Особенности международного контракта франчайзинга напитка Coca-Cola из США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выделении особенностей внешнеторгового контракта франчайзинга напитка Coca-Cola из США.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучение договора коммерческой концессии (франчайзинга) в системе гражданско-правовых договоров;
- выделение квалификации предмета договора коммерческой концессии (франчайзинга);
- проведение анализа использования бренда напитка «Coca-Cola» на мировом рынке;
- оценка экономической эффективности внешнеторговой сделки франчайзинга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения договора коммерческой концессии (франчайзинга)
1.1. Понятие и место договора коммерческой концессии (франчайзинга) в системе гражданско-правовых договоров……………………………………. 5
1.2. Правовые основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)………………………………………………………………….. 16
Глава 2. Анализ эффективности использования международного контракта франчайзинга напитка Coca-Cola из США в РФ
2.1. Анализ использования бренда напитка «Coca-Cola» на мировом рынке……………………………………………………………………………. 24
2.2. Оценка экономической эффективности применения внешнеторговой сделки франчайзинга напитка Coca-Cola из США в РФ…………….…………………………………………………………………. 29
Заключение………………………………………………………………… 32
Список использованных источников……………

Содержимое работы - 1 файл

Контракты - САША.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

     «Источники иностранного права, применимые к международным (внешнеэкономическим) сделкам, представляют собой, прежде всего, положения обязательственного и договорного права»7. В странах континентального права гражданское, в том числе договорное, право кодифицировано. Основным источником выступает Гражданский Кодекс. В некоторых странах континентальной Европы наряду с гражданскими приняты также торговые кодексы (Россия от такого подхода отказалась). В некоторых странах договоры вынесены за рамки гражданских кодексов и регулируются отдельными законами, например, в Швейцарии действует Обязательственный закон 1881 года (Кодекс обязательственного права). В целом страны континентального права строят свое законодательство либо на основе принципов, заложенных в ГГУ 1900 года (германская правовая семья), либо на основе ФГК 1804 года (романская правовая семья).

     Особую  сложность для российских судов  представляют правовые системы стран  англо-американского права (Англия, Уэльс в Великобритании, США (исключая Луизиану), Канада (исключая провинцию  Квебек), Австралия, Новая Зеландия и Ирландия, бывшие английские колонии  Азии, Африки и Карибского бассейна), основным источником договорного права, в которых выступает судебный прецедент. При этом в таких странах принимаются также законы, так что правовая система носит смешанный характер.

     При применении права следует учитывать  и федеративный характер страны. Например, в США доктрина судебного прецедента действует лишь в пределах конкретного штата. Хотя суды часто ссылаются на решения судов других штатов, данные решения рассматриваются как дополняющие аргументацию, но не являются обязательными для суда. По отдельным аспектам контрактного права на уровне штатов также принимаются законы, которые «являются обязательными для судов и имеют большую силу, чем судебные прецеденты». Особое значение в правовой системе США играет ЕТК США, разработанный специальной Комиссией совместно с Американским Институтом права, с тем, чтобы заменить ранее принятые в США единообразные законы. ЕТК - модельный нормативный акт, на основании которого отдельные штаты принимают свои внутренние законы. Таким образом, даже наличие единого ЕТК не приводит к полной унификации договорно-правовых норм, поскольку нормы ЕТК толкуются в штатах сообразно сложившейся судебной практике. При этом, как отмечает А.С. Комаров, «суды отдельных штатов США: нередко продолжают отдавать предпочтение нормам действующего в этих штатах прецедентного права, а не положениям, сформулированным ЕТК, полагая, что его нормы не всегда адекватны действующему в данном штате праву...»8.

     В тех областях контрактного права, в  которых все еще доминирует прецедентное право, единообразие поддерживается влиянием Свода договорного права, принятым Американским институтом права. «Свод не применяется в США как источник права, однако его иногда цитируют в решениях, но не как основание для принятия решения, а в качестве дополнительной аргументации». Кроме того, вместе с ЕТК Свод договорного права вносит единообразие в договорное право США, которое остается преимущественно правом штатов.

