим заблаговременного инвестирования ресурсов в инфраструктуру системы правоохранительных органов исходя из ожидаемых максимальных отметок.

Качественная структура  регистрируемых в Новосибирске преступлений в рассматриваемый период характеризовалась  абсолютным преобладанием краж имущества. Составляя в 1985 году 45,4% всех зарегистрированных преступлений, в 1993 году они составили  уже 82,3% вала преступлений, а в 2002 году их доля снизилась до 32,4%. В общей  массе краж приблизительно 75% составляли кражи личного имущества, в т. ч. квартирные кражи (остальное –  кражи государственного имущества). По темпам роста квартирные кражи  уступали (845% в 1993 г. по отношению 1985 г.) лишь грабежам (962%). Вслед за квартирными кражами по темпам роста лидировали разбои (722%).

В целом можно сделать  вывод о том, что динамика состояния  преступности в Новосибирске находится  в рамках действия глобального мегатренда ежегодного роста зарегистрированных преступлений на 5,5% в год. Конъюнктурные колебания в уровне преступности в целом и по отдельным ее видам происходят в масштабе, который в более чем в 2 раза превышает регистрируемую преступность в доперестроечный период. Достигнутый объем валовой преступности – более 30 тыс. преступлений в год – следует признать базовым и добиваться удержания его в ближайшем будущем в зоне около 40 тыс.

Конъюнктура валовой преступности, повышательные и понижательные  тенденции в ее динамике в Новосибирске определяются главным образом общим  состоянием социально-экономической  обстановки в стране и текущими акциями  законодательной и правоохранительной политики. Ее интенсивный рост в  отдельные годы происходит преимущественно  за счет такого вида преступлений как  кражи. Повышенная активность правоохранительных органов способна посредством чрезвычайных мир « сбить» пики преступности, особенно в части наиболее беспокоящей население уличной преступности.

Структура регистрируемой преступности по видам преступлений в современный  период мало чем отличается от ее структуры  в советский период, за исключением  снижения доли хулиганств и повышения  доли преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Идентичность структур означает, что в Новосибирске произошло  скачкообразное расширение криминальной базы за счет лиц без постоянного  источника дохода и рабочей среды. При ухудшении социально-экономической  обстановки в преступную деятельность вовлекаются социальные слои, примыкающие  к ядру криминального сообщества.

 

 

4.  Определение  «латентная преступность». Методика  ее определения

 

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Основными являются элементы преступности, которые образуют основу структуры видовых подсистем преступности. Не основные элементы выполняют вспомогательную (в сравнении с основными элементами) роль в функционировании преступности. К основным  элементам преступности относятся преступные: деятельность, лица, объединения, сознание, нормы, отношения. К не основным: способы общения, фольклор, технику, навыки, ритуалы, опозновательно-знаковые атрибуты. Элементы преступности образуют “вертикальный срез” ее структуры. “Горизонтальный срез” состоит из подсистем (частей преступности), которые можно назвать видами преступности. Причем отличают их от видов преступной разновидности криминальной деятельности (преступлений), классифицируемых по разным основаниям. Виды преступности как компоненты ее структуры состоят из большинства или части названных выше элементов преступности. Преступную деятельность делят на “криминальную”, представляющую собой совокупность поведенческих актов, нарушающих уголовно-правовые запреты (преступлений), и “некриминальную”. Она в свою очередь состоит из совокупности поведенческих актов, которые не нарушают действующие нормы уголовного права, но органически связаны с криминальной деятельностью.

 

Последней характеристикой преступности называется - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях  показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Вышеперечисленные показатели преступности определяются на базе анализа уголовной статистики. Между тем она не содержит полных данных о фактической преступности, ибо за ее пределами остаются сведения, касающиеся латентной части этого социального явления, т.е.  в преступности выделяется зарегистрированная и латентная преступность. Практики и ученые иногда пользуются еще такими терминами, соответственно, как “ясное” и “темное” числа.

Ученые выделяют несколько групп латентных преступлений. Первую группу составляют преступления, которые вообще не стали известными соответствующим органам.

К другой группе относятся выявленные преступления с не установленным преступником.

Третью группу образуют раскрытые преступления, не повлекшие по процессуальным причинам обвинительного акта либо приговора.

Четвертая группа - это преступления, по делам о которых имеется вступивший в законную силу приговор, но не все деяния осужденных были известны органам правосудия и учтены в обвинительном акте.

Существование латентности и ее величина зависят от многих факторов, из которых наибольшее значение имеют:

отсутствие сообщений о преступлении со стороны пострадавших,

методы совершения преступлений, уровень работы правоохранительных органов,

а также неумение действовать совместно с населением. Имеют место случаи, когда потерпевший не заявляет о преступлении, руководствуясь в основном критерием “нецелесообразности”. Можно назвать несколько причин такого поведения:

потерпевший считает преступление слишком незначительным, чтобы оправдать обращение в правоохранительные органы;

опасается мести преступников;

дает согласие на преступное поведение, что часто имеет место в сфере сексуальных преступлений;

ущерб, причиненный преступлением, минимален;

возбуждение уголовного дела грозит потерпевшему тратой времени;

потерпевший не сообщает о преступлении, опасаясь моральной компрометации;

потерпевший отрицательно относится к правоохранительным органам;

не убежден в правильности уголовно-правовых санкций, предусмотренных за данное преступление;

не верит в эффективность деятельности правоохранительных органов;

не желает участвовать в уголовном деле;

полагается на восстановление справедливости путем самосуда.

Наряду с тенденцией не заявлять о преступлениях периодически наблюдается другое явление - отказ правоохранительных органов в приеме таких заявлений.

На величину “темного числа” оказывают влияние также некоторые негативные факторы, имеющие процессуальное значение, например, смерть обвиняемого, давность, отсутствие заявления потерпевшего, обязательного при возбуждении некоторых уголовных дел  и пр.

В криминологической литературе неоднократно принимались попытки оценить размеры латентности. Но это, пожалуй, одна из не решаемых проблем. Методы, предлагаемые криминологами сводятся к условным мероприятиям:

Информация о работе Понятие преступности