Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Сохранение биоразнообразия – разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальнейшая задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. В рамках этой проблемы впервые признано, что охрана живого на Земле не является узкой задачей определенных групп и кругов, но является задачей всего человечества и, одновременно, условием его выживания на планете.

Содержимое работы - 1 файл

Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия России.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

Великолепным примером такого функционирования экосистемы является Бухта Нью-Йорка площадью в 5200 км2 (2000 квадратных миль), образующаяся при впадении р. Гудзон. Бухта Нью-Йорка работает как бесплатная система переработки канализационных отходов, которые сливаются туда в результате жизнедеятельности 20 млн человек, живущих на территории мегаполиса Нью-Йорк. Если же бухта Нью-Йорка будет разрушена или повреждена в результате суммарного эффекта перегрузки сточными водами и береговой хозяйственной деятельностью, то придется создавать альтернативную систему переработки отходов, включающую в себя мощные системы очистки воды и гигантские засыпные свалки стоимостью в миллиарды долларов.

Взаимосвязь видов. Существование многих видов, которые имеют для человека непосредственную производственную ценность, зависит, в свою очередь, от диких видов, не имеющих прямой ценности для человека. Таким образом, исчезновение последних может привести соответственно к исчезновению культивируемых видов, важных для экономики. Например, дичь и рыба, используемые человеком, зависят от насекомых и растений, которыми они питаются. Исчезновение популяций насекомых или растений приведет к исчезновению животных, используемых человеком. Птицы и хищные насекомые защищают хлебные злаки . Например, богомолы (семейство Mantidae) питаются насекомыми-вредителями, наносящими ущерб злаковым. Многие растения зависят от насекомых при опылении, необходимом для формирования семян и плодов [Buchmann, Nabhan, 1996]. Многие полезные виды растений зависят от летучих мышей и птиц, которые питаются плодами и при этом распространяют семена [Fujita, Tuttle, 1991].

Благодаря взаимосвязи в биологических сообществах между деревьями в лесу, злаками и почвенными грибами и бактериями, растения обеспечиваются важными питательными веществами, поступающими при разложении мертвых растений и животных. Слабый рост и массовое вымирание деревьев в лесу, наблюдающееся по всей Европе, могут быть частично связаны с влиянием кислых дождей и загрязнений на почвенные грибы [Cherfas, 1991].

Отдых и экологический туризм. Основное направление рекреационной деятельности – это получение удовольствия без разрушения природы. Речь идет, например, о пешеходном туризме, фотографии, наблюдении за китами или птицами и т. п. Стоимостная ценность такой деятельности, иногда называемой приятным времяпрепровождением, бывает порой довольно значительной, например, 84% канадцев отдыхают на природе, а это приносит приблизительно 800 млн долл. в год. В Соединенных Штатах около100 млн взрослых и столько же детей тоже отдыхают на природе, расходуя не менее 54 млрд долл. на наблюдения за дикой природой, рыбалку и охоту. Более сложные системы учета такого отдыха, принимающие во внимание оплату услуг, дорожные расходы, проживание и приобретение оборудования, позволяют предположить, что рекреационная ценность мировых экосистем может составлять до 800 млрд долл. в год [Costanza еt al., 1997].

На объектах национального и международного значения связанных с природоохранной деятельностью или особенно живописной красотой, например в Йеллоустоунском национальном парке, рекреационная ценность превосходит ценность местного производства, включающего сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность и лесозаготовки [Power, 1991]. Даже такая рекреационная активность, как охота и рыбная ловля, которая в теории является потребительской, может считаться на практике непотребительской, поскольку пищевая ценность животных, добытых рыболовами или охотниками, обычно чрезвычайно мала по сравнению со временем и финансами, затраченными на этот вид деятельности. В сельской экономике спортивное рыболовство и охота приносят сотни миллионов долларов. Рекреационная ценность может быть даже выше, чем показывают эти цифры, так как многие посетители парков, рыболовы-спортсмены и охотники говорят о том, что они готовы, если потребуется, платить еще более высокую входную плату или плату за лицензию.

Экологический туризм является быстрорастущей отраслью индустрии многих стран, включающий в свою орбиту до 200 млн человек и приносящий во всем мире миллиарды долларов ежегодно. Экотуристы посещают страну и расходуют деньги, чтобы соприкоснуться с биологическим разнообразием страны и увидеть самые интересные виды [Ceballos-Lascurбin, 1993]. Однако существует опасность, что организованный туризм может создавать у посетителей обработанную цензурой благодушную картину впечатлений, из-за которой они не смогут осознать или увидеть серьезные социальные или экологические проблемы, подвергающие биологическое разнообразие большой опасности. Экологический туризм может способствовать деградации некоторых мест. Например, туристы могут неосознанно вытаптывать дикие растения, разрушать кораллы, беспокоить колонии гнездящихся птиц или отпугивать зверей от мест водопоя или кормежки [Giese, 1996].

