Организационно-правовые основы деятельности пограничных органов на Каспийском направлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать деятельность пограничных органов на Каспийском направлении по защите экономических интересов..
Задачи работы:
- определить понятие экономических интересов России и способы их защиты;
- изучить направления деятельности пограничных органов, связанные с обеспечением экономических интересов государства;
- проанализировать деятельность пограничных органов на Каспийском направлении по предотвращению экономического ущерба российскому государству;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономические интересы России и способы их защиты…………………….5
1.1 Понятие экономических интересов государства и необходимость их защиты…………………………………………………………………………...5
1.2 Оценка ситуации в регионе Каспийского моря и прикаспийских государствах…………………………………………………………………….7
2. Деятельность пограничных органов на Каспийском направлении по предотвращению экономического ущерба российскому государству……….12
2.1 Направления деятельности пограничных органов, связанные с обеспечением экономических интересов государства……………………...12
2.2 Специфика деятельности пограничных органов на Каспийском направлении по защите экономических интересов государства…………...17
3. Организационно-правовые основы деятельности пограничных органов на Каспийском направлении……………………………………………………….21
3.1 Материалы оперативно-служебной деятельности пограничных органов на каспийском направлении…………………………………………………..21
3.2 Основные результаты деятельности пограничных органов на Каспийском направлении……………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………

Содержимое работы - 1 файл

Экономический анализ деятельности пограничных органов на каспийском направлении.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Специфика деятельности  пограничных органов  на Каспийском  направлении по  защите экономических  интересов государства 

      Итак, как следует из законодательства о государственной границе, Россия в лице ее пограничных органов контролирует прибрежную зону шириной 12 морских миль. Однако исключением из этой нормы является Каспийское море. Его статус до сих пор не определен, не проведено разграничение экономических интересов и экономического пространства. В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии [13].

      Это и определяет специфику деятельности пограничных органов в условиях неопределенного статуса Каспийского моря.

      В связи с тем, что правовой статус Каспийского моря и режим его  использования не определены, работа над пятисторонним соглашением  приостановлена на неопределенное время. Минтранс по рекомендации МИДа России перешел к практике заключения двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в области морского транспорта со странами Каспийского региона.

      Защиту  интересов России на Каспийском направлении  осуществляют, в том числе и пограничные органы. В широком смысле решение перечисленных задач осуществляют как сухопутные силы пограничных органов, так и морская береговая охрана. Сухопутные границы в прикаспийском регионе Россия имеет с Казахстаном и Азербайджаном и там установлен пограничный режим в соответствии с Законом "О Государственной границе Российской Федерации". Однако, наиболее сложные задачи защиты экономических интересов России на Каспийском направлении осуществляют силы береговой охраны.

      Департамент береговой охраны был создан в 2007 году. На современном этапе основные усилия органов береговой охраны направлены на защиту экономических и иных законных интересов в морских пространствах России и в открытом море, контроль за соблюдением законов и международных договоров на море, а также на реализацию государственных задач. Прежде всего, это относится к сферам обеспечения морской безопасности, безопасности транспортных коммуникаций, поиску и спасанию людей на море.

        Одной из приоритетных задач,  возложенных на пограничные органы указом Президента РФ № 950 в августе 1997 г. и постановлением Правительства РФ № 90 от января 1998 г., является охрана водных биоресурсов. Прежде государственный контроль в этой сфере осуществлял орган по рыболовству.

        Пограничная служба выполняет контроль за соблюдением пользователями международных договоров, федерального законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов (ВБР), установленных правил их добычи.

        Департамент береговой охраны  максимально серьезно относится  к исполнению этих важных функций,  особенно учитывая всю сложность  отношений в сфере рыболовства.  Все мы хорошо помним, в какой  Запасы промысловых объектов  в середине 90-х годов находились в крайне тяжелой ситуации, в том числе и в регионе Каспийского моря, когда разграбление морских ресурсов приобрело массовый характер.

      Сейчас  ситуация меняется и меняется весьма кардинально. Поворотным моментом в этом вопросе стал госсовет, прошедший в Астрахани 31 августа 2007 года. На нем Владимир Путин, тогда еще в качестве Президента РФ, жестко поставил вопрос по наведению порядка в рыбной отрасли. С тех пор Правительством, Пограничной службой совместно с Федеральным агентством по рыболовству и другими федеральными органами проделана действительно большая работа.