     Материально-правовое регулирование международной купли-продажи  характеризуется в настоящее  время единообразием, поскольку  с 1 января 1988 г. вступила в силу Венская конвенция 1980 г. Конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. Кроме того, Конвенция содержит положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

     Принятию  Венской конвенции 1980 г. предшествовала разработка и принятие в 1964 г. двух Гаагских конвенций о купле-продаже - Конвенции о Единообразном законе, о международной купле-продаже товаров и Конвенции о Единообразном законе, о заключении договоров международной купли-продажи. Конвенции не нашли широкого применения вследствие того, что учитывали «главным образом правовые традиции и экономические реалии континентальных стран Западной Европы, то есть региона, принимавшего наиболее активное участие в их подготовке». Для того чтобы максимально расширить круг участников Венской конвенции 1980 г., сделать ее универсальным документом, авторы конвенции старались учесть интересы существующих национальных правовых систем, прежде всего, континентальной и англо-американской. В результате в Конвенции нашли отражение особенности, свойственные этим двум правовым системам. Благодаря этому обстоятельству число участников Конвенции превысило 70 государств и имеет тенденцию к росту.

     Конвенция подлежит применению в двух случаях.

     1. Когда коммерческие предприятия  сторон договора международной  купли-продажи товаров находятся  в разных государствах, участвующих в конвенции (п. 1 «a» ст. 1).

     2. Когда в силу коллизионной  нормы в качестве применимого  к договору национального права  признается право государства - участника Конвенции, даже если коммерческое предприятие одной из сторон договора или обеих сторон не находится в государствах - участниках конвенции (п. 1 «b» ст. 1). Причем это правило действует также в случае, когда стороны выбрали право государства - участника конвенции в силу автономии воли сторон. Иными словами, применение к контракту права государства - участника конвенции автоматически влечет применение Конвенции. Хотя Конвенция не является обязательной для не участвующих в ней государств, имеются примеры ее применения судами таких государств в случае, когда коллизионные нормы ведут к применению права государства - участника Конвенции.

     Национальность (государственная принадлежность) стороны  не имеет значения для решения  вопроса о применимости конвенции (п. 3 ст. 1). Таким образом, если коммерческие предприятия сторон находятся в одном государстве, то конвенция не применяется, хотя бы стороны и имели различную национальность. Примечательно, что в некоторых случаях нормы конвенции применялись в качестве обычно-правовых.

     В соответствии со ст. 6 Конвенции стороны могут исключить применение конвенции, однако это надо сделать прямо и недвусмысленно, например, записать в контракте, что к нему не применяются положения Венской конвенции 1980 г. В своем обзоре по применению Конвенции ЮНСИТРАЛ отмечает, что существует неопределенность по поводу того, могут ли стороны подразумеваемо (косвенно) исключить применение конвенции. Ряд судов и арбитражей считают, что исключить применение конвенции таким способом нельзя, поскольку конвенция не предусматривает прямо такой возможности.

     Помимо  Венской конвенции 1980 года контракты международной купли-продажи товаров регулируются рядом других международных соглашений. В частности, Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года, измененная Протоколом 1980 года, установила единый четырехлетний срок исковой давности. Хотя Россия не участвует в данной конвенции, ее положения будут применяться к контрактам с участием российских контрагентов в случаях, когда применимым правом к договору окажется право государства - участника конвенции при условии, что это государство не сделало оговорки о том, что будет применять конвенцию только к отношениям сторон, имеющим свои коммерческие предприятия в ее государствах-участниках (п. «в» ст. 3).

     В конвенции нашли свое отражение  особенности, свойственные как англо-американскому  праву, так и континентальным  правовым системам. Например, ст. 71-73 конвенции  происходят из общего права (§ 2-609 и 2-610 ЕТК США), в то время как ст. 47 и 63, предоставляющие возможность установления дополнительного срока для исполнения обязательства, берут начало из континентального права (англо-американскому праву такие положения не известны).

     Основным  средством правовой защиты против нарушения  договора по конвенции является возмещение убытков. Убытки понимаются как реальный ущерб и упущенная выгода (ст. 74). Однако их размер не должен быть более того ущерба, который могла и должна была предвидеть нарушившая договор сторона. Это последнее положение является отличительной чертой понятия убытков по конвенции, и происходит оно также из общего права, хотя схожие положения имеются и в законодательстве некоторых стран континентальной Европы. В отличие от российских судов и арбитражей зарубежные суды при взыскании убытков по ст. 74 конвенции специально исследуют вопрос о том, не превышает ли размер убытков той суммы, которую можно было предвидеть во время заключения контракта.

     К источникам правового регулирования  договора внешнеторговой купли-продажи  относятся Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА.