1.22. Образовательная и научная ценность

Многие книги, журналы, телевизионные программы, компьютерные материалы и фильмы, создаваемые с образовательной или развлекательной целью, основаны на сюжетах, почерпнутых в природе. Все больше и больше материалов по естественной природе включаются в школьные программы. Эти образовательные программы, возможно, стоят миллиарды долларов в год. Большое количество профессиональных ученых и педагогов наряду с глубоко увлеченными любителями принимают участие в проведении экологических наблюдений и подготовке учебных материалов. В сельских регионах эта деятельность осуществляется на научных полевых станциях, которые являются источником занятости и обучения для местных людей. Кроме того, что эта научная деятельность полезна для тех мест, где она осуществляется, особая ее ценность заключается в расширении знаний, углублении образования и обогащении опыта человека.

1.23. Индикаторы состояния окружающей среды

Виды, которые особенно чувствительны к токсичным веществам, могут служить “системами раннего оповещения”, обеспечивая мониторинг здоровья окружающей среды. Наиболее известными живыми индикаторами являются лишайники, которые растут на скалах и поглощают химикаты, содержащиеся в дождевой воде и воздухе [Hawksworth, 1990]. Высокий уровень токсичных материалов убивает лишайники, а каждый лишайник имеет определенный уровень устойчивости к загрязнению воздуха. Состав сообщества лишайников в какой-либо области может быть использован как биологический показатель уровня загрязнения воздуха. Их распределение и состояние могут быть использованы для определения областей загрязнения вокруг их источников, например плавильных производств. Водные фильтрующие животные, такие как моллюски, тоже используются для мониторинга загрязнения окружающей среды, поскольку они пропускают через себя большие объемы воды и концентрируют в своих тканях токсичные химикаты, например ядовитые металлы и пестициды.

1.24. Опционная ценность

Опционная ценность видов заключается в том, что они потенциально могут принести человечеству экономическую пользу в какой-то момент времени в будущем. С изменением потребностей в обществе, меняются методы удовлетворения этих потребностей. Часто решение новых проблем связано с животными или растениями, которые ранее никак не использовались. Размах исследований новых природных продуктов чрезвычайно широк. Энтомологи заняты поиском насекомых, которых можно использовать в качестве биологических агентов управления вредителями; микробиологи исследуют бактерии, которые смогут помочь в биохимическом производстве; зоологи определяют виды, которые вырабатывают животный белок более эффективно и с меньшими потерями для окружающей среды, чем существующие домашние животные.

Трудно определить возможную будущую экономическую ценность различных видов, поскольку она может опираться на продукты или процессы, которые сейчас сложно себе представить. Например, указание на то, что биологическое разнообразие является “природным богатством” приобрело недавно новое значение благодаря удивительным данным о том, что некоторые растения могут накапливать довольно значительное количество золота, что в конечном итоге может привести к выращиванию этих растений на старых разработках ценных минералов [Anderson еt al., 1998]. Если биологическое разнообразие сократится, возможности ученых обнаруживать и использовать для таких целей новые виды будут ограничены.

Учреждения здравоохранения и фармацевтические компании предпринимают значительные усилия по сбору и скринингу растений и других видов для препаратов, способных побеждать болезни человека [Eisner, Beiring , 1994; Tuxill, 1999]. Открытие сильного противоракового компонента в тихоокеанском тисе (Taxus brevifolia), дереве родом из старых североамериканских лесов, является одним из недавних результатов таких исследований. Еще один вид, имеющий медицинскую ценность, – это дерево гинкго (Ginkgo biloba), которое произрастает в некоторых изолированных областях Китая. Последние 20 лет развивается индустрия (приносящая 500 млн долл. в год) культивирования дерева гинкго и производства препаратов из его листьев, которые широко применяются в Европе и Азии для лечения заболеваний, связанных с кровообращением, инсультами и потерей памяти (рис. 1; [Del Tredici, 1991]).

Развивающаяся биотехнологическая индустрия направлена на поиск новых путей снижения загрязнения, разработку производственных процессов и на борьбу с различными заболеваниями человека [Frederick, Egan, 1994]. В некоторых случаях оказывается, что только что открытые или уже известные виды обладают свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с серьёзными проблемами, стоящими перед человечеством. Инновационные технологии молекулярной биологии позволяют ценные гены, обнаруженные в одном виде, перенести в генетический аппарат других видов. Среди наиболее многообещающих новых видов, которые исследуются учеными от промышленности, являются древние бактерии, которые живут в экстремальных средах таких, как глубоководные геотермальные расщелины и горячие источники [Jarrell еt al., 1999]. Эти бактерии, которые живут в необычных химических или физических условиях, могут быть адаптированы под особые промышленные производства, имеющие значительную экономическую ценность. Одним из самых главных инструментов индустрии биотехнологий, дающей многие миллиарды долларов, является цепная реакция полимеразы (PCR), используемая для умножения копий ДНК. Но она зависит от энзима (фермента), который стабилен при высоких температурах. Этот энзим изначально был получен от бактерий (Thermus aquaticus), обитающих в естественных горячих источниках в Йеллоустоунском национальном парке. Компании Hoffman-LaRoche и Perkins-Elmer, владельцы патента PCR, благодаря этой технологии зарабатывают 200 млн долл. в год.