      В рамках предотвращения незаконного промысла прорабатывается вопрос о заключении межправительственных соглашений с государствами, в которые осуществляют доставку водных биологических ресурсов суда под «удобными» флагами.

      В 2007 году в рамках формирования нового облика границы в пограничном ведомстве приступили к созданию принципиально новой системы береговой охраны морских рубежей страны.

      Сегодня подразделения береговой охраны пограничных органов решают на Каспийском направлении не только задачи, непосредственно связанные с охраной государственной границы, как это было ранее, а выполняют целый комплекс задач, направленных на обеспечение защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в морском пространстве.

        Наличие на Каспии значительных биологических и минеральных ресурсов, стремление отдельных субъектов хозяйственной деятельности к извлечению максимальной прибыли любыми способами, - в том числе и противоправными, вызывают необходимость усиления государственного контроля за их деятельностью.

      Сложившаяся на момент формирования департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России система охраны морских  пространств, а также возможности  пограничных органов в плане  материального обеспечения и технического оснащения не обеспечивали противодействие всему спектру угроз безопасности Российской Федерации на Каспийском море. Отсутствовала современная комплексная система оценки оперативной обстановки, более 50 процентов технических средств контроля надводной обстановки выслужили установленные сроки эксплуатации, морально устарели и подлежали замене на автоматизированные и автономные комплексы. В таком же состоянии находилась и большая часть сооружений, технических объектов базирования и инфраструктуры пограничных органов. Отсутствие достаточного финансирования привело к значительному сокращению корабельно-катерного состава. Только в 2000-2005 годах численность кораблей и катеров на Каспийском море уменьшилась почти на треть. Надо было что-то предпринимать...

        В целях обеспечения защиты  национальных интересов Российской  Федерации на Каспийском направлении, в соответствии с поручением Президента РФ от 16 января 2006 года Пограничной службой ФСБ России осуществляется формирование системы береговой охраны, способной обеспечить противодействие существующим угрозам на море.

      В целом, в настоящее время на морских направлениях сформированы и осуществляют оперативно-служебную деятельность 14 пограничных органов, созданы принципиально новые подразделения береговой охраны. В их составе - береговые подразделения, морские силы (корабельно-катерный состав), подразделения пограничного контроля, государственные морские инспекции и другие обеспечивающие подразделения.

        Для наращивания системы информационного обеспечения пограничной деятельности на морских направлениях, в том числе на Каспийском море, ведется работа по развертыванию комплексной системы освещения надводной обстановки, в пограничных органах развернуты 11 координационных отделов, использующих в своей деятельности системы мониторинга надводной обстановки четырех министерств. Организован автоматизированный обмен данными с 21 службой береговых охран иностранных государств.

        Таким образом, на Каспийском направлении государство приняло необходимые меры по охране своих экономических интересов. Ведется работа по развертыванию комплексной системы освещения надводной обстановки и раннего предупреждения противоправной деятельности в акватории Каспийского моря.

 

3. Организационно-правовые  основы деятельности  пограничных органов  на Каспийском  направлении и ее результаты 

3.1 Организационные действия России на Каспийском море и оперативно-служебная деятельность пограничных органов  

      Как уже констатировалось выше, распад Советского Союза и образование новых независимых государств коренным образом изменили международную обстановку на Каспийском море – одном из важнейших мировых резервуаров нефти. Оказавшись фактически отброшенной на северо-запад Каспия, Россия предстала перед лицом новой геополитической реальности, что связано, во-первых, с потерей былых преимуществ, являвшихся результатом успешной русской военной экспансии на этом театре в течение XVIII-XIX веков, и, во-вторых, с нерешенностью уже «перезревшего» вопроса о статусе моря.

      Напомним, что мирные договоры между Российской империей и Ираном (Гюлистанский мир 1813 г. и закрепивший его положения  Туркманчайский мир 1828 г.), среди прочего  определившие исключительное право  России держать военный флот на Каспии, обеспечили русское военно-морское господство в данном регионе. Это имело большое значение не только для русских торгово-экономических интересов, но и в аспекте воспрепятствования встречной экспансии геополитических противников России в Закавказье и Средней Азии, а именно Великобритании и Турции. Продолжением Гюлистана и Туркманчая, по сути, стали советско-иранские договоры 1921 и 1940 гг., согласно которым стороны присвоили Каспию статус внутреннего водоема, исключающий присутствие в нем любых судов других государств.

      Успехи  советской дипломатии также стали  важнейшей гарантией военно-морского господства СССР на Каспии при наличии  здесь ограниченных по составу советских  военно-морских сил – Каспийской флотилии и морских частей пограничных войск. Как указывают западные источники, например, в 1988 г. (период зенита военно-морской мощи Советского Союза) Каспийская флотилия располагала всего 37 боевыми кораблями и катерами. Каспийский же компонент ВМС Ирана вообще не представлял собой значимую силу и использовался главным образом в учебных целях [15].

      Строго  говоря, Россия и сегодня играет на Каспийском море роль ведущей военно-морской  державы (утраченную ею на Балтике и  Черном море и в значительной мере – на Тихом океане), однако это уже не может быть опосредствовано преимущественно дипломатически и требует от руководства страны постоянного внимания к «физическому» поддержанию и сохранению данного статус-кво. Появление на берегах Каспия суверенных постсоветских государств (Азербайджана, Казахстана и Туркменистана), преследующих собственные политические и экономические цели и уже располагающих национальными ВМС (хотя и незначительными), перечеркнуло экспансионистские достижения Российской империи в регионе и, соответственно, упразднило условия всех прежних русско- и советско-иранских договоренностей по Каспийскому морю. Более того, включение Каспия в перечень зон «жизненных интересов» США при возникновении определенных неблагоприятных для России внешнеполитических условий, видимо, способно породить ситуацию, аналогичную той, что существовала здесь в 1918-1919 гг., когда на этом закрытом море действовали ВМС Великобритании. Именно опасность совсем еще недавно немыслимого вмешательства «третьей силы» диктует России необходимость военно-морского присутствия в этом регионе на уровне более высоком, чем в советский период или до 1917 г.

      Какова  же была вчера и как складывается сегодня военно-морская обстановка на Каспии?

      Главной составляющей военно-морской мощи России на Каспийском море является Каспийская военная флотилия. Это оперативное объединение русского ВМФ было создано в 1722 г.

      Каспийское  море во второй половине XX в. использовалось СССР в качестве опытного полигона для испытаний морского оружия (в т.ч. ракетного) и новых боевых кораблей, включая дизельные подводные лодки и уникальные экранопланы.

      Покинувшая  в 1992 г. Апшеронский полуостров с  удобной главной базой Баку и  почти всей прежней береговой  инфраструктурой Каспийская военная  флотилия ВМФ Российской Федерации  к началу ХХI века включала 106-ю бригаду надводных кораблей (база Махачкала), 73-ю бригаду кораблей охраны водного района (база Астрахань, Золотой затон), бригаду судов обеспечения, управление поисковых и аварийно-спасательных работ, 556-й отдельный дивизион гидрографических судов, 43-й участок гидрографической службы, базу хранения экранопланов (Каспийск) и развернутые уже после распада СССР 77-ю отдельную гвардейскую бригаду морской пехоты (дислоцирована в Каспийске) и береговой ракетный дивизион (Астрахань).

      Общая численность личного состава КВФ, по неофициальным оценкам, составляет порядка 15 тысяч человек. Кроме того, на Каспии имеются морские силы (береговая охрана) Пограничной службы ФСБ в составе двух (6-й и 17-й) бригад пограничных сторожевых кораблей. Они ведут свою историю от Каспийской флотилии морпогранохраны ОГПУ (затем – 1-го Каспийского отряда пограничных судов морпогранохраны Азербайджанского пограничного округа НКВД СССР).

      Очевидно, что по боевому составу нынешние военно-морские силы России на Каспии не уступают тем, что имел здесь Советский Союз. В отличие от всех российских флотов, в значительной, а то и в катастрофической степени утративших прежний боевой потенциал, Каспийская флотилия в постсоветский период, даже после передачи примерно трети прежнего корабельного состава Азербайджану, существенно нарастила свою мощь (в том числе за счет перевода кораблей и катеров с Черного моря). Обновлен и состав пограничных кораблей на Каспии.

      В нынешнюю военно-морскую группировку  России на Каспийском море, судя по сведениям открытых источников, входят:

        флагман КВФ, новейший сторожевой  корабль с ударным ракетным  вооружением (комплекс «Уран») «Татарстан»  проекта 11661 «Гепард» (в постройке  – еще один корабль данного  типа «Дагестан»);

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности пограничных органов на Каспийском направлении