     Принципы  УНИДРУА представляют полностью  новый универсальный подход к  праву международной торговли, поскольку  они не являются ни контрактом, согласовываемым  коммерческими предприятиями, ни международной  конвенцией, подлежащей ратификации  подписавшими ее государствами. Причинами разработки данного документа явилось не достижении традиционными методами международно-правовой унификации ожидаемых результатов в виде единообразных правил, предлагающих универсальное регулирование и сводящих к минимуму необходимость обращения к национальному праву отдельных стран. При отсутствии единообразного регулирования на универсальном уровне вследствие различий, существующих правовых систем и невозможности формулирования самодостаточного контракта возникает проблема определения применимого права и разрешения на его основе спора.

     Сфера применения Принципов определена как  общие правила международных  коммерческих договоров сходным с Венской конвенцией 1980 года образом. Ограничение применения Принципов только к международным коммерческим сделкам отразило намерение составителей, с одной стороны, предложить набор наиболее важных предписаний во избежание обращения через коллизионные нормы к национальным правовым системам и исключения применения имеющих значительные отличия в разных странах внутринациональных правил о внутренних договорах, включая потребительские договоры, и, с другой стороны, ограничить сферу их применения профессиональным оборотом, в котором участвуют коммерческие организации. По сравнению с Венской конвенцией 1980 года сфера действия Принципов шире: их положения применимы к любым коммерческим договорам. Однако это не препятствует сторонам использовать Принципы и во внутреннем обороте; особое значение этого применительно к российским участникам коммерческих договоров подчеркивалось А.С. Комаровым в Предисловии к русскому изданию. Данный документ носит самодостаточный характер и в отличие от Венской конвенции 1980 года не предусматривает обращения к внутринациональному праву, сохраняя в ст. 1.6 отсылку к основополагающим общим принципам. Вместе с тем Принципы не ограничивают применение обязательных (императивных) положений национального, международного или наднационального происхождения, которые подлежат применению в силу соответствующих норм международного частного права (ст. 1.4). Сторонам предоставлено право исключить применение Принципов, отступать от них или изменять содержание любого из их положений, если иное не предусмотрено этими Принципами (ст. 1.5).

     Положения Принципов УНИДРУА могут быть разделены на две части: к первой относятся основополагающие принципы, общие для всех правовых систем и  отражающие фундаментальные основы структуры международных коммерческих отношений; ко второй части относятся  правила о заключении и исполнении международных коммерческих договоров, а также последствия их неисполнения, сформулированные в виде предоставления потерпевшей стороне различных  средств защиты. 

 

Глава 2. Анализ эффективности использования международного контракта франчайзинга напитка Coca-Cola из США

   2.1.   Анализ использования  бренда  напитка  «Coca-Cola» на мировом рынке 

   В современном мире любой человек  на вопрос, что такое Coca-Cola, без труда  даст точный ответ. Сложно найти человека, которому не был бы знаком этот логотип: округлые белые буквы на красном  фоне, складывающиеся в слова, — Coca-Cola. Это один из самых успешных и узнаваемых брендов: эксперты оценивают его  более чем в 70 миллиардов долларов9.

   Сначала напиток ежедневно покупали в  среднем лишь 9 человек. Выручка с  продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство кока-колы было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность кока-колы возрастала, и прибыли от её продажи тоже.

   Началась  же история этого бизнеса, с домашнего рецепта, составленного химиком-любителем и по совместительству владельцем небольшой фармацевтической фирмы Джоном Ститом Пембертоном в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года10. Бывший армейский кавалерист, капитан Пембертон после поражения конфедератов оказался не у дел и был вынужден крутиться, чтобы свести концы с концами. Перебравшись из родного Коламбуса в Атланту, он открыл фармацевтическую фирму. Сварив сироп, он позвал своего друга и по совместительству бухгалтера Френка Робинсона, и поделился с ним открытием. Френк посоветовал ему записать этот чудесный рецепт. Сироп, был сладким и густым. Джон отнес его в самую крупную в городе аптеку «Джекобса». В тот же день первые порции сиропа, по пять центов за стакан, были проданы посетителям. На протяжении своего первого года существования «Кока-Колу» раскупали в количестве девяти стаканов в день, как было упомянуто выше.

   Основные  ингредиенты Coca-Cola были таковы: три  части листьев коки (из этих же листьев  получали наркотик кокаин) на одну часть  орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как  лекарственное средство «от любых  нервных расстройств» и начал  продаваться через автомат в  крупнейшей городской аптеке Джекоба  в Атланте. Пембертон также утверждал, что кока-кола исцеляет от импотенции, и что на неё можно перейти  тем, кто пристрастился к морфию (к морфию, кстати, был неравнодушен и сам Пембертон).

Информация о работе Особенности международного контракта франчайзинга напитка Coca-Cola из США