Сейчас постоянно обсуждается следующий вопрос: кому принадлежат права коммерческой разработки мирового биоразнообразия? В прошлом различные виды собирались свободно в местах их обитания. Корпорации, как это бывает в развитом мире, затем продавали продукты, полученные в результате использования этих видов, и получали прибыль. Все чаще и чаще правительства развивающихся стран требуют возвращать часть прибыли, полученной от конечных продуктов, в страны и местные сообщества, где было добыто соответствующее сырье [Vogel, 1994]. Подготовка соглашений и разработка процедур указывают на то, что в этом направлении в ближайшие годы придется вести большую дипломатическую и экономическую работу.

Большинство видов имеют небольшую прямую экономическую ценность или не имеют ее вообще, лишь небольшое их количество может использоваться в лечебных целях, в промышленности или служить гарантией предотвращения потери какой-нибудь главной злаковой культуры. Если один их таких видов исчезнет еще до того, как его обнаружат, то для глобальной экономики это может обернуться огромной потерей, даже если большинство видов в мире будет сохранено. Можно сказать иначе, что разнообразие видов на планете сравнимо с учебным пособием о том, как создать полноценную жизнь на Земле. Потерять вид – это значит выдрать страницу из такого учебного пособия. Если нам когда-либо потребуется информация с этой страницы для того, чтобы сберечь самих себя и другие виды Земли, только тогда мы сумеем оценить безвозвратность потери.

1.25. Ценность существования

Многие люди во всем мире интересуются жизнью дикой природы и растениями; они обеспокоены их защитой. Эта обеспокоенность может быть связана с желанием однажды посетить места обитания уникальных видов и увидеть их в дикой природе, или это может быть какая-то другая абстрактная связь. Некоторые виды, так называемая “харизматическая мегафауна”, представленная пандами, львами, слонами, ламантинами, бизонами и многими птицами, вызывают сильный отклик в душе человека. Люди ценят эти эмоции и прямо выражают их, давая средства и вступая в организации, которые занимаются сохранением и защитой этих видов и среды их обитания. В Соединенных Штатах в общей сложности было пожертвовано 4 млрд долл. в 1995 году организациям, которые занимаются охраной диких животных в их среде обитания. Среди них Комитет по охране природы (Nature Conservancy), Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund), организация Утки без границ (Ducks Unlimited). Возглавляет список Сьерра Клуб (Sierra Club). Граждане также выражают свою озабоченность тем, что обращаются к своим правительствам с просьбой выделять больше средств на программы, связанные с охраной природы. Например, правительство Соединенных Штатов уже израсходовало 30 млн долл. для защиты такого редкого вида, как калифорнийский кондор (Gymnogyps californianus). Эта ценность существования может быть связана с такими биологическими сообществами, как вековые леса, тропические дождевые леса, прерии, береговые болота и зоны особых ландшафтов. Люди и организации вносят большие суммы денег для того, чтобы обеспечить существование этих сред обитания и в дальнейшем. Деньги, направленные на защиту биологического разнообразия, особенно в развитых странах мира, достигают миллиардов долларов в год. Эта сумма характеризует ценность существования видов и биологических сообществ уже тем, что люди готовы платить такие средства для того, чтобы не допустить исчезновения видов и сред их обитания.

В итоге экологическая экономика помогла привлечь внимание к широкому диапазону товаров и услуг, которые обеспечены биологическим разнообразием. Это помогает ученым лучше оценивать проекты, так как они теперь могут учитывать важные переменные – воздействие на окружающую среду – это то, что раньше выпадало из всех расчетов. После проведения полного анализа крупномасштабных хозяйственных проектов, многие из которых изначально выглядели вполне успешными, оказалось, что целый ряд этих проектов оказался экономически убыточным. Например, для оценки такого хозяйственного проекта, как проект ирригации с использованием воды, получаемой из тропической водно-болотной экосистемы, следует сравнить краткосрочные преимущества (повышение урожайности зерновых) с затратами на последующее сохранение окружающей среды. Pис. 1.10 показывает общую экономическую ценность тропической влажной экосистемы, включая ценность использования, опционную ценность и ценность существования.

Информация о работе Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия России